Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2005

Географические новости


ЖИВАЯ КАРТА

декабрь-
январь

Владимирская область.
Мещера. Гусь-Хрустальный

Наладили выпуск петухов

«Гусевской хрустальный завод» к новому году выпустил партию сувенирных хрустальных петухов.

ИА REGNUM

 

Латвия

Железные дороги: транзитные грузы
из России и Белоруссии

За 2004 г. Латвийская железная дорога перевезла 51 млн т грузов. Половину оборота обеспечила Россия, а еще треть — Белоруссия.
В номенклатуре грузов лидируют нефть и нефтепродукты (21 млн т). На 2-м месте — уголь (13 млн), на 3-м — минеральные удобрения (6,7 млн т).

Росбалт

 

Латвия. Вентспилс

Через порт вывозится все меньше нефти

Латвийская компания Ventspils nafta terminаls третий год подряд сокращает объемы перевалки нефти. В 2004 г. через него было отправлено 8,4 млн т нефти и нефтепродуктов. Это на 21,4% меньше, чем годом ранее, и почти в 3 раза меньше, чем в 2002 г. Сокращение в 2003 г. было связано с прекращением поставок по нефтепроводу Полоцк—Вентспилс (декабрь 2002 г.). И в 2003—2004 гг. компания занималась приемкой наливных партий, поступающих исключительно по железной дороге. По мнению экспертов, без привлечения в Вентспилс российского капитала расcчитывать на улучшение ситуации в ближайшем будущем не приходится.

Logistic.ru

 

Китай

Защита национального рынка самолетов

Власти Китая запретили своим авиакомпаниям заказывать новые иномарки. По их мнению, перевозчики и так уже заказали чрезмерное число иностранных самолетов. Запрет будет действовать как минимум весь 2005 год. Упущенную прибыль Airbus и Boeing оценивают в несколько десятков миллиардов долларов.
Правда, китайские чиновники не распространят вводимый запрет на уже подписанные контракты на 147 лайнеров. Кроме того, китайским авиакомпаниям разрешено в этом году закупать запчасти к самолетам, но с доставкой не ранее 2006 г.
За последние годы китайский рынок авиационных перевозок рос небывалыми темпами. Не помешала даже вспышка атипичной пневмонии в Юго-Восточной Азии. В 2004 г. китайские авиакомпании перевезли более 110 млн пассажиров (для сравнения: в России — ок. 34 млн, в США — 120 млн).
К слову: Ульяновский завод «Авиастар-СП» еще в 2002 г. заключил соглашение с Китаем о поставке 25 самолетов Ту-204-120 на сумму 355 млн долл. Китайская сторона собиралась увеличить объем заказов российских лайнеров до 200. Но вернуться к той идее сейчас китайцы вряд ли захотят. Из-за проблем с финансированием «Авиастар» до сих пор не поставил ни одного самолета по первому китайскому контракту.

Logistic.ru со сслыкой на «Газета»

 

Пермь

Памятник составителю первого
коми-пермяцкого словаря

На Егошихинском кладбище Перми открыт надгробный памятник протоиерею Антонию Ивановичу Попову. А.И. Попов родился в 1748 г. в с. Ключевское Кунгурского уезда Соликамской провинции.
В 1763 г. поступил в Хлыновскую (Вятскую) духовную семинарию, в 1770 г. стал ее префектом. Потом был переведен в Кунгур, Пермь. Отец Антоний был поэтом, автором первого словаря коми-пермяцкого языка.

