Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №41/2004

Рецензия


Соответствует стандарту

О.А. Климанова, М.Н. Белова, Э.В. Ким, В.В. Климанов, В.И. Сиротин.
География. Землеведение: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/
Под ред. О.А. Клима-новой. — М.: Дрофа, 2004. — 240 с.: ил., карт.

 

В № 37/2004 был напечатан критический отзыв на эту книгу.
Теперь предлагаем вниманию читателей другой отзыв.

Структура и содержание учебника соответствуют стандарту общего образования, отражают современные тенденции развития школьной географии, отвечают концепции развивающего и личностно ориентированного обучения. Данный учебник допущен Министерством образования РФ и имеет ряд существенных особенностей.
Содержание учебника включает в себя знания о Земле во Вселенной, особенностях природы планеты, закономерностях географической оболочки. Особое место отведено вопросам взаимодействия природы и человека, развития географических знаний о земной поверхности (темы «Путешествия и их географическое отражение», «История открытия и освоения Земли»).
В системе изложения материала выделяются новые термины и понятия, приводятся примеры, раскрывающие сущность понятий, комментируются интересные географические факты и явления. Ряд фактов, процессов, явлений объясняется впервые.
В то же время авторы не дают четких определений некоторых терминов и понятий (например: «географическая широта», «географическая долгота», «масштаб», «течения» и др.), но, работая с текстом учебника, школьники могут самостоятельно их составить.
Содержание картографического материала служит хорошим дополнением к текстовой информации, способствует целостному восприятию, развитию пространственного мышления, формирует практические навыки.
Работа с учебником предполагает творческий подход и заинтересованность в получении новых знаний как учеников, так и учителей. Методика изложения и система заданий побуждают учителя в организации учебной деятельности учащихся использовать прием доказательств, методы моделирования и прогнозирования, апеллировать к жизненному опыту шестиклассников. Для всего курса характерно глубокое раскрытие причинно-следственных связей, ярко выражен деятельностный подход.
Вопросы и задания после параграфов подразделяются на три уровня: 1-й уровень — проверка знаний; 2-й уровень — применение знаний на практике; 3-й уровень — отношение учащихся к проблеме, выражение своей точки зрения.
Актуализация знаний предусмотрена через задания, выполнение которых возможно лишь на основе знаний и умений, полученных и сформированных учениками ранее.
Методический аппарат учебника позволяет формировать опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Текст учебника разделен на основной и дополнительный; в конце параграфов и тем предложены выводы и вопросы трех уровней; предусмотрены уроки-практикумы; в приложениях даны типовые планы характеристики географических объектов и явлений, список путешественников и исследователей с указанием параграфов, где они упоминаются.
Интересной находкой авторского коллектива является постановка вопросов перед изложением материала, что усиливает мотивацию деятельности школьников (например: «Умеете ли вы путешествовать?», «Как рождаются равнины?», «Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных?»).
Учебник написан ярким, образным языком, предлагает совершать путешествия вместе с литературными героями книг Ж. Верна, В. Каверина и др. Такой подход делает книгу добрым другом и помощником учеников.
Практическая направленность обучения реализуется через уроки-практикумы, содержание которых позволяет отработать алгоритм действий (хотя тут же дается готовый ответ к заданию, что явно снижает уровень самостоятельной работы учащихся).
Объем и качество иллюстративного материала способствуют восприятию наиболее сложной географической информации. Вместе с тем отдельные схемы и иллюстрации требуют более тщательной авторской проработки.
Учебник написан на высоком научно-методическом уровне и, надо полагать, будет рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

И.В. ПАВЛОВА,
учитель географии СШ № 25
Москва