Задания к таблице, показывающей
движение населения в регионах России
(с. 25—26)
Выполняются на контурной карте России
(бланковке), помещенной на с. 18. Для удобства
работы на карте двухбуквенными индексами
отмечены названия субъектов Российской
Федерации: ТВ — Тверская обл., СП —
Санкт-Петербург, БА — Башкирия, ЯН —
Ямало-Ненецкий а. о. (обозначения автономных
округов, входящих в состав областей и краев,
выделены курсивом).
Задание 1 (простое)
Пользуясь данными таблицы, закрасьте территории
субъектов РФ, увеличивших за 2003 г. свое население красным
цветом, а уменьшивших — синим цветом.
Отметьте теми же цветами необходимые клетки в
таблице — легенде карты. Постарайтесь запомнить
те немногие регионы, где население
увеличивается. Для того чтобы это запоминание
было осознанным и долговременным, попытайтесь
понять и объяснить: почему именно для этих
регионов характерна подобная тенденция.
Задание 2 (посложнее)
Используя материалы той же таблицы, отметьте
штриховкой на контурной карте факторы изменения
численности населения в каждом из регионов РФ.
Возьмите карандаш или ручку и нанесите на
полученную в результате выполнения задания 1
двухцветную карту следующие штриховки: в том
случае, если для региона характерна естественная
убыль населения при миграционном приросте,
используйте нисходящую косую штриховку (слева
сверху — направо вниз); если при естественном
приросте имеется миграционная убыль — восходящую
косую штриховку (слева снизу — направо вверх);
в случаях, когда и естественный и миграционный
прирост отрицателен (идет убыль) — наложите две
эти штриховки вместе и получите косую сетку;
территории оставшихся немногочисленных
регионов, в которых население увеличивается за
счет и естественного, и миграционного приростов,
заполните мелкими черными точками. Внесите
необходимые дополнения в таблицу легенды,
помещенной в левом нижнем углу вашей карты:
закрасьте соответствующим цветом
прямоугольники в ячейках таблицы. Постарайтесь
объяснить те закономерности движения населения
нашей страны, которые вскрыла созданная вами
карта. В окончательном виде карта должна будет
выглядеть примерно так же, как та, что изображена
на с. 16—17*.
Задание 3 (сложное)
На готовую после выполнения заданий 1 и 2 карту с
помощью школьного географического атласа России
маркером или толстым фломастером нанесите
зимнюю изотерму
–28°С. Какие регионы расположены к северу от этой
линии? Какие тенденции движения населения для
них характерны? Как вы думаете, в какие районы
преимущественно мигрирует население отсюда?
Проверьте свою гипотезу текстом учебника.
Нанесите стрелки предполагаемых миграций из
дискомфортных климатических районов России.
Задание 4 (творческое)
Обведите ручкой границы
национально-территориальных образований в
составе Российской Федерации (республик,
автономных округов, автономной области). Какие
формы движения населения характерны для этих
регионов? Узнайте по справочной литературе доли
русского и коренного населения в каждом из этих
субъектов РФ. Можно ли сказать, что там, где выше
доля коренного населения, демографическая
ситуация стабильнее и благополучнее: идет
увеличение населения, имеется естественный
прирост, то есть рождаемость выше смертности?
Есть ли исключения из этого правила? С чем они
связаны? Постройте в тетради таблицу, в которую
занесите все национально-территориальные
образования нашей страны, распределив их на
следующие группы:
• регионы, увеличивающие население за счет
естественного и миграционного прироста;
• регионы, увеличивающие население только за
счет большого естественного прироста;
• регионы, где население сокращается по причине
большого миграционного оттока;
• регионы, с сокращающимся населением из-за
естественной убыли;
• регионы с естественной убылью и отрицательным
сальдо миграций.
Пользуясь данными таблицы, помещенной на с. 25—26, подсчитайте: сколько людей
проживает в каждой из перечисленных пяти групп
регионов. Как вы думаете, каким образом будет
развиваться ситуация с движением населения в
регионах каждой из этих групп в ближайшем
будущем? Запишите ход своих мыслей в рабочей
тетради.
* Южные районы Тюменской обл., не
входящие в автономные округа, на этой карте
показаны как территория теряющая население по
причине как естественной убыли, так и
миграционного оттока, хотя данные таблицы
свидетельствуют о приросте населения на всей
территории области. Здесь нет противоречия:
население области в целом действительно растет,
в то время как в южных районах уменьшается, во
многом именно из-за оттока населения юга области
в «свои» автономные округа. В связи с тем, что
статистика приводит данные по субъекту
федерации в целом, а автономные округа —
составная часть Тюменской обл., происходит
иллюзия демографического благополучия на всей
территории этого региона. Однако объективнее и
честнее определять движение населения на юге
области без данных по округам. |