Амурская железная дорога
1908
Окончание. См. № 03/2005
Амурская дорога должна быть по проекту
построена и развита как дорога магистрального
типа, ее пропускная способность должна
соответствовать пропускной способности
Сибирской дороги, а устройство выполнено по
программе столь же солидной и не менее широкой,
какая была положена при сооружении Китайской
Восточной железной дороги. Предельная крутизна
уклонов продольной профили12
предположена не свыше 0,01013;
наименьший радиус закруглений определяется в 200
сажен, а в особо трудных местах до 150 саж.14 Все искусственные сооружения
дороги имеют быть устроены постоянного типа;
рельсы весом 241/3 фунта в погонном футе15.
Общая длина всей линии от разъезда Куэнга
Забайкальской железной дороги до Хабаровска
определяется около 1850 верст, а с ветвью к
Благовещенску около 2000 верст16.
Железнодорожный путь, соединяя Забайкальскую
линию через Амурскую область с Хабаровском, сам
по себе без осуществления других мероприятий,
которые должны быть тесно связаны с делом
постройки, даст еще немного в смысле закрепления
окраины и ее обороны.
Из этих мероприятий на первую очередь надо
поставить колонизацию, которая наряду с
государственным имеет еще громадное значение
военное, скопляя на местах, слабо населенных,
необходимый для пополнения армии контингент
людей, собирая там запасы, оживляя
промышленность и торговлю, которые в свою
очередь будут давать необходимые жизненные
средства, как в мирное, так и в военное время.
Иначе эти средства, как теперь, пришлось бы
подвозить издалека с большими трудностями.
Успешность насаждения колонизации также
требовала проведения Амурской дороги в удалении
от Амура: избираемое направление должно
захватить такие местности, которые благоприятны
для оседания переселенцев и в то же время давали
бы возможность от каждой из станций направить
своевременно необходимое количество войск
к р. Амуру, если это окажется нужным для
противодействия неприятельской переправе через
эту могучую естественную преграду.
Один из крупных наших военных авторитетов на
вопрос, как удержать нам вернее в своих руках наш
Дальний Восток, ответил: «Сделайте его Россией».
Мысль глубоко верная, и чтобы осуществить ее,
чтобы сделать край русским, надо прежде всего
заселить его русскими людьми. К этому необходимо
еще добавить, что при современном политическом
положении меру эту следует привести в исполнение
возможно скорее. Наконец, в целях защиты самой
дороги необходимо поставить между последней и
нашей границей с Китаем несокрушимую стену
русского элемента. Нам известно в настоящее
время одно: край пустынен. Действительно, если
взять Забайкальскую, Якутскую, Амурскую и
Приморскую области вместе, то площадь их едва ли
не более площади Европейской России, между тем
как общая численность населения едва достигает
численности населения Петербурга. Если взять
одну Амурскую область и ее население, то
получится следующая безотрадная картина: на 10 кв.
верст17 приходится 4 человека
населения; один населенный пункт приходится на
1718 кв. верст; один двор на 33 кв. версты. Если взять
лишь полосу, ближайшую к Амуру, то на 1 кв. версту
придется 2 человека, 1 населенный пункт на 64 кв.
версты18. Естественно
возникает вопрос, в какой же мере Амурская
область пригодна для населения?
Если обратиться к литературным источникам, то из
них можно извлечь такие данные. Наш маститый
географ П.П. Семенов-Тян-Шанский говорит: «За
пределами Зейско-Буреинской равнины и ее
подгорной окраины вся северная часть области и
все нагорье Буреинского и Станового хребтов
навсегда останется страною, по своим
климатическим условиям недоступною для оседлой
земледельческой колонизации». Еще безотраднее
заключения покойного академика
С.И. Коржинского: «Рассматривать Амурскую
область как колонию для помещения избытка
народонаселения Европейской России, — говорит
он, — нет никакого основания. Ее значение в этом
смысле положительно ничтожно. Кроме того, хлеб,
выросший на Амуре, не отличается особыми
качествами зерна; скотоводство в крае, несмотря
на обилие лугов, совершенно не развито и,
по-видимому, не имеет данных для развития и в
будущем. Для того чтобы рационально
воспользоваться естественными условиями
Амурского края, необходимо выработать иную
систему хозяйства и культивировать другие, более
приспособленные к местным климатическим
условиям растения, ибо весь строй русского
сельского хозяйства сформировался под влиянием
совершенно иного климата».
