Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №41/2004

Люди


Задания к таблице, показывающей
движение населения в регионах России
(с. 25—26)

Выполняются на контурной карте России (бланковке), помещенной на с. 18. Для удобства работы на карте двухбуквенными индексами отмечены названия субъектов Российской Федерации: ТВ — Тверская обл., СП — Санкт-Петербург, БА — Башкирия, ЯН — Ямало-Ненецкий а. о. (обозначения автономных округов, входящих в состав областей и краев, выделены курсивом).

Задание 1 (простое)
Пользуясь данными таблицы, закрасьте территории субъектов РФ, увеличивших за 2003 г. свое население красным цветом, а уменьшивших — синим цветом. Отметьте теми же цветами необходимые клетки в таблице — легенде карты. Постарайтесь запомнить те немногие регионы, где население увеличивается. Для того чтобы это запоминание было осознанным и долговременным, попытайтесь понять и объяснить: почему именно для этих регионов характерна подобная тенденция.

Задание 2 (посложнее)
Используя материалы той же таблицы, отметьте штриховкой на контурной карте факторы изменения численности населения в каждом из регионов РФ. Возьмите карандаш или ручку и нанесите на полученную в результате выполнения задания 1 двухцветную карту следующие штриховки: в том случае, если для региона характерна естественная убыль населения при миграционном приросте, используйте нисходящую косую штриховку (слева сверху — направо вниз); если при естественном приросте имеется миграционная убыль — восходящую косую штриховку (слева снизу — направо вверх); в случаях, когда и естественный и миграционный прирост отрицателен (идет убыль) — наложите две эти штриховки вместе и получите косую сетку; территории оставшихся немногочисленных регионов, в которых население увеличивается за счет и естественного, и миграционного приростов, заполните мелкими черными точками. Внесите необходимые дополнения в таблицу легенды, помещенной в левом нижнем углу вашей карты: закрасьте соответствующим цветом прямоугольники в ячейках таблицы. Постарайтесь объяснить те закономерности движения населения нашей страны, которые вскрыла созданная вами карта. В окончательном виде карта должна будет выглядеть примерно так же, как та, что изображена на с. 16—17*.

Задание 3 (сложное)
На готовую после выполнения заданий 1 и 2 карту с помощью школьного географического атласа России маркером или толстым фломастером нанесите зимнюю изотерму
–28°С. Какие регионы расположены к северу от этой линии? Какие тенденции движения населения для них характерны? Как вы думаете, в какие районы преимущественно мигрирует население отсюда? Проверьте свою гипотезу текстом учебника. Нанесите стрелки предполагаемых миграций из дискомфортных климатических районов России.

Задание 4 (творческое)
Обведите ручкой границы национально-территориальных образований в составе Российской Федерации (республик, автономных округов, автономной области). Какие формы движения населения характерны для этих регионов? Узнайте по справочной литературе доли русского и коренного населения в каждом из этих субъектов РФ. Можно ли сказать, что там, где выше доля коренного населения, демографическая ситуация стабильнее и благополучнее: идет увеличение населения, имеется естественный прирост, то есть рождаемость выше смертности? Есть ли исключения из этого правила? С чем они связаны? Постройте в тетради таблицу, в которую занесите все национально-территориальные образования нашей страны, распределив их на следующие группы:
• регионы, увеличивающие население за счет естественного и миграционного прироста;
• регионы, увеличивающие население только за счет большого естественного прироста;
• регионы, где население сокращается по причине большого миграционного оттока;
• регионы, с сокращающимся населением из-за естественной убыли;
• регионы с естественной убылью и отрицательным сальдо миграций.
Пользуясь данными таблицы, помещенной на с. 25—26, подсчитайте: сколько людей проживает в каждой из перечисленных пяти групп регионов. Как вы думаете, каким образом будет развиваться ситуация с движением населения в регионах каждой из этих групп в ближайшем будущем? Запишите ход своих мыслей в рабочей тетради.


* Южные районы Тюменской обл., не входящие в автономные округа, на этой карте показаны как территория теряющая население по причине как естественной убыли, так и миграционного оттока, хотя данные таблицы свидетельствуют о приросте населения на всей территории области. Здесь нет противоречия: население области в целом действительно растет, в то время как в южных районах уменьшается, во многом именно из-за оттока населения юга области в «свои» автономные округа. В связи с тем, что статистика приводит данные по субъекту федерации в целом, а автономные округа — составная часть Тюменской обл., происходит иллюзия демографического благополучия на всей территории этого региона. Однако объективнее и честнее определять движение населения на юге области без данных по округам.