Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №46/2004

Конкурс


Взгляд со стороны всегда полезен

Анализируем содержание нашего предмета

Ведешь иной раз урок по программе, по учебнику и ловишь себя на мысли: да что же это я говорю, да зачем? Ведь я знаю (в глубине души, по крайней мере, понимаю это), что то, что я сейчас говорю, завтра же (если не через час) детьми забудется. Мало того, никогда в жизни им не пригодится, ничем не поможет и ничем не украсит их жизнь. («Господи, да я и сам-то это в голове не удерживаю, а каждый раз, готовясь к уроку, пытаюсь заново выучить»). И охватывает легкая (легкая — потому, что уже привычная) досада на тех, кто снабдил нас такой программой, таким учебником.
А бывают совсем иные темы, и тогда наша учительская душа поет. Вы рассказываете — и видите предмет перед глазами, в очередной раз постигаете его разумом и чувством. И школьникам передается ваше чувство. Даже если школьники и не сразу усвоят сказанное, вы спокойны. Это-то всегда и каждому пригодится. И вы по опыту уже прекрасно знаете, что у каждого сидящего сейчас в вашем классе будет в жизни момент, когда он скажет про себя: «О! А про это мне учительница рассказывала. Ух ты — и вот оно, и точь-в-точь такое!». И у них в памяти всплывет ваш урок, и вашими глазами они будут приглядываться к географическому объекту или феномену, и каждый пошлет вам мысленный импульс благодарности.
Сейчас среди «деятелей образования» модно говорить, что важно не чему учат, а как учат. Отчасти это, конечно, верно. Но лишь отчасти. Плохое содержание учебника не может быть спасено даже блистательной методикой учителя. И разговоры о том, что «не важно чему», смахивают на желание людей, захвативших очень емкий и очень прибыльный рынок учебников, попросту оправдать свой брак. А учитель, форсируя свои педагогические способности, мол, пусть отдувается и делает по плохим исходным материалам хороший урок.
Среди детей есть такие, кто слушает вас разумом и пытается понять, осмыслить даже то из программы, что по справедливости и осмыслять-то не сто'ит. А есть такие, кто ловит ваше эмоциональное состояние. И когда вы вынуждены излагать ненужное, казенное, невразумительное, эти дети очень чутко реагируют. Только начинается программное пустое, в классе — ослабление внимания. И нарастание внимания, когда идет живая и умная география. Когда идет такое содержание, которое живет в вас. Дети чувствуют, вы чувствуете. Чувствовали это и родители наших детей, когда были маленькими. Чувствуют они и сейчас: родители, если уделяют хоть немного внимания своим наследникам, бывают обычно в курсе того, проходят ли сейчас в школе по тому или иному предмету «чепуху» или увлекательные, захватывающие ум сюжеты.
Остается лишь всем нам дать себе труд понять, что' в содержании нашего предмета безусловно полезно и прекрасно, а какие модули пора менять. Что', используя слова известной телеигры, — слабое звено.
Проведите анкетирование родителей. Поговорите со взрослыми опытными людьми (может быть, даже просто со своими сверстниками — хорошими знакомыми), постарайтесь увидеть наш предмет в зеркале общественного мнения. Взгляд со стороны всегда бывает полезен.

Конкурс, участие в котором предусматривает общественное обсуждение содержания нашего предмета, мы назвали «Я иду на родительское собрание». Обязательно примите участие в этом конкурсе. Материалы на с. 3—4.