«Новый Регион» (Пермь)

 

Украина. Кременчуг

КрАЗы разгоняются

Компания «АвтоКрАЗ» достигла наивысшего за последние 8 лет результата: за 2004 г. произведено 2 244 автомобиля КрАЗ (в том числе 210 — в разобранном виде для поставки на сборочные производства), что в 2,5 раза больше, чем в 2003 г. В общем выпуске доля бортовых автомобилей составила 32%, шасси —13, специальных — 6, самосвалов — 42, тягачей — 7%.
В 2004 г. «АвтоКрАЗ» выиграл ряд тендеров на поставку автомобилей КрАЗ, в частности, на поставку 2 тыс. машин в рамках программы послевоенного восстановления Ирака. В 2004 г. выведено на проектную мощность сборочное производство во Вьетнаме, где собрано более 200 автомобилей КрАЗ.

АвтоТрансИнфо

 

Тверская область. Ржев

Новое машиностроительное производство

27 декабря 2004 г. на ржевском заводе «Элтра» запущено новое производство — автомобильных генераторов по лицензии словенской фирмы «Искра». Смонтировано новое оборудование из Германии, Словении и России. Развитие одного из крупнейших предприятий машиностроительной отрасли Тверской области свидетельствует о положительных тенденциях в экономике региона.

«Вся Тверь»

Мурманск

Морской порт увеличил грузооборот

В 2004 г. Мурманский морской торговый порт увеличил грузооборот с 9 млн т (в 2003 г.) до 12,5 млн. Введен в эксплуатацию новый тыловой перегрузочный комплекс причалов с подходами (километр подъездного пути, складская площадка, подкрановые пути). Порт по грузообороту занимает 4-е место в России.

ГТРК «Мурман»

 

Челябинская область. Магнитогорск

«Магнитка» продолжает решать
проблемы сырьевой базы

Магнитогорский меткомбинат в 2005 г. намерен покрыть 16% своих потребностей в коксующемся угле за счет поставок из Казахстана. Казахстанский меткомбинат «Испат Кармет» (Караганда), входящий в стальную империю Лакшми Миттала (британец индийского происхождения, обогнавший в Великобритании по богатству Абрамовича), поставит на ММК 1,2 млн т угольного концентрата. Импорт угля для ММК — вынужденная мера, она является следствием дефицита коксующегося угля на внутреннем рынке и прекращения отношений комбината со стальной группой «Мечел» (Челябинский металлургический комбинат), которая являлась основным поставщиком угля на «Магнитку» в предыдущие годы.
В 2003 г. ММК произвел 11,5 млн т стали и 10,3 млн т проката. «Магнитка» — единственный крупный российский металлургический комбинат, который не обеспечен собственной сырьевой базой, как по углю, так и по железной руде. Основным поставщиком железорудного сырья на ММК традиционно является Соколово-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение (ССГПО, Казахстан), которое покрывает около 50% потребностей «Магнитки» в аглосырье и до 90% — в окатышах. География поставок угля у комбината более диверсифицирована: в 2002—2003 гг. около 30—40% потребностей покрывалось за счет угольных предприятий стальной группы «Мечел», по 13—15% приходилось на структуры «ЕвразХолдинга» (Южкузбассуголь), группы «Белон» и ЗАО «Востокпроминвест».
В начале 2004 г. «Мечел» разорвал все контракты на поставки угля и руды для ММК. Комментаторы разрыва коммерческих отношений между компаниями указали не только на давнюю вражду владельцев предприятий, но и на экономические обстоятельства: при высоких ценах на сырье «Мечелу» выгоднее экспортировать уголь и руду, чем поставлять их на внутренний рынок.
Ситуация не улучшится и в 2005 г., поскольку, по оценкам, цены на коксующийся уголь могут вырасти до 100 долл. за тонну (с нынешних 56 долл.). Менеджмент ММК решил не полагаться только на российских производителей угля и обеспечить комбинат импортными поставками — из Караганды.
Развиваются и связи ММК с Башкирским Зауральем, которое издавна тяготеет к полумиллионному Магнитогорску. В 2004 г. комбинат получил лицензию на разработку железорудного месторождения на Кирябинском участке в Башкирском Зауралье. Разработка Кирябинского участка позволит покрыть ок. 5% ММК в руде.

RBC daily, Башинформ