Промышленность Алтайского края
В.А. КЕТКОВИЧ
действительный член Русского географического
общества,
директор фонда этнографических исследований
В настоящее время Фонд этногеографических
исследований готовит к выпуску учебный
документальный фильм «Алтайский регион» из
серии «Географическая видеоэнциклопедия
России». Его презентация состоится в апреле
этого года на традиционном дне географии в
рамках Московского педагогического марафона
учебных предметов.
В наших фильмах мы по возможности стараемся дать
полную географическую характеристику регионов:
рассказать как о физической, так и о социальной и
экономической географии. Работая над фильмом
«Алтайский регион», мы решили исходить из
традиционного широкого географического
понимания Алтая, которое охватывает Республику
Алтай и Алтайский край. Такое объединение имеет
вполне конкретную социально-экономическую
основу, выражающуюся в исторической связи
хозяйства этих двух регионов. Более 50 лет
территория современной Республики Алтай входила
в состав Алтайского края.
Алтайский край обладает несравнимо более
мощным хозяйством, нежели Республика Алтай. В
отличие от аграрной и преимущественно сельской
республики (в селах проживает три четверти ее
населения) край выделяется развитой
промышленностью и относительно широким
распространением городов. Да и население в крае
больше чем в десять раз превышает население
республики — два с половиной миллиона против
двухсот тысяч.
Перед тем как приступить к съемкам, я посетил
администрацию Алтайского края. Вместе с
заместителем председателя комитета по
промышленности Владимиром Михайловичем
Локтюшовым мы выбрали наиболее характерные
промышленные предприятия федерального значения,
имеющие стабильные экономические показатели и
значительные объемы производства. Заручившись
поддержкой на уровне краевой администрации, мы
приступили к делу.
Сельское хозяйство Алтайского края
специализируется на выращивании пшеницы твердых
сортов, ржи и ячменя. Регион имеет устойчивую
славу сибирской житницы. Именно здесь находятся
самые южные равнинные участки территории
Западной Сибири, пригодные для земледелия. После
освоения целинных и залежных земель,
проводившегося в 50-х и 60-х годах прошлого века,
плодородные пространства Кулундинской степи
были почти полностью распаханы.
|
ОАО «Мельник» (г. Рубцовск).
Знаменитая алтайская мука из пшеницы
твердых сортов
|
Крупнейшие зерноперерабатывающие
предприятия Алтайского края сегодня — это ОАО
«Алейскзернопродукт» в городе Алейске и ОАО
«Мельник» в Рубцовске. Из местной пшеничной
муки они производят знаменитые алтайские
макароны. Чтобы показать современное
многопрофильное предприятие, можно было выбрать
любое из них. Мы посетили «Мельник». Еще 70 лет
назад, в годы первых пятилеток, это предприятие
производило хлебопекарную и макаронную муку,
крупы, макаронные и хлебобулочные изделия.
Сегодня же этот завод помимо перечисленных
продуктов выпускает подсолнечное масло и
комбикорма. Завод действительно идет в ногу со
временем: благодаря усилиям генерального
директора Александра Бедарева он не только
выдержал трудности 90-х годов, но и расширил
производство, оснастил цеха новейшим
оборудованием. Поразила чистота в цехах
предприятия — для съемок нам с оператором
Алексеем Стреловым специально выдали халаты.
Из чудесного алтайского зерна получаются не
только мука, макароны и хлебобулочные изделия.
Это еще и великолепное сырье для производства
питьевого спирта и высококачественной водки. Иткульский
спиртзавод (пос. Соколово Зонального района) —
старейшее предприятие Алтая и Западной Сибири,
основанное в 1868 г., включает в себя спиртовое и
водочное производство и располагает
современными технологиями изготовления
продукции. Водка «Алтай» — своеобразная
визитная карточка края, она экспортируется в 15
стран мира, а на всей территории Алтайского края
— бесспорный лидер продаж. В 2001 г. водка
получила мировое признание, завоевав бронзовую
медаль на международной выставке в Лондоне.
|
Убранный в августе лен многие месяцы
может храниться в рулонах
на специальных складах
|
Именно на алтайской земле впервые на
территории России возделывание льна-долгунца в
промышленных масштабах стало
высокорентабельным. Посевы льна Бийской
льняной компании сегодня составляют 2700 га. С
каждого гектара на фабрике получают около
полутора тонн льняного волокна, в то время как
средний российский показатель урожайности —
всего полтонны. В этом немалая заслуга директора
компании Л.В. Каленова, который руководит
предприятием уже тридцать лет, а начал он свой
трудовой путь в 1960 г. простым слесарем. Лев
Владимирович на досуге еще и снимает видео —
причем в основном связанное с производством
льна. Именно у него мы взяли отличные кадры
уборочной страды (мы приехали на завод в конце
октября и на уборку, которая проходит в августе,
опоздали).
