Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2005

Стихия


Цунами века
с близкого расстояния

А.А. НИКОНОВ
доктор геолого-минералогических наук,
главный научный сотрудник
Института физики Земли им. Г.А. Гамбурцева
Российской академии наук

Катастрофа в виде ужасного землетрясения у берегов Индонезии и последовавшего беспрецедентного цунами на азиатских и африканских берегах поразила весь мир, цивилизованный и не очень. Не могли остаться равнодушными и бездеятельными десятки миллионов людей, даже находящихся в тысячах километров от зоны бедствия в своих благополучных и безопасных домах и квартирах, видевшие бедствие и его лавинно нараставшие последствия только по телевизору.
Безмятежным и благостным воскресным вечером 26 декабря шли очередные EuroNews.
В этот момент камера смотрела на какой-то кусок экзотического берега: плоская низменность, широкий проезд в сторону моря, по бокам какие-то легкие строения, пальмы. И вот прямо на камеру, от моря на расстоянии нескольких сотен метров, быстро идет накатом вода, высотой всего 1–1,5 метра, но идет неостановимо, беспрепятственно, быстро заливая всё видимое в объективе пространство, надвигаясь на зрителя. Камера не выдерживает и захлопывается. Все это длится секунды.
А на экране телевизора, уже в другом ракурсе, большая волна заливает побережье и люди в панике пытаются от нее спастись. В эфире возникает и несется слово цунами.
С тех пор оно сутками, вплоть до предновогоднего вечера не сходило с экрана, а мы, как и люди во всем мире, от него не отходили, меняя каналы и программы. Шестьсот, семьсот, потом счет пошел на тысячи, на десятки тысяч. На середину января — 260 тысяч.
Сообщаемое число погибших нарастало горой, как и волны на экране. Жуткие картины разрушений, хаоса, груды и целые поля обломков, мусора, поваленные деревья, смятые и втиснутые в дома автомашины, выброшенные на сушу корабли, сброшенный с пути железнодорожный пассажирский поезд, цепляющиеся за что попало, накрываемые и увлекаемые волной люди, мертвые тела в воде и на земле... Перехлест водяных столбов, в виде огромных, в небо вздымающихся языков, через парапеты набережных, бурные, насыщенные, как селевой поток, камнями, мусором, будто лавовые потоки воды, затопляемые парки, внутренние дворы, опустошенные нижние этажи роскошных прибрежных отелей.

Прибрежная часть индонезийского города Банда-Ачех до удара цунами
Прибрежная часть индонезийского города Банда-Ачех до удара цунами

И с воздуха: километры, десятки километров залитых, опустошенных, с торчащими кое-где остовами домов вдоль и поперек низменных побережий — мертвая зона недавней жизни. Местами квадратные километры гниющих болот. Как будто люди здесь никогда и не жили. Жуткие картины. Жуткая статистика жертв, пострадавших, убытков...
Прошел месяц. Пора от непосредственных впечатлений и переживаний переходить к осмыслению увиденного и узнанного. Ведь мы стали свидетелями (пусть дистанционно), современниками события не только экстраординарного, но катастрофического, причем в мировом масштабе. Природные катастрофы, в том числе и в результате цунами, известны из истории, и далекой, и недавней. До сих пор они носили характер бедствий локального или национального масштабов. Даже самая страшная из них в ХХ веке — разрушение миллионного города Таншань в Китае и гибель там 243 тыс. человек (по другим оценкам около 600 тыс. человек) в результате землетрясения — не вышла за национальные рамки. Сильнейшие цунами прошлого, когда волны поднимались на высоту пяти- и даже десятиэтажных домов и сносили всё подряд, как это происходило неоднократно на Тихоокеанских берегах, особенно в Японии, уносили из жизни тысячи, десятки тысяч человек. Самые большие жертвы при цунами в плотно заселенной Японии связывают с цунами 1896 г.: тогда погибло 23 тысячи человек.
Ныне масштаб катастрофы совершенно иной. Ее можно без преувеличения назвать «Цунами века». И дело не только в большем на порядок количестве жертв и материальных убытков. Мир стал иным — более интегрированным, коммуникабельным, экономически, политически, информационно, социально связанным — при всем его разнообразии и противоречиях, и в каком-то смысле более уязвимым.
После первого глубокого шока пора задуматься, что же принесла и открыла нового цунами-катастрофа 2004 года.

