Властелин колецОтветы и комментарии к задачам,
|
1 |
ОТВЕТ:
Страна — Марокко.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
1/2: нет решений.
Содержательный комментарий
Задача позволяет обратить внимание на то, что
Арабский мир в основном «низкорослый»:
впечатляющих горных вершин ни в одной арабской
стране нет. Известное исключение составляет
Марокко, но это периферия Арабского региона.
Арабы — в основном жители равнин. Не случайно
почти везде, где они в своем распространении
натыкались на значительные горные страны,
дальнейшее распространение народа прекращалось,
а на горных уступах им противостояли (или в
горных цитаделях выживали) другие народы.
Обратим на это внимание учащихся. Повесьте рядом
физическую карту (рельеф) и карту народов. Почти
везде в Северной Африке и на Ближнем Востоке, где
бежевая закраска средних высот сменяется на
темно-коричневую (высокие хребты и нагорья),
арабская национальная закраска сменяется на
другие цвета. Часто даже государственные границы
между арабскими и неарабскими странами изящно
повторяют изгибы горизонталей.
Пройдитесь по обеим картам указкой, по часовой
стрелке, вокруг Арабского региона:
Фланг Арабского мира |
Изменение рельефа |
Изменение этнографической картины |
---|---|---|
Север | Уступ Анатолийского нагорья | Арабы Сирии сменяются турками |
Северо-восток | Уступ Иранского нагорья | Арабы Ирака сменяются курдами и персами |
Юг | Уступ Эфиопского нагорья | Арабы Судана сменяются амхара и родственными им народами, оромо и др. |
Юго-запад | Плато Ахаггар на юге Алжира | Kочевников-арабов (бедуинов) сменяют кочевники-туареги |
Запад | Алжирский Атлас, горы Kабилии | Среди арабов Алжира — острова берберов (кабилов и др.) |
Дальний Запад | Высокий Атлас | Среди марокканских арабов — берберские этнические острова |
Даже в тех странах, которые считаются
чисто арабскими, в районах сколько-нибудь
высоких гор наблюдаются этнические или
религиозные «отклонения». Ливан — по
преимуществу горная страна (Ливан, Антиливан,
Хермон). И население Ливана, которое хотя
формально (по языку) и считается арабским,
представляет совершенно особое явление в
Арабском мире: треть арабов — христиане, треть —
мусульмане-шииты. Горный массив на юге Сирии
заселен представителями шиитской секты друзов,
что и отражено в названии этих гор — Джебель-Друз
(гo'ры друзов). Горный Йемен — прибежище
шиитской секты зейдитов.
В Иране же низменная часть, прилегающая к устью
Шатт-эль-Араба (зеленая на карте рельефа),
населена преимущественно этническими арабами.
Это иранский Хузестан, который арабы именуют
Арабистаном.
Методическое отступление
Если учитель хорошо продемонстрирует сходство карт: «безжизненно» физической (рельеф) и картой народов, наполненной традицией, фольклором, конфликтогенностью, бурлящей жизнью, он решит сразу несколько педагогических задач.
Первая: так лучше уляжется информация. Знания наши держатся в мозгу в основном в связках — осознанных причинно-следственных или не вполне осознанных ассоциативных. Значительная (а по моим вузовским наблюдениям — бо'льшая) часть информации, изливаемой нашими школьными географическими учебниками, именно потому не усваивается детьми, что это информация в розницу («скалярная»), ни из чего не вытекающая и ничего потом не порождающая. (Таким может быть лишь Аллах в исламе — «никого не родил, никем не рожден», но у нас на этот статус претендует едва ли не каждая строчка у иного автора учебника. Написал, все вроде правильно, а зачем? Что из этой информации молодому человеку? И дети инстинктивно выбрасывают из головы холостые заряды «Просвещения» и «Дрофы».)
