Задания к картам (с. 16–18) и
к таблице с данными по населению районов
Крайнего Севера и местностям, приравненным
к районам Крайнего Севера (с. 28)
Районы Крайнего Севера и
местности, приравненные к районам Крайнего
Севера
Бланковка для выполнения
самостоятельных заданий
Выполняются на контурной карте России, с
нанесенными границами зоны Крайнего Севера и
местностей, приравненных к районам Крайнего
Севера, помещенной на с. 18.
Задание 1 (простое)
Закрасьте цветными карандашами: районы Крайнего
Севера — темно-синим цветом, территорию
местностей, приравненных к районам Крайнего
Севера, — голубым цветом. Отразите проделанную
работу в легенде карты, размещенной в левом
нижнем углу. Попытайтесь примерно на глаз
определить: какую часть (сколько процентов)
территории страны занимает каждая из этих зон,
сколько они занимают пространства вместе.
Как вы считаете, северное
положение России — это плюс или минус для страны?
Почему в Азиатской части
России границы районов Крайнего Севера и
приравненных к ним территорий смещаются к югу?
Задание 2 (посложнее)
Пользуясь школьным географическим атласом,
нанесите на контурную карту (с выполненным
первым заданием) ручкой или фломастером
январскую изотерму –24 °С. На ту же карту
нанесите каким-нибудь иным цветом границу
распространения многолетней мерзлоты. То и
другое отметьте в легенде.
Какие климатические
условия характерны для закрашенных районов
России?
При ответе на этот вопрос используйте
географический атлас и текст учебника.
Задание 3 (посложнее)
Сравните полученную во втором задании карту с
картой плотности населения (ее можно найти в
любом школьном географическом атласе нашей
страны).
Какая плотность населения
характерна для районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей?
Можно ли выделить очаги
более высокой плотности населения на этих
территориях? С чем они связаны?
Какие крупные города (с
населением более 100 тыс. жителей) расположены в
пределах Российского Севера?
С чем связано их
возникновение?
Какие функции эти города
выполняют?
F Какова их хозяйственная
специализация?
Нанесите эти города (Мурманск, Архангельск,
Северодвинск, Петрозаводск, Сыктывкар, Ухта,
Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Норильск,
Братск, Усть-Илимск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре,
Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Кызыл)
на вашу карту и подпишите их названия*.
Задание 4 (сложное)
Проанализируйте динамику численности населения
зоны Крайнего Севера в 2003 г. (по таблице на с. 28).
Выполнять это задание рекомендуется по той же
методике, что и задания 1 и 2, помещенные в
«Географии» № 41/2004 на с. 15.
Какие районы теряют население из-за естественной
убыли, какие из-за миграционного оттока, какие
из-за двух этих факторов сразу?
Есть ли в зоне Севера регионы, которые
увеличивают население? Что это за районы?
Почему численность населения в них растет?
Что в целом более характерно для населения
Крайнего Севера — прирост или убыль? Почему?
Следует ли оценивать наблюдаемые процессы как
положительные или как отрицательные?
Задание 5 (творческое)
Проанализируйте расположение районов Крайнего
Севера и приравненных к ним территорий.
Как вы думаете, почему
Курильские острова относятся к районам Крайнего
Севера, а лежащие на одной с ними широте
Краснодарский край и Ростовская область не
относятся?
Чем обусловлено выделение
районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей в поясе гор Южной Сибири?
Подтвердите свои догадки информацией, снятой с
карт атласа и из текста учебника.
Подумайте, какие территории могут быть еще
приравнены к районам Крайнего Севера в том
случае, если наше государство разбогатеет и
сможет больше выплачивать своим гражданам,
проживающим в дискомфортных природных условиях.
Бывали ли вы в районах
Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним?
Какие особенности природы
вам наиболее запомнились?
Расскажите своим одноклассникам о поездке,
иллюстрируя свое повествование отснятыми
фотографиями или видеоматериалом. Не забудьте
показать ваш маршрут на карте страны.
Задание 6 (творческое)
Пользуясь картой транспорта, оцените
транспортную доступность районов Крайнего
Севера и приравненных
к ним территорий.
Какие виды транспорта
наиболее развиты в этой части страны?
Какие достоинства и
недостатки имеет каждый из них?
Какие крупнейшие
транспортные магистрали, проходящие в этих
регионах, вы знаете?
Покажите на карте магистраль
Санкт-Петербург—Мурманск, Печорскую железную
дорогу, БАМ, Колымский тракт, Северный морской
путь.
Какие транспортные пути
на российском Крайнем Севере строятся или
проектируются? (Амуро-Якутская магистраль,
БелКомУр, Северо-Сибирская магистраль, железная
дорога между Сахалином и материком.)
С какими проблемами в
настоящее время связано освоение Российского
Севера? Каким образом их стоит решать?
Проведите коллективное обсуждение этих проблем
в классе**.
* Допустимо включить в этот список еще Магадан и
Воркуту, еще совсем недавно бывших
стотысячниками, но сокративших свое население к
моменту Всероссийской переписи населения 2002 г.
** Подготовиться к этому обсуждению можно по
статьям Г.А. Аграната, опубликованным в
«Географии»:
Алмазные грани Якутии, № 31/2002;
Военное противостояние в Арктике,
№ 7—9/2003;
Чукотка в сумерках, № 17—19/2003;
Таймыр—Норильск: классика Севера,
№ 33—35/2003;
Российский Север в опасности, № 1—3/2004. |