Никто не мог лучше директора рассказать о
современном льнопроизводстве. Для меня было
откровением узнать, как много технологических
процессов проходит каждое растение, прежде чем
из него получается волокно. Лен сначала теребят и
оставляют лежать на поле, затем скатывают в
рулоны и везут на склад. Оттуда он поступает в
цеха переработки. Благодаря складам работа на
фабрике продолжается круглый год. Переработка
тоже довольно сложная — растение сначала мнут,
потом треплют и чешут и только после этого
прядут, при этом для каждого процесса существует
свой собственный цех. Интересно, что Бийская
льняная компания — единственное предприятие на
территории России, которое поддерживает полный
цикл льняного производства — от посадки до
выработки льняного волокна. Первые 50 га льна
здесь посеяли в 1994 г., когда поняли, что
советская система распределения закончилась и
сырья ждать больше неоткуда. Продукция Бийской
льняной компании направляется на знаменитые
российские ткацкие фабрики Ярославля, Вологды и
Иванова, а также за границу.
|
Трепание льна на заводе
Бийской льняной компании
|
Крупнейшие промышленные центры
Алтайского края — Бийск и Барнаул. Барнаул —
административный центр края, расположен в
верхнем течении Оби. Здесь средоточие
промышленной, культурной и образовательной
жизни всего алтайского региона. Город динамично
развивается, и сейчас на многих его улицах
красуются современные дорогие здания. Город
богат достопримечательностями, в числе которых
современный автомобильный мост через Обь;
каменная ваза у здания главпочтамта,
обозначающая начало отсчета расстояний по
дорогам края, и оригинальное по своей
архитектуре здание краевой администрации. В
городе располагается Алтайский государственный
университет, имеются филармония и театры.
В Барнауле много заводов, большинство из которых
расположено в промышленных зонах,
протягивающихся вдоль городских границ. Для
съемок мы выбрали всего лишь два предприятия,
характеризующихся устойчивым ростом
производства, имеющих богатую историю и
общероссийское значение.
|
Проходная завода «Барнаултрансмаш»
|
Первым мы посетили Барнаульский
станкостроительный завод. Поскольку основной
специализацией этого предприятия является
выпуск боевых, спортивных и охотничьих патронов,
попасть туда оказалось непросто. Только
убедившись, что мы представляем солидные
научные, академические и образовательные
организации, служба безопасности разрешила нам
съемки. При этом в цеха, где выпускаются
собственно патроны, мы все-таки не попали, вместо
этого нас провели к рекламному стенду, где были
выставлены образцы продукции завода. Зато нам
удалось снять производство талей —
грузоподъемного оборудования, используемого в
шахтах, портах и во многих других отраслях
хозяйства. Производство талей — вторая
профилирующая специализация предприятия. Помимо
патронов и талей предприятие выпускает цепи и
теплообменники для систем отопления и горячего
водоснабжения. Завод переехал в Барнаул в ноябре
1941 г. после эвакуации из Ленинграда, а историю
свою ведет с 1869 г., когда в Петербурге был
основан Старый арсенальный завод.
