Масштаб
|
1. Вот данные о направлениях ветра за определенный период наблюдения:
|
2. Вот роза ветров, составленная по эти данным: На белом листе бумаги построены
оси координат: основные (С, Ю, В, З)
|
Даем задание ученикам по тем же данным построить розу ветров.
Казалось бы, задача не такая уж сложная. Но оказывается, у учеников при выполнении этой работы может появиться один враг — некий сбивающий с толку леший. Это тетради в клетку. На первый взгляд, клетчатая бумага кажется помощником: готовая координатная сетка, на ней легче откладывать расстояния, так что затруднений должно быть меньше. А на самом деле?
3. Итак, дали задание. Что же получили? Ба, да полученная роза совсем
другой формы! |
4. Уж если в качестве единицы измерения взята клетка в тетради, нужно взять полоску такой же клетчатой бумаги и использовать ее в качестве мерной линейки по промежуточным координатным осям. И не беда, если конец отмеренного отрезка не совпадет с углом клетки; более того, теоретически, если мерить точно, он и не может совпасть. |
Учитель должен обратить внимание учеников на то, как правильно работать с промежуточными координатными осями, ведь вероятность ошибки очень велика. (Кстати, проверить нужно и то, как проведены оси под 45° к линиям сетки: бывали случаи, когда, обсчитавшись на одну-две клетки, даже студенты не замечали, что ось не проходит через углы клеток, а сечет их стороны.) В 6-м классе математический опыт школьников еще небогат, и это постоянно следует учитывать.