Ответы и комментарии к задачам,
|
1 |
Ответ:
Страна — Египет.
Дополнительное задание:
1/2/3: Мексика, ЮАР, Чили и, если не забыть
про Гавайи, США*.
1: Израиль, Индонезия, Таиланд, Малайзия, Сингапур
(как стоящий у южного окончания Малаккского
пролива, соединяющего тихоокеанские и
индоокеанские акватории).
1/3: Россия*, Канада*, Исландия, Норвегия, Дания
(взятая с Гренландией), Гватемала, Гондурас,
Никарагуа, Восточный Тимор, Коста-Рика, Панама,
Колумбия, Австралия.
2/3: Намибия, Ботсвана, Аргентина, Бразилия,
Парагвай.
На Мадагаскаре доля христиан — около половины.
Поэтому его нельзя с уверенностью отнести ни к 2/3,
ни к 2 (вне пересечений). Мозамбик в качестве
решения не проходит: хотя христианская проповедь
ведется здесь давно, большинство населения
все-таки придерживается местных традиционных
верований.
* Необходимо пояснить учащимся, что страны, имеющие выход к трем океанам (или хоть к пяти), автоматически входят в множество «имеющие выход к двум океанам», ведь не сказано «имеющие выход к двум, и только двум, океанам».
2 |
Ответ:
Страна — Испания. Это самая высокая из
европейских монархий.
При решении задачи по школьной карте у наиболее
въедливых учеников может появиться еще одно
предполагаемое решение — Андорра. Территория ее,
изображенная в масштабе школьной физической
карты, слишком мала, чтобы различить закраску,
обозначающую высоту. На самом деле высшая точка
Андорры — ниже 3000 (две девятьсот с небольшим), но
ученикам это знать не обязательно. Достаточно
логического суждения: раз загадана одна страна, а
Испания по всем признакам подходит, значит, иные
варианты уже «прокачаны» составителем задачи и
отброшены, искать добра от добра не нужно. (К тому
же, Андорра и монархия-то неважная — без монарха.)
Установить же, что в Испании есть территории выше
3000 м — и в Пиренеях, и в Андалусских горах (они
выше Пиренеев) — по школьным картам, как правило,
для школьников вполне посильно (если, конечно, в
школе не используются уж совсем халтурные
атласы, выпускаемые некоторыми издательствами и
каким-то чудом проходящие через министерский
экспертный совет).
Дополнительное задание:
1: Кувейт, Катар, Бахрейн, Таиланд, Камбоджа,
Бруней, Иордания, Тонга.
1/2: Нет решений.
1/3: Бельгия, Нидерланды, Дания, Великобритания,
Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Норвегия,
Швеция, Андорра, Ватикан.
2: Абсурд.
2/3: Франция, Италия, Австрия, Швейцария.
Россию можно считать решением для поля 2/3, только
если принимать границу Европа—Азия проходящей
по Большому Кавказскому хребту, а не по
Кумо-Манычской впадине. Так что, если кто-нибудь
из школьников предложит решение «Россия», нужно
задать ему дополнительные вопросы, то есть
выяснить, ляпнул он это не подумав, не обратив
внимания на полный текст формулировки условия 2
(или обратив, но не сообразив, что Эльбрус и
Казбек — не Европа, или сомнительная Европа), или
руководствовался осознанным «кавказским»
представлением о евро-азиатском разделе. Если
стоять на традиционной, «кумо-манычской» точке
зрения, Россия может в качестве решения войти
только в поле 3 (вне всех пересечений).
3: Германия, Чехия, Словакия, Греция (хваленый
Олимп — высшая точка страны — 2917 м) и многие
другие.
При сокращении формулировки условия 2 появляется
неожиданное второе решение — Дания: датская
Гренландия располагается в Северной Америке и
высоты на острове до 3700 м (г. Гунбьёрн).
Разумеется, тогда и Россия (при любой точке
зрения на раздел частей света) обретает место в
2/3. В 2/3 должна тогда появиться и Турция, имеющая
земли в Европе и располагающая в Азиатской части
вершинами до 5165 м (Большой Арарат). Одновременно в
1/2 появятся Оман, Саудовская Аравия, Непал, Бутан,
Марокко, Малайзия, Лесото, а в 2 (вне пересечений)
США, Аргентина, Руанда и многие другие.
Комментарий
Задача позволяет акцентировать внимание
учеников на особенностях рельефа Европы — малая
распространенность высокогорий. Лишь несколько
стран можно назвать по-настоящему горными.
Остальные территории, если и заняты горами, то
старыми, невысокими, сравнительно удобными для
хозяйственного освоения и проницаемыми в
транспортном отношении. Много равнин и обширных
долин. Все это природные козыри, которыми Европа
воспользовалась в своем социально-экономическом
становлении.
3 |
Ответ:
Река — Нил.
Дополнительное задание:
1: Инд и многие другие.
1/2: Ганг, Брахмапутра, Иравади, Салуин, Меконг,
Хонгха (Красная; на ней стоят Ханой и Хайфон),
Сицзян.
1/3: Дунай, Амазонка и многие другие.
2: Такие речки найти удастся только при
внимательном рассмотрении сравнительно
подробных карт Индии (например, знаменитая в
индийской экономике /в долине — тяжелая
промышленность/ река Дамодар, впадающая в дельту
Ганга близ Калькутты), Юго-Восточной Азии и
Мексики (например, Агуанаваль, берущая начало в
Западной Сьерра-Мадре и теряющаяся в орошаемом
ареале в центре страны близ Торреона). Поиск
коротких рек, пересекающих тропик сложен и его
можно рекомендовать только детям, всерьез
заинтересованным географией.
2/3: Такую речку найти будет еще сложнее. Вся
прилегающая к Северному тропику часть бассейна
Атлантического океана весьма засушлива, и выжить
здесь могут только реки-гиганты, несущие
обильные, не успевающие высохнуть воды издалека,
из влажных широт. Поиск в этом случае всерьез
может вестись только по Мексике, причем по
крупномасштабной карте. Лишь самые дотошные из
учеников найдут (а может, и не найдут) там речку,
впадающую в Мексиканский залив возле Тампико и
удовлетворяющую условию 2/3. Самые отважные
поведут поиск еще и в Западной Сахаре и — не
исключено — откопают там вади, наполняемую раз в
несколько лет или десятилетий нежданными
дождями. Для общеобразовательного же уровня
ответ «нет решений» будет здесь вполне
оправданным для этого поля.
3: Кубань, Кальмиус (на нем стоят Донецк и
Мариуполь-Жданов), Темза, Гвадалквивир, Тибр,
Потомак (на нем стоит Вашингтон), Гудзон и
многие-многие другие.