Знаменит своей историей и «Барнаултрансмаш»,
построенный в чистом поле под Барнаулом в ноябре
1942 г. Тогда этот завод выпускал дизельные
двигатели для легендарного танка Т-34. За годы
Великой Отечественной войны завод выпустил 10
тысяч дизельных двигателей, что составило
четверть всех танковых двигателей, выпущенных в
военное время. И сейчас завод сохраняет свою
основную специализацию, выпуская дизельные
двигатели различных модификаций для нужд
военного и сельскохозяйственного
машиностроения, а также судостроения. Интересной
разработкой последних лет стало создание и
внедрение дизельного двигателя для автомобилей
четвертой модели ВАЗ: аналогов этому
производству в отечественном гражданском
машиностроении нет, до этого все автомобили
Волжского автозавода комплектовались лишь
бензиновыми двигателями. Познакомил нас с
производством на заводе Юрий Серафимович
Червяков, пришедший на завод полвека назад
простым рабочим, а сейчас занимающий должность
генерального технолога предприятия.
|
Основная продукция
Барнаульского
станкостроительного завода —
боевые патроны
|
Близ Барнаула, на противоположном
берегу Оби, расположен город-спутник Новоалтайск
— крупнейший железнодорожный узел Алтайского
края. Здесь располагался следующий адрес съемок
— завод «Алтайвагон», профиль которого —
выпуск грузовых железнодорожных вагонов. Какие
только вагоны не производят в огромных цехах
этого завода! Делают тут и классические крытые
товарные вагоны различных модификаций, и
платформы, и цистерны. На заводе существует
конструкторское бюро, которое работает над
созданием вагонов нового поколения. Во многом
благодаря этому завод успешно работает и
отправляет свою продукцию в различные регионы
России и на экспорт. По объемам производства
«Алтайвагон» — одно из самых крупных
предприятий края.
Город Бийск, второй по численности населения и
промышленному производству город Алтайского
края, был основан в 1707 г. как крепость
Бийско-Кузнецкой укрепленной линии. Город
славится старинной архитектурой, особенно
заметной в центральной части. Бийск стоит на
берегах реки Бия, чуть выше того места, где она,
сливаясь с Катунью, дает начало великой
сибирской реке Оби.
|
Испытания грузоподъемного таля
на Барнаульском станкостроительном заводе
|
Одно из наиболее известных предприятий
Бийска — ЗАО «Алтайвитамины». Этот завод был
создан в 1949 г. и получил известность благодаря
облепиховому маслу, которое производилось из
облепихи, в изобилии произрастающей на
территории региона. Сейчас продукция
предприятия знакома каждому жителю нашей страны:
здесь производятся витаминные драже «Ревит»,
«Ундевит» и другие, которые мы употребляем с
раннего детства. Помимо витаминов в настоящее
время завод выпускает лекарственные препараты и
косметические средства. Мы посетили
научно-исследовательскую лабораторию, где
усилиями научных сотрудников создаются новые
лекарства, разрабатываются новые комплексные
витамины, а также ведется постоянный контроль
качества выпускаемой продукции. Дела у
предприятия идут хорошо: оно не раз получало
престижные российские и международные премии, а
также звание «Лидера российской экономики».
Ежемесячно завод оказывается в первой двадцатке
фармацевтических предприятий России
(оцениваются объемы и темпы производства). Во
многом успех завода связан с его руководителем
доктором фармацевтических наук Юрием
Антоновичем Кошелевым. Директор не только
занимается научной деятельностью и руководит
предприятием (за это он получил звание «Лучший
менеджер России»), но и заведует кафедрой
биотехнологии в Бийском технологическом
институте. Сегодня завод «Алтайвитамины» может
предложить потребителям более ста наименований
своей продукции.
|
В лаборатории бийского
завода «Алтайвитамины»
|
Бийский олеумный завод был основан
в 1965 г. как производитель серной кислоты,
промышленных взрывчатых веществ и сварочных
электродов. Сейчас продукция завода широко
известна как в России, так и за ее пределами. В
число важнейшей продукции предприятия сегодня
входят серная кислота, широко используемая в
химической промышленности, и взрывчатые
вещества, применяемые для направленных взрывов в
горных разработках. Все горные взрывные работы в
угольной и горнорудной отраслях от Урала до
Дальнего Востока проводятся с использованием
взрывчатых веществ, произведенных в Бийске. До
начала 90-х годов 80% продукции, выпускаемой
заводом, уходило на нужды взрывников и в ВПК.
