Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2005

По материалам присланных в редакцию анкет


ДИАЛОГИ С ЧИТАТЕЛЯМИ

За полемику

Спасибо за полемику о роли и месте предмета географии в учебном процессе.
Хотелось бы видеть больше материалов о новых учебниках с их критическим анализом.

Ф.Р. ГУБИЧ,
учитель биологии и географии
Красногорьевской СШ № 10 Богучанского района
Красноярский край

«География»: Фаина Равильевна, судя по тому, что Вы выражаете такое пожелание, у Вас самой есть что сказать о новых учебниках. Напишите о своих соображениях. Ведь методиста лучше, опытнее, чем практикующий учитель, на свете быть не может. За многие годы учи'теля, к сожалению, приучали принимать то, что ему спускают сверху (будь то программа, учебник, концепция, стандарт и т.п.) как высшую мудрость и как непререкаемый приказ. Между тем наши авторы учебников и методисты в среднем ничем не мудрее среднего учителя. Они отличаются лишь тем, что профессионально занимаются либо некоторыми поставками интеллектуального продукта в школы, либо интеллектуальным съёмом учительского опыта из школ. Они при поддержке образовательной бюрократии (ей так удобнее и спокойнее) установили диктат производителя. Этому диктату нужно противопоставить мнение учителя-практика и эффективную реакцию потребителя образования — родителей и взрослеющих учащихся. Противопоставить, разумеется, диалектически и благожелательно.
Присылайте свои замечания, отметьте достоинства и недостатки учебных книг.
Дорогие читатели, давайте активнее обсуждать наши профессиональные проблемы.

Чаще

Почаще устраивайте конкурсы и анкетирование. И желательно — для молодых учителей географии, начинающих туристов, школьников. Мы рады, что можем участвовать, выигрывать, приобретать новые знания и идеи.

Н.А. БУДИЩЕВА,
учитель географии школы-центра
гуманитарного образования и творческого развития г. Алдан
Республика Саха (Якутия)

«География»: Наталия Августовна, по всей видимости Вы правы, что нужно разработать конкурс, в котором учитель мог бы участвовать вместе с классом или с лучшими по предмету учениками. Быть может, у Вас есть предложения?
А, может быть, у вас, коллеги?

Развивающее обучение

«Географию» с удовольствием читаю уже несколько лет и всегда нахожу новое и интересное. Читаю от корки до корки, выбираю для себя главное, делаю подборки.
Очень интересны и оригинальны методические находки. У газеты высокий уровень содержания, актуальности. Нравится не только подбор материала, но и точность фактов. Много рецензий на учебные книги.
Хотелось бы видеть на страницах газеты методические разработки по наиболее сложным темам 9 и 10-го классов, новые элективные курсы. Уделите также место методам развивающего обучения на уроках географии.

В.Н. КУЗНЕЦОВА,
учитель ГОУ № 556 (Сестрорецк)
Санкт-Петербург

«География»: Валентина Николаевна, спасибо за высокую оценку и ценные советы. По первым двум Вашим пожеланиям редакция уже ведет подготовительную работу. Что же касается методов развивающего обучения, о них наши методисты много говорят, но реальных сильных разработок в рамках нашего предмета мало. В частности и потому, что применение новых, «человекоориентированных» методик сдерживается консервативным содержанием предмета. Но у каждого учителя наверняка есть свои любимые уроки, когда он чувствует, что не просто передает некую информацию или умения, но зажигает сердца, будоражит умы. Напишите нам о таком Вашем уроке, коллега!

«Географию» — в семью

Такая газета, как «География», просто необходима в нашем обществе, где статус образования резко падает и люди становятся все менее развитыми в интеллектуальном плане. Я говорю это с болью. Мне 23 года, но среди моих сверстников я не могу найти людей, у которых были бы интеллектуальные и познавательные запросы. «География» — как луч света. Мне кажется, ее нужно выписывать не только учителям и библиотекам, но и семьям, в которых дети учатся в школе.

Е.В. ТЕМИРЁВА,
библиотекарь Детской библиотеки-филиала № 24
г. Липецк

«География»: Елена Владимировна, два года назад в Вашем Липецке прошла XII Всероссийская олимпиада школьников по географии. На ней работали многие прекрасные учителя, представители органов управления образованием Липецкой области. Конечно, в Вашем городе есть богатая интеллектуальная среда, способная порождать интересных и мыслящих людей, и Вы, без сомнения, их встретите.
Но время сейчас, действительно, неправильное: общество проедает (или уже почти проело) и материальный, и духовный задел советских лет, всерьез не создавая нового общественного богатства, не заботясь о будущем. Поколение 20-летних, пришедшее в среднюю школу как раз в разгар тех деструктивных лет, когда пошла мода отрицать лучшее и культивировать худшее (из прошлого ли, из зарубежного ли опыта), особенно ощутило на себе системный удар. Мало кому удалось сохранить нравственный стержень, взвешенные представления о правильном и ложном. Мы рады, что такие молодые люди есть среди наших читателей.