Взгляд со стороны всегда полезен
Анализируем содержание нашего
предмета
Ведешь иной раз урок по программе, по учебнику и
ловишь себя на мысли: да что же это я говорю, да
зачем? Ведь я знаю (в глубине души, по крайней
мере, понимаю это), что то, что я сейчас говорю,
завтра же (если не через час) детьми забудется.
Мало того, никогда в жизни им не пригодится, ничем
не поможет и ничем не украсит их жизнь. («Господи,
да я и сам-то это в голове не удерживаю, а каждый
раз, готовясь к уроку, пытаюсь заново выучить»). И
охватывает легкая (легкая — потому, что уже
привычная) досада на тех, кто снабдил нас такой
программой, таким учебником.
А бывают совсем иные темы, и тогда наша
учительская душа поет. Вы рассказываете — и
видите предмет перед глазами, в очередной раз
постигаете его разумом и чувством. И школьникам
передается ваше чувство. Даже если школьники и не
сразу усвоят сказанное, вы спокойны. Это-то
всегда и каждому пригодится. И вы по опыту уже
прекрасно знаете, что у каждого сидящего сейчас в
вашем классе будет в жизни момент, когда он
скажет про себя: «О! А про это мне учительница
рассказывала. Ух ты — и вот оно, и точь-в-точь
такое!». И у них в памяти всплывет ваш урок, и
вашими глазами они будут приглядываться к
географическому объекту или феномену, и каждый
пошлет вам мысленный импульс благодарности.
Сейчас среди «деятелей образования» модно
говорить, что важно не чему учат, а как
учат. Отчасти это, конечно, верно. Но лишь отчасти.
Плохое содержание учебника не может быть спасено
даже блистательной методикой учителя. И
разговоры о том, что «не важно чему», смахивают на
желание людей, захвативших очень емкий и очень
прибыльный рынок учебников, попросту оправдать
свой брак. А учитель, форсируя свои
педагогические способности, мол, пусть
отдувается и делает по плохим исходным
материалам хороший урок.
Среди детей есть такие, кто слушает вас разумом и
пытается понять, осмыслить даже то из программы,
что по справедливости и осмыслять-то не сто'ит. А
есть такие, кто ловит ваше эмоциональное
состояние. И когда вы вынуждены излагать
ненужное, казенное, невразумительное, эти дети
очень чутко реагируют. Только начинается
программное пустое, в классе — ослабление
внимания. И нарастание внимания, когда идет живая
и умная география. Когда идет такое содержание,
которое живет в вас. Дети чувствуют, вы
чувствуете. Чувствовали это и родители наших
детей, когда были маленькими. Чувствуют они и
сейчас: родители, если уделяют хоть немного
внимания своим наследникам, бывают обычно в
курсе того, проходят ли сейчас в школе по тому или
иному предмету «чепуху» или увлекательные,
захватывающие ум сюжеты.
Остается лишь всем нам дать себе труд понять, что'
в содержании нашего предмета безусловно полезно
и прекрасно, а какие модули пора менять. Что',
используя слова известной телеигры, — слабое
звено.
Проведите анкетирование родителей. Поговорите
со взрослыми опытными людьми (может быть, даже
просто со своими сверстниками — хорошими
знакомыми), постарайтесь увидеть наш предмет в
зеркале общественного мнения. Взгляд со стороны
всегда бывает полезен.
Конкурс, участие в котором
предусматривает общественное обсуждение
содержания нашего предмета, мы назвали «Я иду на
родительское собрание». Обязательно примите
участие в этом конкурсе. Материалы на с.
3—4. |