Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №42/2004

Комментарии


Реформа АТД несвоевременна

Нужно или нет реформировать административно-территориальное деление (АТД) нашей страны?* Такой вопрос уже, похоже, не стои'т. Судя по тем или иным «утечкам информации» с самых высоких этажей власти, за нас опять уже все решили. Решение это явно продиктовано сиюминутной политической конъюнктурой, спущенным заказом, принято без широкого обсуждения и должной экспертизы профессиональных географов-регионалистов.
Зачем центральной власти нужно уменьшать число административных единиц? Во-первых, этим существенно сокращается число альтернативных местных элит, способных на конкурентную борьбу со столичной элитой. Во-вторых, нужно взращивать и пестовать не восемь десятков, а всего 20—30 ставленников Кремля — губернаторов. В-третьих, укрепляется централизация власти, так называемая «президентская вертикаль». Конечно, неуправляемая и дезинтегрированная страна, как мы знаем из опыта первой половины 90-х годов, — это плохо, но много ли лучше для такого обширного и культурно разнообразного государства, как наше, полная унификация? Может ли многонациональная Россия стать унитарным государством (а большинство предлагаемых вариантов реформ делают ее именно такой) после того, как десятилетия она худо-бедно развивалась по пути федерализма? И как тогда будет называться страна? Ясно, что не Российская Федерация. может быть пророческим окажется вариант, предложенный в газете полгода назад как первоапрельская шутка, — Единая Россия**.
Для широкой публики приводят «популярные» доводы за укрупнение — простота в управлении, прозрачность в отчетности, сокращение чиновничьего аппарата, упразднение громоздких сложносоставных административных единиц (автономные округа внутри областей и краев), равноправие единиц АТД, а главное — борьба с терроризмом, повышение безопасности жизни граждан, возможность быстрого кризисного реагирования.
Но кто верит в то, что все эти благие пожелания воплотятся в реальность? Намного ли сократилась армия чиновников после известной весенней реформы правительства, когда укрупнению подверглись отдельные министерства? Проще ли, нежели нынешними областями, будет управлять, скажем, огромной Тихоокеанской губернией, протянувшейся на 4 часовых пояса и состоящей из континентального Приморья, полуостровной Камчатки и островных Сахалина и Курил? И, наконец, можно ли всерьез говорить о том, что реформа АТД усилит внутреннюю безопасность, ведь до сих пор продолжается война в Чечне (а в новой сетке АТД они — и Чечня, и война — будут на территории Ставропольской губернии).
Выигрыши в результате осуществления проекта перекройки АТД сомнительны, цели иллюзорны, политическая выгода и корысть очевидны. Коренным образом изменять в настоящее время административное деление России категорически нельзя потому, что это:
— обострит противоречия между регионами, усилит влияние националистических и религиозных движений, даст почву для усиления экстремизма, приведет к эскалации существующих и будет способствавать возникновению новых очагов этнических конфликтов;
— вступит в противоречие с действующей Конституцией страны, в которой перечислены 89 субъектов федерации;
— затребует огромные средства и время на перерегистрацию фирм и частных предприятий, выдачу новых удостоверений и разрешений, выпуск тиражей карт с новыми границами, замену почтовых адресов и многого другого;
— дезорганизует (по крайней мере, на первых порах) и без того неустойчивую экономическую систему страны, дезориентирует население, и так имеющее смутное представление о географии нашей страны;
— понизит уровень жизни в тех регионах и центрах, которые будут поставлены в положение периферии при крупных губернских центрах;
— разрушит сложившуюся структуру пространства России, упразднит сформировавшиеся уже территориальные ядра, поддерживающие развитие окружающей территории.
Главное достоинство пусть и далеко не идеального политико-административного деления нашей страны — его стабильность на протяжении последних десятилетий. Давно замечено, что нынешнее деление страны напоминает предложенное в годы правления Екатерины II***. Череда реформ АТД в XIX в. и в ранний советский период в итоге не сильно изменила среднюю величину ячеек административных единиц. В России сложились не только национальные, но и региональные самоидентификации: «мы — тамбовские, саратовские, поморы» и др. В случае проведения укрупнения регионов у правящих кругов появится железное оправдание на всё ближайшее послереформенное время: свою бездеятельность они в очередной раз будут объяснять объективными трудностями текущей реорганизации.

Д.В. ЗАЯЦ,
канд. геогр. наук,
научный сотрудник Института географии
Российской академии наук


* О проектах укрупнения АТД России, действительных и шуточных: Д.В. Заяц. Начало новой административно-территориальной реформы?//География, № 21/2000, с. 1—2; Как нам поделить Россию, или Россия по-...//География, № 13/2002, с. 21—28.
** Будет ли изменено название нашей страны?//География, № 13/2004, с. 1.
*** С.А. Тархов. Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет//География, № 15, 21, 28 /2001.