Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №46/2004

Методическое пособие для учителя


6-й класс

Тема
«Изучение мирового океана»

Т.В. КОНСТАНТИНОВА
канд. пед. наук, старший преподаватель
Калужского государственного педагогического университета
им. К.Э. Циолковского

Термины и понятия

Бентос (от греческого — глубина) — растения и животные, обитающие на дне морей и океанов.
Нектон (от греческого — плавающий) — активно плавающие животные, обитающие в морях и океанах, то есть рыбы, плавающие моллюски (например, кальмары), китообразные. К нектону также относят морских змей, черепах, ластоногих и даже пингвинов.
Планктон (от греческого — блуждающий) — живые организмы, пассивно плавающие в воде, то есть не имеющие двигательного аппарата. Планктон подразделяется на фитопланктон — растительный планктон (водоросли, часто микроскопические) и зоопланктон — мелкие животные (черви, медузы, некоторые моллюски, ракообразные, мелкие рачки).

Ученые, путешественники, экспедиции, организации

Александр Македонский (356—323 до н.э.) — царь Македонии с 336 г. до н.э., один из величайших полководцев и государственных деятелей Древнего мира. Его завоевательные походы расширили географический кругозор греков и римлян. Совершил первое погружение под воду в стеклянном колоколе.
Леонардо да Винчи (1452—1519) — итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Создал чертежи водолазного костюма.
Жак Ив Кусто (1910—1997) — французский океанограф, зачинатель подводных исследований и киносъемок. С 1951 г. руководитель исследовательских работ на судне «Калипсо». 10 лет работал в Центре высших морских исследований (Франция), затем директором Океанографического музея в Монако. Изобрел подводные дома, батискаф «ныряющее блюдце», совместно с Эмилем Ганьяном — акваланг (1943). Автор многих фильмов и популярных книг о жизни моря. В 1967—1970 гг. совершил кругосветное путешествие, проведя океанографические наблюдения и киносъемки. С этих пор главное внимание Кусто было обращено на проблемы охраны окружающей среды.
Жак Пиккар и Дональд Уолш в 1960 г. на батискафе «Триест» достигли дна Марианского желоба.

Географические науки и профессии географов

Океанология (от греческого — великая вода, обтекающая Землю и — слово, учение) — раздел гидрологии, наука, предметом изучения которой является Мировой океан.
Гидробиология (от греческого — вода, — жизнь и — слово, учение) — наука, изучающая растительный и животный мир вод, его взаимоотношения с условиями обитания, биологическую продуктивность.

Инструментарий географа

Батискаф, батисфера (от греческого — глубокий, — судно,
— шар) — глубоководные самоходные аппараты для океанографических и других исследований. Состоят из стальной кабины — гондолы, вмещающей экипаж из 1—3 человек и приборы управления, и поплавка-корпуса, заполненного жидкостью более легкой, чем вода. Плавучесть регулируется сбрасыванием балласта и выпуском этой жидкости. Батискаф движется с помощью гребных винтов, приводимых в движение электродвигателем.
Акваланг (от латинского aqua — вода и английского lung — легкое) — ранцевый аппарат для дыхания человека под водой. Состоит из баллонов со сжатым воздухом и дыхательного аппарата (маски). Чаще всего применяется для подводных исследований и других работ на глубинах до 40 м.
От редакции. В конце 2003 г. британец Марк Эллиат (уроженец острова Гернси, работающий в Таиланде) установил новый мировой рекорд глубины погружения с аквалангом, достигнув отметки 313 м. Это на 5 метров глубже предыдущего рекорда, установленного в 2001 г. его соотечественником Джоном Беннетом. Погружение заняло у Эллиата 12 минут, на обратный же путь потребовалось 6 часов 40 минут.
Лот (от голландского lood — свинец) — единственный прибор для измерения глубины моря, использовавшийся до изобретения эхолота. Представляет собой трос с грузом на конце.
Эхолот — прибор для измерения глубины моря. Подает звуковой сигнал и принимает отраженное от дна эхо; по времени между подачей и возвращением сигнала определяют пройденный звуком путь, а по нему — расстояние до дна.
Батометр (от греческого bathos — глубина) — прибор для взятия проб с заданной глубины для лабораторных исследований. Главная часть — узкий металлический цилиндр с крышками-клапанами. Батометр снабжен термометрами для определения температуры на глубине.

