Реформа АТД несвоевременна
Нужно или нет реформировать
административно-территориальное деление (АТД)
нашей страны?* Такой вопрос уже,
похоже, не стои'т. Судя по тем или иным «утечкам
информации» с самых высоких этажей власти, за нас
опять уже все решили. Решение это явно
продиктовано сиюминутной политической
конъюнктурой, спущенным заказом, принято без
широкого обсуждения и должной экспертизы
профессиональных географов-регионалистов.
Зачем центральной власти нужно уменьшать число
административных единиц? Во-первых, этим
существенно сокращается число альтернативных
местных элит, способных на конкурентную борьбу
со столичной элитой. Во-вторых, нужно взращивать
и пестовать не восемь десятков, а всего 20—30
ставленников Кремля — губернаторов. В-третьих,
укрепляется централизация власти, так
называемая «президентская вертикаль». Конечно,
неуправляемая и дезинтегрированная страна, как
мы знаем из опыта первой половины 90-х годов, — это
плохо, но много ли лучше для такого обширного и
культурно разнообразного государства, как наше,
полная унификация? Может ли многонациональная
Россия стать унитарным государством (а
большинство предлагаемых вариантов реформ
делают ее именно такой) после того, как
десятилетия она худо-бедно развивалась по пути
федерализма? И как тогда будет называться страна?
Ясно, что не Российская Федерация. может быть
пророческим окажется вариант, предложенный в
газете полгода назад как первоапрельская шутка,
— Единая Россия**.
Для широкой публики приводят «популярные»
доводы за укрупнение — простота в управлении,
прозрачность в отчетности, сокращение
чиновничьего аппарата, упразднение громоздких
сложносоставных административных единиц
(автономные округа внутри областей и краев),
равноправие единиц АТД, а главное — борьба с
терроризмом, повышение безопасности жизни
граждан, возможность быстрого кризисного
реагирования.
Но кто верит в то, что все эти благие пожелания
воплотятся в реальность? Намного ли сократилась
армия чиновников после известной весенней
реформы правительства, когда укрупнению
подверглись отдельные министерства? Проще ли,
нежели нынешними областями, будет управлять,
скажем, огромной Тихоокеанской губернией,
протянувшейся на 4 часовых пояса и состоящей из
континентального Приморья, полуостровной
Камчатки и островных Сахалина и Курил? И, наконец,
можно ли всерьез говорить о том, что реформа АТД
усилит внутреннюю безопасность, ведь до сих пор
продолжается война в Чечне (а в новой сетке АТД
они — и Чечня, и война — будут на территории
Ставропольской губернии).
Выигрыши в результате осуществления проекта
перекройки АТД сомнительны, цели иллюзорны,
политическая выгода и корысть очевидны. Коренным
образом изменять в настоящее время
административное деление России категорически
нельзя потому, что это:
— обострит противоречия между регионами, усилит
влияние националистических и религиозных
движений, даст почву для усиления экстремизма,
приведет к эскалации существующих и будет
способствавать возникновению новых очагов
этнических конфликтов;
— вступит в противоречие с действующей
Конституцией страны, в которой перечислены 89
субъектов федерации;
— затребует огромные средства и время на
перерегистрацию фирм и частных предприятий,
выдачу новых удостоверений и разрешений, выпуск
тиражей карт с новыми границами, замену почтовых
адресов и многого другого;
— дезорганизует (по крайней мере, на первых
порах) и без того неустойчивую экономическую
систему страны, дезориентирует население, и так
имеющее смутное представление о географии нашей
страны;
— понизит уровень жизни в тех регионах и центрах,
которые будут поставлены в положение периферии
при крупных губернских центрах;
— разрушит сложившуюся структуру пространства
России, упразднит сформировавшиеся уже
территориальные ядра, поддерживающие развитие
окружающей территории.
Главное достоинство пусть и далеко не идеального
политико-административного деления нашей страны
— его стабильность на протяжении последних
десятилетий. Давно замечено, что нынешнее
деление страны напоминает предложенное в годы
правления Екатерины II***. Череда
реформ АТД в XIX в. и в ранний советский период в
итоге не сильно изменила среднюю величину ячеек
административных единиц. В России сложились не
только национальные, но и региональные
самоидентификации: «мы — тамбовские,
саратовские, поморы» и др. В случае проведения
укрупнения регионов у правящих кругов появится
железное оправдание на всё ближайшее
послереформенное время: свою бездеятельность
они в очередной раз будут объяснять объективными
трудностями текущей реорганизации.
Д.В. ЗАЯЦ,
канд. геогр. наук,
научный сотрудник Института географии
Российской академии наук
* О проектах укрупнения АТД России,
действительных и шуточных: Д.В. Заяц. Начало
новой административно-территориальной
реформы?//География, № 21/2000, с. 1—2; Как нам
поделить Россию, или Россия по-...//География, №
13/2002, с. 21—28.
** Будет ли изменено название нашей
страны?//География, № 13/2004, с. 1.
*** С.А. Тархов. Изменение
административно-территориального деления
России за последние 300 лет//География, № 15, 21, 28 /2001. |