Решение второй педагогической задачи: дать детям ключ к самостоятельному установлению связей между информационными объемами. Такие яркие примеры, такие возможности, которые дает эта задача, нужно использовать полностью. Учителю не обязательно проговаривать самому все шесть этно-орографических наблюдений, сведенных в таблице. Можно показать Анатолию и турок, а там уж персов и амхара школьники сами, глядишь, вычислят по изогипсам. Как астрономы по характеру орбит известных планет предсказывают существование неизвестных, так и мы, дав ученику общегеографическую (физическую) карту, можем научить его предугадывать: «Не иначе как здесь, с этим перепадом высот, пресечется ареал распространения этого народа. Нужно скорее перелистнуть атлас на карту народов, верна ли моя догадка, кто появится на новой орбите абсолютных высот?»
Третья решаемая педагогом задача — мотивационная. Показав связь физгеографического фундамента с реальной жизнью людей, с самоорганизацией человечества на земной поверхности, учитель дает наглядный аргумент за то, что географию имеет смысл изучать. Такие конкретные познавательные аргументы имеют гораздо большую силу, чем распространенные экологические всхлипы, гудение о глобальных проблемах, почтительные суждения о постиндустриализме и попискивание о планетарных рисках.
Общие слова остаются для детей шумовым фоном, конкретная же проработка сходства контуров по карте, осмысление экологических ниш, родившаяся догадка о взаимообусловленности очень многого на территории дают импульс к развитию личности. Школьник понимает, как из вдумчивого наблюдения рождается идея. Это уже четвертая педагогическая задача, в решение которой учитель вносит вклад, комментируя «стереопару» рельеф—народы.
1/3: Мавритания, Западная Сахара
(бo'льшая часть ее территории оккупирована
Марокко).
1: Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Саудовская
Аравия, Сирия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман, ОАЭ,
Палестина, Египет, Ливия, Судан, Тунис, Алжир.
Не будет ошибкой включение в этот ряд и Сомали,
Джибути, Коморских Островов, хотя бо'льшую часть
их жителей составляют неарабы. Население этих
стран включает весьма значительный арабский
компонент, испытало сильнейшее арабское
культурное влияние. Эти три страны входят в Лигу
арабских государств наряду с перечисленными
выше (исключая Западную Сахару, не являющуюся
самостоятельным государством).
2/3: Канада, США, Венесуэла, Аргентина, Конго
(Киншаса).
Методическая рекомендация
При проработке стран, попадающих в множество 1 (включая и пересечения), целесообразно просить учеников находить высшие точки этих стран и называть их. Запомнить эти точки нереально, но познакомиться с ними полезно. Это будет действенный шаг в деле изучения земного лика.
Страна | Высшая точка | Абс. высота, м | Горная система, массив |
«Адрес» |
---|---|---|---|---|
Марокко | гора Тубкаль |
4 165 | Атлас | K югу от Марракеша |
Kанада | гора Логан |
6 050 | Горы Св. Ильи | На северо-западе страны |
США | гора Мак-Kинли |
6 193 | Аляскинский хребет | Центральная часть Аляски |
Венесуэла | пик Боливар |
5 007 | Kордильера-де-Мерида | На западе страны, к югу
от оз. Маракайбо |
Аргентина | Аконкагуа | 6 960 | Анды | На чилийской границе, к
северо-востоку от Сантьяго-де-Чили |
Kонго (Kиншаса) | пик Маргерита |
5 109 | Рувензори | На границе с Угандой,
между оз. Альберт (Мобуту-Сесе-Секо) и Эдуард (Иди-Амин-Дада) |
2 |
ОТВЕТ:
Областные центры А и Б — Рязань и Нижний
Новгород.
Областные центры В и Г — Москва и Владимир.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
1а (вне пересечений): Орел, Калуга*.
1б (вне пересечений): Тамбов, Тула, Иваново.
Содержательный комментарий
Задача помогает обратить внимание учащихся на
пространственный ход развития российского
государства. Зародившееся в Волго-Окском
междуречье, оно длительное время не могло
всерьез продвинуться на юг — в сторону лесостепи
и степи: мешали кочевники. Затруднен был и ход на
запад: литовско-польско-казацкая конкуренция.
