Соответствует стандарту
О.А. Климанова, М.Н. Белова, Э.В. Ким, В.В.
Климанов, В.И. Сиротин.
География. Землеведение: Учеб. для 6 кл.
общеобразоват. учреждений/
Под ред. О.А. Клима-новой. — М.: Дрофа, 2004. — 240 с.: ил.,
карт.
В № 37/2004 был
напечатан критический отзыв на эту книгу.
Теперь предлагаем вниманию читателей другой
отзыв.
Структура и содержание учебника соответствуют
стандарту общего образования, отражают
современные тенденции развития школьной
географии, отвечают концепции развивающего и
личностно ориентированного обучения. Данный
учебник допущен Министерством образования РФ и
имеет ряд существенных особенностей.
Содержание учебника включает в себя знания о
Земле во Вселенной, особенностях природы планеты,
закономерностях географической оболочки. Особое
место отведено вопросам взаимодействия природы
и человека, развития географических знаний о
земной поверхности (темы «Путешествия и их
географическое отражение», «История открытия и
освоения Земли»).
В системе изложения материала выделяются новые
термины и понятия, приводятся примеры,
раскрывающие сущность понятий, комментируются
интересные географические факты и явления. Ряд
фактов, процессов, явлений объясняется впервые.
В то же время авторы не дают четких определений
некоторых терминов и понятий (например:
«географическая широта», «географическая
долгота», «масштаб», «течения» и др.), но, работая
с текстом учебника, школьники могут
самостоятельно их составить.
Содержание картографического материала служит
хорошим дополнением к текстовой информации,
способствует целостному восприятию, развитию
пространственного мышления, формирует
практические навыки.
Работа с учебником предполагает творческий
подход и заинтересованность в получении новых
знаний как учеников, так и учителей. Методика
изложения и система заданий побуждают учителя в
организации учебной деятельности учащихся
использовать прием доказательств, методы
моделирования и прогнозирования, апеллировать к
жизненному опыту шестиклассников. Для всего
курса характерно глубокое раскрытие причинно-следственных
связей, ярко выражен деятельностный подход.
Вопросы и задания после параграфов
подразделяются на три уровня: 1-й уровень —
проверка знаний; 2-й уровень — применение знаний
на практике; 3-й уровень — отношение учащихся к
проблеме, выражение своей точки зрения.
Актуализация знаний предусмотрена через задания,
выполнение которых возможно лишь на основе
знаний и умений, полученных и сформированных
учениками ранее.
Методический аппарат учебника позволяет
формировать опыт творческой деятельности, опыт
эмоционально-ценностного отношения к миру. Текст
учебника разделен на основной и дополнительный;
в конце параграфов и тем предложены выводы и
вопросы трех уровней; предусмотрены уроки-практикумы;
в приложениях даны типовые планы характеристики
географических объектов и явлений, список
путешественников и исследователей с указанием
параграфов, где они упоминаются.
Интересной находкой авторского коллектива
является постановка вопросов перед изложением
материала, что усиливает мотивацию деятельности
школьников (например: «Умеете ли вы
путешествовать?», «Как рождаются равнины?», «Как
сделать ваши путевые впечатления интересными и
полезными для всех остальных?»).
Учебник написан ярким, образным языком,
предлагает совершать путешествия вместе с
литературными героями книг Ж. Верна, В. Каверина и
др. Такой подход делает книгу добрым другом и
помощником учеников.
Практическая направленность обучения
реализуется через уроки-практикумы, содержание
которых позволяет отработать алгоритм действий (хотя
тут же дается готовый ответ к заданию, что явно
снижает уровень самостоятельной работы учащихся).
Объем и качество иллюстративного материала
способствуют восприятию наиболее сложной
географической информации. Вместе с тем
отдельные схемы и иллюстрации требуют более
тщательной авторской проработки.
Учебник написан на высоком научно-методическом
уровне и, надо полагать, будет рекомендован
Министерством образования Российской Федерации.
И.В. ПАВЛОВА,
учитель географии СШ № 25
Москва
|