Самостоятельная работа учащихся

Кругосветное путешествие

Цель работы: закрепление знаний о частях Мирового океана, формирование мировоззренческой идеи о значении Мирового океана и необходимости его охраны от загрязнения.
Оборудование: контурные карты, атлас и учебник географии для 6-го класса, цветные карандаши, рабочая тетрадь.
Задание 1
1. Нанесите на контурную карту маршрут кругосветного путешествия, начав его из любого порта Европы.
2. Обозначьте все океаны, моря, проливы и каналы, по которым вы будете вести судно.
Задание 2
1. Определите географическое положение Саргассова моря и Бермудского треугольника.
2. С какими физико-географическими и биологическими явлениями связано большинство мифических рассказов о районе Саргассова моря и Бермудского треугольника?
Задание 3
1. Каково значение Мирового океана?
2. Какие действия человека являются угрозой для Мирового океана?
Задание 4
Нарисуйте плакат, призывающий к охране Мирового океана.

Рекорды Земли

Крупнейшее сосредоточение кораллов — Большой Барьерный риф, длина которого 2 300 км, ширина от 2 до 150 км. Большинство рифов во время прилива покрыто водой на несколько сантиметров, при отливе некоторые рифы выступают из воды на 0,5—1 м. Здесь обитает около 6 000 видов кораллов.

Интересное

Образ жизни морских организмов

Образ жизни Тип организмов Описание

Подвижный

Дрейфующие Планктон Пассивно переносится течением
Плавающие Нектон Активно плавает, в том числе и против течения
Ползающие Ползающий бентос Ползком перемещается по дну
Роющие Роющий бентос Передвигается в толще донных отложений
Плавающие и роющие Нектобентос Сочетает 3 предыдущих способа передвижения

Сидячий

Сверлящие Бентосные организмы сверлильщики Укрепляется в твердом субстрате, предварительно просверливая его
Прикрепляющиеся Прикрепляющийся бентос Укрепляется с помощью химических цементаторов
Укореняющиеся Укореняющийся бентос Прикрепляется к субстрату напоминающими корни органами
Лежащие Лежащий бентос Свободно лежит на дне моря

Сколько пищи дает человеку океан

Ежегодно человечество добывает примерно 60 млн т морских продуктов. Несмотря на столь внушительную цифру, такое количество составляет лишь немногим более 1% от потребляемой человечеством пищи!
Прикиньте, сколько с среднем съедает в год рыбы и морепродуктов каждый человек. Примерьте полученный расчет к собственному столу. Едите ли вы рыбы больше, чем средний землянин или меньше.

Самые большие водопады на Земле

Знатокам географии известно, что самым высоким водопадом является водопад Анхель, расположенный на реке Чурун, а самым мощным — Виктория на реке Замбези. Но есть, оказывается, еще один исполинский водопад. Его могучий поток примерно в три раза превышает высоту водопада Анхель, а объем сбрасываемых им вод в несколько раз больше стока всех рек земного шара, вместе взятых. В районе Атлантического порога — гигантского поднятия между Гренландией, Исландией, Фарерскими и Шетландскими островами, как бы разделяющего бассейны Атлантического и Северного Ледовитого океанов, расположена система подводных порогов, по которым холодные полярные воды исполинским водопадом низвергаются в глубины Атлантики с высоты 3 000 м. Другой океанский водопад находится в Бассовом проливе, который отделяет от Австралии остров Тасманию. Оказывается, на дне пролива имеется скалистый уступ высотой 400 м и шириной 150 км, с которого ежесекундно спадает около 30 тыс. м3 воды.

Викторина

1. Какими океанами омываются: пять материков? четыре материка? два материка?
2. Определите, о каком море идет речь: Самое маленькое по площади из внутренних морей земного шара. Название моря — того же корня, что название горной породы, которую нашли на одном из островов, расположенных в этом море.
Возможная подсказка: Эта порода используется как богатый отделочный материал в строительстве.
3. В какой из океанов поступает больше плавучих льдов из Северного Ледовитого океана — в Атлантический или в Тихий? Почему?
4. Известно, что полярники не заботятся о запасах пресной воды для приготовления пищи или для питья. Они используют лед, который образуется из морской горько-соленой воды. Почему вода становится пресной, если она образуется из растаявшего морского льда?
5. Какой вид имели бы Гималаи, если их погрузить в воды Тихого океана в места с глубиной 5 000 м?
6. Если бы уровень океана понизился на 50 м, как изменилась бы от этого глубина Марианского жёлоба и Каспийского моря?
7. В какой части Атлантического океана на 50—60° с. ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы?
8. Определите, соответствует ли название Гонолулу, которое переводится как «спокойная бухта», местоположению этого города.