Тот же участок территории после катастрофы 26 декабря 2004 г. Хорошо видны разрушения кварталов и мостов, изменения береговой линии
Тот же участок территории после катастрофы 26 декабря 2004 г.
Хорошо видны разрушения кварталов и мостов,
изменения береговой линии

Спросите экспертов, изучающих цунами, видели ли они цунами воочию. Ответ будет отрицательный. Специалистам приходится работать с описаниями очевидцев-непрофессионалов, тех редких, кому повезет остаться в живых, или видевших волну издали, или в ней побывавших и потому не видевших. Другой источник информации — это обследование последствий в подвергшихся воздействию прибрежных областях. По результатам приходится восстанавливать процесс. Инструментальные записи мареографов исключительно важны. Но они обычно попадают в руки ученых только из пунктов, куда волна приходила ослабленной, «на издыхании». А тут мы видели цунами воочию.
Впервые, глядя на уникальные кадры движения воды, я осознал, что накат волны, даже если она не разбивается при подходе к берегу и не дает бурунов, происходит значительно быстрее, чем спад ее, уход воды с залитой территории. Впервые видел, как, войдя в устье речки, вода, пусть без бегущей волны, на глазах заметно поднимала уровень воды в реке, продвигаясь вверх по ее течению. Ясно было видно, насколько взмучена, насыщена взвесью минеральных частиц оказывалась нахлынувшая на берег вода, даже при относительно небольшой (до 1 метра) высоте. Нечего и говорить, что тащила она массу мусора, ящики, обломки и прочее.
Очень значимы и впечатляющи были картины — нет, не заброшенных на берег лодок, яхт, судов, а также автомашин, автобусов, да и домов (это само собой), а сгребание рабочими оставленного цунами толстого, не менее 10–20 см слоя мусорной грязи и закрывавшие асфальт и почву покровы песка с пляжей.
Еще одно наблюдение, правда относящееся в основном к населенным пунктам, где велики площади искусственных покрытий грунта, состоит в том, что нередко вода застаивается на залитой территории на несколько и даже на много суток. Это означает, что содержащаяся в воде муть постепенно выпадает в осадок и может давать поверх всего, принесенного самим цунами, относительно однородный или слоистый осадок тонкого материала. Для выделения слоев палеоцунами в разных местах это может служить важным признаком. Я как бы воочию увидел слои, о которых многократно читал, которые, пусть в совсем ином масштабе, видел в разрезах, ладно — на Крымских берегах, так еще и на берегах Балтики.

Волна цунами обрушивается на остров Пхукет (Таиланд)
Волна цунами обрушивается
на остров Пхукет (Таиланд)