Сегодня ситуация изменилась. Директор завода
Анатолий Андреевич Ананьин перепрофилировал
производство, и сейчас наряду со взрывчатыми
веществами предприятие выпускает широкий
ассортимент товаров народного потребления:
краски, электроды, минеральные удобрения,
электролит для аккумуляторов. Наверное,
благодаря этим мерам Бийский олеумный завод и
сегодня остается одним из ведущих предприятий в
химической промышленности России. Поразили
огромные размеры завода: его территория вполне
сопоставима с крупным населенным пунктом, на
предприятии трудятся несколько тысяч человек, из
центра Бийска туда проложена трамвайная линия.
|
Панорама завода «Алтай-кокс» (г.
Заринск)
|
Еще один гигант экономики Алтайского
края — предприятие «Алтай-кокс»,
специализирующееся на производстве кокса из
угля, поставляемого из Кузнецкого угольного
бассейна. Город Заринск, где находится завод,
расположен примерно в 100 км к северо-востоку от
Барнаула. Заринск появился на карте всего 25 лет
назад, одновременно с заводом. Из 50 тысяч жителей
Заринска 5200 работают на этом предприятии.
Несмотря на свою относительную молодость,
«Алтай-кокс» — одно из лидирующих
углеперерабатывающих предприятий России.
Компания работает с крупнейшими энергетическими
корпорациями и предприятиями черной
металлургии. Она относится к числу крупнейших
экспортеров Сибири: 65—70% выпускаемой продукции
уходит на экспорт в 15 стран мира — в Сербию,
Венгрию, Индию, Германию, США и др. Предприятие
продолжает активно развиваться: пятая коксовая
батарея должна присоединиться к четырем ныне
действующим уже в 2005 г. Это строительство —
один из крупнейших инвестиционных проектов
Сибири. По планируемой выработке кокса и по
размерам пятая батарея не будет иметь себе
равных в мире. Эта установка строится в
соответствии с современными технологиями и
будет полностью экологически безопасна.
|
Производство серной кислоты
на Бийском олеумном заводе
|
Предприятие в Заринске я бы отнес к
числу наиболее впечатляющих. Именно на
территории «Алтай-кокса» я впервые в жизни
увидел, как охваченные пламенем товарные вагоны
пролетают на высоте десятков метров над землей —
незабываемое зрелище! Да и с экологией на
предприятии, похоже, полный порядок — готовясь к
съемкам, мы с оператором специально взяли с собой
пыльник — полиэтиленовую рубашку на камеру,
однако необходимости в нем не возникло. Даже
когда мы стояли на безопасном расстоянии у самой
печи, в которую вагонетки выгружали горящий кокс,
воздух был на удивление чистым.
Находясь в Рубцовске, наша съемочная группа
посетила Рубцовский машиностроительный завод,
построенный по решению Совета министров СССР в
1959 г. Он изначально задумывался как
предприятие, специализирующееся на изготовлении
гусеничных машин. Инженерно-технические службы
завода имеют богатый опыт в разработке и
внедрении в производство различных видов
изделий для народного хозяйства и
военно-промышленного комплекса. За сорокалетнюю
историю существования завода специалисты
предприятия спроектировали и освоили
изготовление более семидесяти видов машин и
изделий для народного хозяйства и
агропромышленного комплекса и свыше пятнадцати
видов машин военного назначения. Одна из
последних разработок Рубцовского
машиностроительного завода — боевая
разведывательная машина-амфибия «Рысь». Это
подлинное чудо военной техники может пройти
буквально где угодно: по болоту, по песку, под
водой. Неудивительно, что этой машиной
интересуются военные ведомства многих стран (она
была показана на международных выставках), вот
только к серийному производству «Рыси» еще не
приступили.
|
Мастерица
Колыванского камнерезного
завода с готовым изделием
|
А вот на некогда знаменитый Рубцовский
тракторный завод, основанный во время войны на
базе эвакуированного Харьковского тракторного
завода, мы так и не заглянули. Предприятие все еще
пытается справиться с кризисом и с трудом сводит
концы с концами.