Поэтому ранняя Волго-Окская Русь с ее
многочисленными князьями варилась в основном по
левую сторону от Оки (Владимир, Москва) или на
само'й Оке (Рязань, Нижний), но не в верхнем, не в
западном течении. Уверенное продвижение на юг, в
лесостепь (Тула, Орел), и на запад (Калуга и также
Орел) связано со становлением сильного
централизованного Московского государства,
способного вытеснять внешних конкурентов. Тогда
устанавливалась «вертикаль власти», и новые
центры напрямую подчинялись Москве; это уже не
была «федерация» удельных княжеств. Поэтому весь
юго-западный сектор городов Окского бассейна
княжеской самостийности не познал. За южность и
западность они заплатили (не могли не заплатить,
иначе бы их съели) подчиненностью.
Особый случай — Иваново, порождение
капиталистической индустриализации XIX в. Это
единственный из областных центров Центрального
района, не имеющий давней городской истории. Не
потому ли этот, «случайно» вспыхнувший на карте
город находится сегодня, по-видимому, в самом
глубоком кризисе среди всех областных городов
Центрального района?
* Калуга лишь короткое время (1505—1518) была центром удельного княжества.
2: Тверь, Смоленск, Великий Новгород, Псков, Санкт-Петербург, Кострома.
Не исключается и ответ: Курск (княжество
существовало в основном в домонгольский период;
впрочем, нет четкой уверенности, что нынешний
Курск находится на месте того, домонгольского).
Следует поощрить также и тех, кто назовет Казань
и Махачкалу (выросла рядом с аулом Тарки —
центром Тарковского шамхальства (XV — начало XIX
в.). Но им нужно будет указать на
невнимательность:
в формулировке задачи тип загаданного объекта — областной
центр, а не центр субъекта федерации вообще.
Примеры давних столиц, не имеющих сегодня
статуса областных центров: Суздаль, Ростов,
Муром, Галич, Дербент, Булгар. Здесь же, кстати,
могут быть названы Казань и Махачкала (формально
все верно: они — не областные, а республиканские
центры).
3 |
ОТВЕТ:
Страны А и Б — Египет (впадина Каттара) и Иордания (Мертвое море).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
1: нет решений (все страны, имеющие
выход к Красному морю, либо арабские (а это 1/2),
либо имеют глубокие впадины (1/2), либо и то, и то
(1/2/3).
1/2: Эритрея, Израиль.
1/3: Саудовская Аравия, Йемен, Судан.
Содержательный комментарий
Следует иметь в виду, что арабское большинство в Саудовской Аравии сильно размыто притоком иммигрантов, устремившимся в эту нефтедолларовую страну с 70-х годов. Однако, хотя среди иммигрантов и много выходцев из Южной и Юго-Восточной Азии, не менее половины потока составили все же арабы из бедных ближневосточных стран. Поэтому арабский элемент остается в Саудовской Аравии не только доминирующим, но и численно преобладающим. В Судане арабы вряд ли составляют много больше половины населения. Но здесь их неуверенное лидерство связано не с наплывом приезжих неарабов, а с тем, что Юг Судана — исконное место обитания неарабских — негритянских племен. Конфликт между Черным Югом и Арабским Севером — сложнейшая проблема этой страны.
2: Эфиопия, Казахстан, Китай, США.
См.: Справочные сведения о низших точках
поверхности некоторых стран мира//География,
№ 18/2002, с. 14.
2/3: Западная Сахара, Марокко, Палестина, Сирия. Не
исключено, что сюда должна войти и Ливия: на
картах отечественного издания М. 1 : 2 500 000 под 19° в.
д. и 29° с. ш. показана небольшая впадина у колодца
Абу-Наим с отметкой –131 м. В школьных атласах ее,
конечно, найти не удастся. Вряд ли школьники
найдут и впадину себхи Тах на границе Западной
Сахары и Марокко. Но догадаться, что территории
Палестины и Сирии — как прилежащие к долине реки
Иордан — заведомо имеют точки хотя бы под сотню
метров ниже уровня моря, можно.
Содержательный комментарий
Задача отчасти работает на познавательное усиление той связи, которую школьники обнаружили в задаче 1, — связи арабского ареала с небольшими (или, как мы теперь выяснили, даже отрицательными) высотами.