А из того что услышано, я бы выделил сведения о дальности проникновения волн вглубь суши, — конечно, в условиях низменных берегов. Во многих телевизионных сообщениях, особенно с острова Пхукет в Таиланде, подчеркивали, что разрушены в основном отели вдоль берега, тогда как внутри побережья жизнь продолжается, включая обычные вечерне-ночные развлечения. Это потому, что корреспонденты имели малое желание и возможность охватить обширные и удаленные районы, так сказать, «искали там, где светло». Это «короткое зрение», или «аберрация». Видимо, мало кто обратил внимание на отдельные сообщения о том, что разрушающую силу во многих местах волна сохраняла на протяжении и полукилометра от берега, а в ряде мест, судя по аэронаблюдениям, волна разрушающая проникла на 5 км от берега. Так, близ одного из городов Индонезии волна унесла пароход весом несколько тонн на 5 км внутрь суши. Один из русских туристов сообщил, что его волной унесло на 10 км от отеля, где он проживал. В провинции Ачех на Суматре, оказавшейся наиболее близко к очагу землетрясения, волна смыла всё на расстоянии до 15 км от моря. Город Банда-Ачех стал «городом мертвых». Вот откуда такое громадное число погибших в Индонезии — свыше 172 тыс. человек и свыше миллиона нуждающихся в помощи.
Для обывателя, да, пожалуй, и для многих специалистов, очень необычным представляется, что аукнулось близ Индонезии, а грозно откликнулось за тысячи километров внутри Зондского архипелага и на противоположных берегах Индийского океана. Дело, конечно, и в масштабах очага землетрясения, но в не меньшей степени в том, что за основным толчком вскоре последовал мощнейший афтершок с эпицентром на сотни километров севернее, близ Никобарских островов. Скорее всего он-то, располагаясь в открытой во все стороны части океана, и породил самую дальнобойную разрушительную волну. Другая странность — неравномерность распределения силы воздействия и, соответственно, тяжести последствий. Удивительно, что некоторые острова к западу от Суматры, то есть совсем близко к эпицентру главного толчка, пострадали мало; так же дело обстояло на Мальдивских островах, хотя далее на запад, на Сомалийском полуострове Африки, последствия оказались тяжелыми. В первом случае, по-видимому, сила волн была поглощена окружавшими острова рифами, облик которых, кстати, совершенно преобразился. Что до Мальдивских островов, то они оказались в волновой тени за островом Цейлон (Шри-Ланка), который не столько погасил энергию волны, сколько отклонил ее фронт так, что у островов она пошла вдоль берега, а не поперек.

Затопленный участок береговой линии острова Пхукет. 26 декабря 2004 г.
Затопленный участок береговой линии
острова Пхукет. 26 декабря 2004 г.

Обращаясь к телевизионным изображениям, я спрашиваю себя, что же поразило больше всего уже не с профессиональной, но с общечеловеческой точки зрения. Наиболее острыми и гнетущими оказались... нет, не кадры последних секунд жизни отрываемых, выносимых и накрываемых волной людей. Знаю и о неизбежном в подобных случаях мародерстве и разных преступлениях. Но такое слышать, а тем более видеть, еще не приходилось. В разрекламированном фильме «Берег мертвых» А. Лошака нам показали, и похоже, в оправдательном ключе, брызжущие жизнелюбием, весельем и наслаждением жизнью сцены ночного, со всеми его составляющими, разгула русской (другие иностранцы уехали) молодежи в городе, где погибли тысячи людей. Настоящий пир во время чумы, пляски на костях. Называлось это «наши, мужественно сжав зубы, продолжали отдых». Нет, не помощь пострадавшим — отдых. В средневековье были пиршества и блуд перед собственной смертью. Это право умирающих. Здесь — над смертью других. Это — глумление. Новый русский беспредел в азиатском варианте.
Другая поразившая картинка — это встающая стена водной стихии и перед ней, перед ее движущимся фронтом, стоящие к ней лицом, кажется всматривающиеся в нее из-за пальм, мизерные фигурки человечков, долгое (кажется очень долгое, хотя в действительности — секунды) время недвижные, околдованные, и лишь в последний момент кадра бросающиеся бежать... Оцепенение, как кролика перед нацелившимся удавом, бегство абсолютно безнадежное... Единичные уцелевшие рассказывали, что перед первой волной вода внезапно отступила от береговой линии, оставив на осушке массу рыбы. Аборигены бросились ее собирать, туристы схватились за видеокамеры. Увидев отступающее море, лишь часть европейцев, цунами никогда не переживавших, сразу поднялись на верхние этажи домов. И тем спаслись. Среди образованных европейцев — единицы. И целиком — некоторые прибрежные первобытные племена на островах.
Многие животные перед землетрясением ведут себя совершенно необычно, «аномально», иногда за несколько часов и даже суток. В отличие от людских, не было видно трупов наземных животных. Такую картину зафиксировали сотрудники природного заповедника Яла на острове Шри-Ланка. Все животные, от слонов до кроликов, покинули опасные места. Вот и первобытные племена на Андаманских и Никобарских островах, всего около тысячи человек, сохранились. Особенность обитания этих охотников и собирателей состоит в том, что они были изолированы от современной цивилизации, в частности от проникновения в их зону туристов. Для ученых вопрос — как и почему они избежали гибели на фоне почти всеобщей гибели вокруг?
Ответ может прийти из другого, ставшего известным после цунами факта. На одном из островов Индонезии полностью спаслось племя так называемых «морских цыган» — людей, кочующих вслед за миграцией морской рыбы, которой они в основном и кормятся. Когда-то в прошлом их предки пришли на остров с востока после того, как их богатую родину залила морская вода. За несколько дней до цунами рыба пропала в их прибрежных водах, а окружающие их животные начали вести себя совсем необычно. Это и послужило морским цыганам сигналом покинуть местообитание. По опыту предков они ушли в близлежащую возвышенную местность. Возможно, в памяти людей племени сохранились воспоминания об огромном цунами 1833 г. на Суматре, порожденном землетрясением у ее берегов с магнитудой ненамного меньшей, чем у землетрясения конца 2004 г. Так спаслось целое племя. Опыт предков сохранил жизнь целому народу.

