Русские в Уругвае
Уругвай — одна из первых латиноамериканских
республик, с которой Россия установила
дипломатические отношения. Почин сделал
император Александр II, известивший в 1857 г.
«Нашего Великого и Доброго Приятеля» —
уругвайского президента — о признании его
страны. Реально отношения начали складываться
спустя 30 лет, когда российский посланник в
Аргентине А.С. Ионин стал по совместительству
посланником в Уругвае. Выдающийся дипломат,
автор удостоенных премии Российской академии
наук четырехтомных очерков «По Южной Америке» А.С. Ионин
доказал благотворность для России развития
связей, прежде всего торговых, с южной
оконечностью Нового Света. Реализации его
замыслов помешали географическая дистанция,
Первая мировая война и революция.
Независимый характер внешней политики Уругвая
проявился в том, что эта страна в 1926 г., первая в
Южной Америке, установила дипломатические
отношения с СССР. В том же году между двумя
странами были установлены торговые связи. В годы
мирового экономического кризиса традиционные
экспортеры резко сократили закупку мяса, шерсти
и кожевенного сырья, но советско-уругвайские
торговые отношения продолжали развиваться по
восходящей линии. Когда в ответ на
национализацию Уругваем предприятий по
переработке ввозимых нефтепродуктов последовал
бойкот со стороны партнеров, «нефтяной голод» в
стране предотвратили именно советские танкеры.
Уже первые годы развития отношений показали их
полезность для обеих стран. По инициативе
руководства Уругвая (в 1934 г.) в Москве было
учреждено постоянное дипломатическое
представительство этой страны на уровне миссии,
в том же году — аналогичное советское
представительство в Монтевидео. Процесс
развития отношений сорвал военный путч — первый,
совершенный в Уругвае в XX в.
В Уругвае с начала Великой Отечественной войны
развернулось массовое общенациональное
движение солидарности с Советским Союзом.
Популярный в те годы лозунг — «Москва спасла
Монтевидео» — не был преувеличением: вермахт
разработал план высадки десанта из Дакара в
Бразилию с последующим вторжением в другие
латиноамериканские страны, в том числе и Уругвай.
Единодушным стало требование уругвайской
общественности о восстановлении
дипломатических отношений с СССР. В 1943 г. они
были восстановлены. На началах взаимности
советская дипломатическая миссия в Монтевидео и
уругвайская в Москве в 1964 г. были
преобразованы в посольства.
Интенсивно развивались торговые отношения. В 1946 г.
в Москве был подписан договор о дружбе, торговле
и мореплавании, установивший принцип
наибольшего благоприятствования в отношениях
между СССР и Уругваем; в 1954 г. подписано
платежное соглашение. В отдельные годы СССР
являлся главным покупателем экспортных товаров
Уругвая, а сама страна лидировала, вплоть до
победы кубинской революции, в торгово-экономических
отношениях СССР с государствами Латинской
Америки. Когда в период «холодной войны»
отношения с СССР разорвали по указке США
большинство латиноамериканских стран, их
сохранили только Аргентина, Мексика и Уругвай.
Среди первых государств мира Уругвай признал
Российскую Федерацию правопреемницей СССР.
Вскоре, однако, обнаружился наш откат в
отношениях со странами Латинской Америки.
Последовавший крах иллюзий о бескорыстии Запада
ускорил процесс переориентации внешней политики
России в ее национальных интересах,
способствовал активизации отношений с
государствами Латинской Америки, включая
Уругвай. Между нашими странами в 1997 г. был
подписан и в 1998 г. ратифицирован Договор о
дружбе и сотрудничестве.
Особо следует сказать о роли нашей диаспоры.
Потомки эмигрантов, покинувших Россию в начале XX
века в поисках хлеба насущного, из-за религиозных
преследований, были мелкими землевладельцами,
арендаторами и батраками, рабочими
мясохладобоен столичного пролетарского района
Серро (там есть улица России), скромными
ремесленниками. Славились честностью,
трудолюбием, но в своей массе были
малограмотными. Были и исключения, например,
поколения уругвайцев изучали географию и
родного края, и всемирную по учебникам Хорхе
Чебатарофф, или Георгия Чеботарева, именем
которого названа улица в Монтевидео. Урна с
прахом знаменитого писателя Орасио Кироги
покоится в скульптуре работы нашего
соотечественника Степана Эрзи. К сожалению, уже
тогда выходцы из России начали забывать родной
язык; лучше они знают его в сельской местности.
Кстати, наши соотечественники завезли в
Аргентину и Уругвай высокосортную «русскую
пшеницу», ячмень, гречиху, лен, подсолнечное
масло, сметану (называют «русский крем»). В
ресторанах и закусочных Монтевидео популярное
блюдо — «русский салат».
В канун Первой мировой войны в южных губерниях
России некий Рислинг сулил златые горы тем, кто
переселится за океан. Рислинг набрел на главу
секты «Новый Израиль» Василия Лубкова, и тот увез
в Уругвай несколько сот своих «братьев» и
«сестер», безземельных русских и украинских
крестьян.
Если выехать из Монтевидео в сторону города
Пайсанду, сойти с автобуса в местечке Трес-Бокас
— Три глотки и добраться до аргентинской
границы, то на берегу реки Уругвай, ниже Пайсанду
по течению, открывается живописный вид на
городок Сан-Хавиер. 90 лет назад там было голое
место, которое начали осваивать русские
переселенцы. История их такова.
Василий Лубков держал своих единоверцев в
строгости. Их скудные личные сбережения были
конфискованы. Строптивых ожидал окрик: «За
околицу!» Это означало, что согрешивший «брат»
должен собрать свои пожитки и отправляться куда
глаза глядят. Люди не решались перечить главе
секты: они не знали языка чужой страны и
чувствовали беспомощность перед Лубковым,
который водил дружбу с изредка наезжавшими
чиновниками и полицейскими. В конце 20-х годов
Василий Лубков неожиданно снялся с места, забрал
несколько десятков семей и увез их в Советский
Союз, на Маныч. Там затерялся след главы
«новоизраильской» секты. Шли годы, а златые горы
были так же недосягаемы, как в день погрузки в
трюм трансатлантического судна.
Сан-Хавиер стал уголком России на далекой
уругвайской земле. Какого-нибудь Хуана, Мигеля,
Педро или Базилио хочется назвать Ваней, Мишей,
Петей и Васей не только за рыжие вихры и фамилии
Смирнов, Лушкин, Куценко и Пилипчук, но главное —
за хороший русский и украинский говор.
Жители Сан-Хавиера экономили на всем, собирая
деньги на клуб, и «всем миром» построили
великолепное помещение со зрительным залом,
комнатами для школы русского языка, библиотеки,
танцевального и хорового кружков. Годовщина
открытия клуба, названного именем Максима
Горького, и поныне ежегодно отмечается как
большой праздник, на который съезжаются люди со
всех концов страны. |