По материалам
присланных в редакцию анкет |
ДИАЛОГИ С ЧИТАТЕЛЯМИ
За полемику
Спасибо за полемику о роли и месте предмета
географии в учебном процессе.
Хотелось бы видеть больше материалов о новых
учебниках с их критическим анализом.
Ф.Р. ГУБИЧ,
учитель биологии и географии
Красногорьевской СШ № 10 Богучанского района
Красноярский край
«География»: Фаина Равильевна,
судя по тому, что Вы выражаете такое пожелание, у
Вас самой есть что сказать о новых учебниках.
Напишите о своих соображениях. Ведь методиста
лучше, опытнее, чем практикующий учитель, на
свете быть не может. За многие годы учи'теля, к
сожалению, приучали принимать то, что ему
спускают сверху (будь то программа, учебник,
концепция, стандарт и т.п.) как высшую мудрость и
как непререкаемый приказ. Между тем наши авторы
учебников и методисты в среднем ничем не мудрее
среднего учителя. Они отличаются лишь тем, что
профессионально занимаются либо некоторыми
поставками интеллектуального продукта в школы,
либо интеллектуальным съёмом учительского опыта
из школ. Они при поддержке образовательной
бюрократии (ей так удобнее и спокойнее)
установили диктат производителя. Этому диктату
нужно противопоставить мнение учителя-практика
и эффективную реакцию потребителя образования —
родителей и взрослеющих учащихся.
Противопоставить, разумеется, диалектически и
благожелательно.
Присылайте свои замечания, отметьте достоинства
и недостатки учебных книг.
Дорогие читатели, давайте активнее обсуждать
наши профессиональные проблемы.
Чаще
Почаще устраивайте конкурсы и анкетирование. И
желательно — для молодых учителей географии,
начинающих туристов, школьников. Мы рады, что
можем участвовать, выигрывать, приобретать новые
знания и идеи.
Н.А. БУДИЩЕВА,
учитель географии школы-центра
гуманитарного образования и творческого
развития г. Алдан
Республика Саха (Якутия)
«География»: Наталия Августовна,
по всей видимости Вы правы, что нужно разработать
конкурс, в котором учитель мог бы участвовать
вместе с классом или с лучшими по предмету
учениками. Быть может, у Вас есть предложения?
А, может быть, у вас, коллеги?
Развивающее обучение
«Географию» с удовольствием читаю уже
несколько лет и всегда нахожу новое и интересное.
Читаю от корки до корки, выбираю для себя главное,
делаю подборки.
Очень интересны и оригинальны методические
находки. У газеты высокий уровень содержания,
актуальности. Нравится не только подбор
материала, но и точность фактов. Много рецензий
на учебные книги.
Хотелось бы видеть на страницах газеты
методические разработки по наиболее сложным
темам 9 и 10-го классов, новые элективные курсы.
Уделите также место методам развивающего
обучения на уроках географии.
В.Н. КУЗНЕЦОВА,
учитель ГОУ № 556 (Сестрорецк)
Санкт-Петербург
«География»: Валентина
Николаевна, спасибо за высокую оценку и ценные
советы. По первым двум Вашим пожеланиям редакция
уже ведет подготовительную работу. Что же
касается методов развивающего обучения, о них
наши методисты много говорят, но реальных
сильных разработок в рамках нашего предмета мало.
В частности и потому, что применение новых,
«человекоориентированных» методик сдерживается
консервативным содержанием предмета. Но у
каждого учителя наверняка есть свои любимые
уроки, когда он чувствует, что не просто передает
некую информацию или умения, но зажигает сердца,
будоражит умы. Напишите нам о таком Вашем уроке,
коллега!
«Географию» — в семью
Такая газета, как «География», просто
необходима в нашем обществе, где статус
образования резко падает и люди становятся все
менее развитыми в интеллектуальном плане. Я
говорю это с болью. Мне 23 года, но среди моих
сверстников я не могу найти людей, у которых были
бы интеллектуальные и познавательные запросы.
«География» — как луч света. Мне кажется, ее
нужно выписывать не только учителям и
библиотекам, но и семьям, в которых дети учатся в
школе.
Е.В. ТЕМИРЁВА,
библиотекарь Детской библиотеки-филиала № 24
г. Липецк
«География»: Елена Владимировна,
два года назад в Вашем Липецке прошла XII
Всероссийская олимпиада школьников по географии.
На ней работали многие прекрасные учителя,
представители органов управления образованием
Липецкой области. Конечно, в Вашем городе есть
богатая интеллектуальная среда, способная
порождать интересных и мыслящих людей, и Вы, без
сомнения, их встретите.
Но время сейчас, действительно, неправильное:
общество проедает (или уже почти проело) и
материальный, и духовный задел советских лет,
всерьез не создавая нового общественного
богатства, не заботясь о будущем. Поколение 20-летних,
пришедшее в среднюю школу как раз в разгар тех
деструктивных лет, когда пошла мода отрицать
лучшее и культивировать худшее (из прошлого ли,
из зарубежного ли опыта), особенно ощутило на
себе системный удар. Мало кому удалось сохранить
нравственный стержень, взвешенные представления
о правильном и ложном. Мы рады, что такие молодые
люди есть среди наших читателей.
|