Разрушения в крупнейшем городе севера Суматры Банда-Ачех
Разрушения в крупнейшем городе севера Суматры Банда-Ачех

Что же выясняется? Сотни тысяч человек погибших, среди них одна треть — дети. Свыше
500 000 оставшихся без крова. Только в Индонезии нуждаются в помощи около 1 млн человек, а 2 млн находятся под угрозой голода. Убытки исчисляются 13,6 млрд долларов, на восстановление разрушенного фонда и инфраструктуры требуется десятилетие. Катастрофа такого масштаба в нынешних условиях неминуемо отражается на экономике, элементах жизни и психологии людей во многих странах мира. Это проявляется и в числе погибших иностранцев, в первую очередь европейских туристов — около 6 тысяч человек. И в размерах помощи мировым сообществом пострадавшим странам — порядка 4 млрд долларов, в том числе половина от Европейского союза (1 млрд — за счет частных пожертвований).
Это последствия. Причина — землетрясение необычайной, практически предельно возможной силы, с магнитудой 9 и сильнейшими афтершоками. Вспоролся разлом северо-западного простирания в море вдоль острова Суматра. Сильные вертикальные подвижки по разлому на разных участках дна при главном событии и при афтершоках и вызвали серию мощных цунами.
Можно ли было предвидеть такое экстремальное событие и предупредить о нем в реальном времени? Наверное, ответы могут быть разные. Я отвечаю в меру своего знания. В долгосрочном плане, коль скоро Индийский океан не был объектом специализированных сейсмологических исследований, обоснованные оценки и ожидания землетрясения не могли быть достигнуты. А вот после того, как землетрясение с предельной магнитудой возникло, моментально во многих мировых центрах были получены записи и началась их срочная обработка; предвидеть мощное цунами и рассчитать время прихода волн на разные берега было делом вполне осуществимым. И — осуществленным. Американские ученые из Центра прогноза и предупреждения цунами в Гонолулу (Гавайские острова) посчитали, что вероятность сильного цунами высока, что и было своевременно доведено до сведения высшего руководства Индии и Индонезии. Но ввиду отсутствия в этих странах системы оповещения и реагирования на цунамиопасность сигнал тревоги не дошел даже до высших представителей местной администрации. Вообще ситуация представляется противоречивой. С одной стороны, американская администрация объявила Индийский океан зоной глобальных интересов США, с другой — ответственный представитель Тихоокеанского центра прогноза и предупреждения цунами, оправдываясь, ответил журналистам: «Это не зона нашей ответственности».


См. также Е.А. Рогожин. Глобальная природная катастрофа в Индийском океане. № 2/2005, с. 8—13.