Алтайский край, как и Республика Алтай, знаменит
своими минеральными ресурсами. Широко известно
Пуштулинское месторождение декоративного камня,
к которому приурочен Колыванский камнерезный
завод. Изделия, изготовленные здесь, украшают
дворцы Петербурга, хранятся в музеях России,
Турции, Швеции, Японии, Франции и Китая. Завод
имеет славную историю: Колывань точит камень уже
более 200 лет, при этом камни Алтая — самые твердые
из поделочных. Некогда вазы Колывани являлись
символом российского императорского двора и
расходились по миру в качестве дипломатических
подарков. По-настоящему мировую известность
Колыванскому камнерезному заводу принесла
непревзойденная «Царица ваз» — крупнейшая в
мире ваза, величием которой в Государственном
Эрмитаже Санкт-Петербурга восхищаются сотни
тысяч гостей со всего мира. Помимо «Царицы ваз»
залы Эрмитажа украшают еще около восьмидесяти
произведений камнерезного искусства,
выполненных в разное время на Колыванском
заводе.
На Колыванский завод мы приехали вместе с его
директором Владимиром Александровичем
Загурских и за два дня познакомились со сложным и
кропотливым делом обработки камня. Сегодня на
заводе работают подлинные мастера — художники и
простые каменотесы, благодаря им постепенно
возрождается слава Колыванских каменных
изделий. Один из интересных нынешних заказов
Колыванского камнерезного завода — каменные
мозаики-иконы, которые будут храниться в
Антарктиде на российской полярной станции
«Беллинсгаузен».
|
Изготовление мозаики
в цеху Колыванского
камнерезного завода
|
Однако неизвестно, как сложились бы
дела у старейшего и знаменитого камнерезного
завода, если бы в марте 1999 г. его не приняло в
свой состав государственное унитарное
предприятие «Алтайавтодор». Еще в 1998 г. завод
выпустил художественных изделий на сумму всего
4,9 тыс. рублей, а в 2003 г. — уже на 10 384 тыс.
рублей. «Алтайавтодор» по-настоящему спас
Колыванский завод, поддержал его финансами,
техникой, автотранспортом, оборудованием, даже
отремонтировал дорогу до Колывани.
Неудивительно, что знаком начала всех дорог
Алтайского края в Барнауле стала именно
колыванская каменная ваза.
В Алтайском крае есть еще одно интересное
производство, эксплуатирующее
минерально-ресурсный потенциал региона, —
получение сульфата натрия на предприятии «Кучуксульфат».
Дорога от Барнаула до поселка Степное Озеро
заняла у нас целый день: завод расположен на
западе Алтайского края, недалеко от границы с
Казахстаном. Это единственное в России
производство глауберовой соли (сульфата натрия)
из природного сырья. Предприятие разрабатывает
запасы соли бессточного Кучукского озера,
расположенного на Кулундинской равнине.
Кулундинская равнина богата озерами — их около
трех тысяч. Среди них есть и пресные, и соленые:
сульфатные, хлоридные, содовые. Довольно крупное
Кучукское озеро площадью 172 км2
по химическому составу воды сравнимо с Мертвым
морем. При нынешних темпах разработки запасов
химического сырья в этом озере хватит на 100—150
лет.
В последние годы «Кучуксульфат» производит
450 тыс. т сульфата натрия в год, продолжая при
этом увеличивать производственные мощности. На
предприятии занято 1650 человек.
Завод стоит на берегу искусственного
водоема-испарителя, в котором происходит
осаждение солей, этот водоем системой каналов
связан с Кучукским озером. Продукция
«Кучуксульфата» широко используется в
химической, стекольной, целлюлозно-бумажной
промышленности.
|
Вид на корпуса завода
«Кучуксульфат»
со стороны пруда-испарителя
|
В частности, сульфат натрия
используется как наполнитель для синтетических
моющих средств. Свою продукцию завод поставляет
в различные регионы России и экспортирует в
Румынию, Польшу, Северную Африку, другие страны и
регионы. «Кучуксульфат» сотрудничает с
многочисленными мировыми компаниями по
производству товаров бытовой химии — такими как
«Хенкель», «Проктер энд Гэмбл» и другими.
В настоящее время промышленность Алтайского
региона развивается довольно быстрыми темпами.
Объекты, которые были выбраны для подробного
рассмотрения, имеют заслуженную репутацию и
четкие перспективы, а они — гарантия
экономического и культурного процветания Алтая.
В заключение хочу поблагодарить всех работников
этих предприятий, от директоров до рабочих,
сотрудников комитета по промышленности
администрации Алтайского края и департамента
пищевой и пищеперерабатывающей промышленности,
без доброй воли, понимания и помощи которых
съемки фильма не состоялись бы.
Фото автора |