Домашнее задание для желающих

Поменяй сушу и океан местами

Представь, что место существующих материков заняла вода, а место океанов — суша*. Изобрази эту ситуацию на контурной карте.
Требуется: географический атлас для 6-го класса, карандаш, контурная карта, цветные карандаши.
Выполнение:
1. Закрась материки голубым цветом.
2. Закрась океаны коричневым цветом.
3. Ответь на вопросы:
• Сколько получилось бы океанов на Земле?
• Чем стали бы полуострова и заливы?
• Чем бы стало Средиземное море?
• Чем стал бы Аравийский полуостров?
• На что бы стал похож пролив Босфор?
• Во что бы превратились острова?
4. Изобрази этот фантастический мир на контурной карте. Дай названия получившимся океанам, морям, заливам и проливам; подпиши их.

Ответы на вопросы викторины

1. Пять материков омываются Тихим и Атлантическим океанами; четыре — Индийским; два — Северным Ледовитым. Если же выделить Южный океан, то Тихому и Атлантическому океану достанется по четыре материка, Индийскому — три, Южному — два.
2. Мраморное море.
3. В Атлантический льдов поступает гораздо больше: он имеет свободную связь с Северным Ледовитым океаном, в него выходит идущее через весь этот океан Трансарктическое течение, оно и выносит в Атлантику основную массу льдов. Тихий океан соединен с Северным Ледовитым океаном узким (60 км) Беринговым проливом.
4. Вода нормальной океанической солености начинает замерзать при температуре —1,9 °С. Соли, содержащиеся в морской воде, остаются во льду, лед получается соленый, растопив его, нельзя получить питьевую воду. Постепенное накопление снега на поверхности льда и его уплотнение под действием собственного веса создают новый слой льда, уже совершенно пресного. Между тем нижняя часть льдины начинает подтаивать, так как снизу контактирует с водой, температура которой не ниже точки замерзания, а к тому же ее поверхность защищена самой льдиной от излишнего выхолаживания. Таким образом, сверху льдина опресняется осадками, а нижняя, соленая ее часть, постепенно тает. В итоге морской лед становится тем более пресным, чем он старше.
Летом происходит еще один интересный процесс, впервые отмеченный норвежским исследователем Арктики Фритьофом Нансеном (1861—1930), а затем подробно изученный в 1937—1940 гг. во время дрейфа советского ледокольного парохода «Георгий Седов». Снежный покров на поверхности льда тает, и талая вода стекает по краям льдины к ее днищу. Там вода соприкасается с морской водой, температура которой в это время около –1,8 °С; соленая вода при такой температуре не замерзает, а пресная замерзает. Так на нижней поверхности льдины может намерзнуть слой совершенно пресного льда в несколько сантиметров, а то и более полуметра.
См.: К.С. Лазаревич. Общая физическая география: Книга для учителя. — М.: Первое сентября, 2003. — Ч. II, с. 75—76.
5. Гималаи имели бы вид островной дуги с высотами гор на островах почти до 4 000 м.
6. Глубина Марианского жёлоба уменьшилась бы на 50 м: дно осталось на прежнем уровне, а уровень океана понизился. Глубина Каспийского моря сохранилась бы: Каспий не имеет сообщения с Мировым океаном, поэтому изменение уровня океана не повлияет на уровень Каспия; дно, естественно, тоже останется на прежнем уровне.
7. У берегов Северной Америки заметно холоднее: с севера идет холодное Лабрадорское течение, а у берегов Европы — с юго-запада теплое Северо-Атлантическое течение.
8. Гонолулу находится в широтах, где климат довольно спокойный, в тропической области высокого давления. Тайфуны сюда заходят редко, и уже растеряв свою мощь над юго-востоком Китая и над Японией. Серьезную опасность представляют для Гавайских островов цунами. Но порт Гонолулу находится в бухте, далеко вдающейся в остров, поэтому учитывать угрозу цунами следует, однако катастрофы маловероятны. Можно считать название города оправданным.


* См.: П.Л. Кириллов. [Задача X Всероссийской олимпиады]//География, № 20/2001.