Эти мрачные выводы, равно как и разнообразные их
варианты, полагавшиеся местной администрацией в
основу ее предположений и соображений о
колонизации области, оказались после более
обстоятельно произведенных в последние годы
исследований и рекогносцировок далеко не вполне
точными. Колонизационное значение
Зейско-Буреинской равнины было оценено довольно
скоро. В пределах этой равнины имеется уже ныне
довольно значительный заселенный участок,
являющийся как бы центром, из которого
переселение уже расплывается по всему бассейну
названных рек, но непременным условием
успешности расселения является проведение во
все стороны от названного центра колесных путей,
а главное, установление тесной и непрерывной
связи его с Россией, то есть постройка Амурской
железной дороги.
Наиболее ясное и отчетливое представление о
колонизационных условиях и вместимости Амурской
области вообще — можно составить себе по
талантливым работам А.А. Кауфмана и затем на
основании отчетов начальников специальных
партий по заготовлению переселенческих
участков. Общие выводы Кауфмана относительно
колонизационной емкости Амурской области,
основанные как на личных рекогносцировках, так и
на изучении имеющихся материалов,
представляются весьма благоприятными: «Во всех
частях области, куда только мне ни удавалось
проникнуть, — говорит Кауфман, — я находил
налицо естественные условия, обусловливающие
возможность земледельческой колонизации, в том
числе и в таких, которые по расспросным данным и
по литературным указаниям можно было бы
предполагать совершенно непригодными для
заселения русскими хлебопашцами. И что еще
важнее — нигде мне не пришлось достигнуть
естественных северных границ возможности
земледельческого хозяйства; напротив, изучение
характера растительности в самых крайних
пунктах пройденных мною маршрутов, пунктов,
довольно далеко выходящих за пределы
существующего остова колонизации области, в
связи с расспросными данными приводило к
убеждению, что земледелие возможно еще гораздо
дальше, чем мне довелось проникнуть — дальше
иногда не на одну сотню верст».
Если обратиться к урожайности хлебов, то средние
цифры примерно будут таковы: яровая рожь 4,5,
пшеница 5, овес 4,8, ячмень 6,2, гречиха 4,2, просо 9,819. При обсуждении вопроса о
пригодности к земледельческой колонизации
местностей, которые должна обслуживать
проектированная Амурская железная дорога,
следует иметь в виду, что изучение колонизуемых
районов всегда производилось и производится в
известной постепенности, по мере или приближения
к ним населенных пунктов и проведения путей
сообщения, или осуществления различных
мелиорационных работ в близлежащих районах. Из
сказанного ясно, что при соединении названной
дорогой огромных, в большей части пока пустующих
пространств трех областей — Забайкальской,
Амурской и Приморской — не может быть дано
точного ответа относительно колонизационной
емкости всего района дороги, но пока приходится
ограничиться лишь сведениями о тех его частях,
которые или служат уже для целей переселения, или
на основании произведенных обследований
признаны вполне пригодными для целей
колонизации и должны поступить под переселение в
ближайшем будущем.
При этом необходимо иметь в виду, что, на
основании опыта землеотводного дела, расширение
пригодных для культуры площадей совершается не
только путем различных искусственных мер, но
также естественным путем, под влиянием таких
причин, как заселение смежных районов, вырубка
лесов, осушение болот и т.д. Характерным
подтверждением сказанного является история
заселения Уссурийского края, до последнего
времени наиболее по сравнению с другими
дальневосточными районами привлекающего
переселенцев; в образуемые там для них участки
поступают ныне обширные площади, лет 10—12 назад
представлявшие из себя совершенно заболоченные
или таежные пространства. С этой точки зрения,
значение Амурской железной дороги должно быть
очевидно учитываемо не только как фактор,
способствующий заселению местностей,
непосредственно пригодных для землепашества, но
и как благоприятный естественный фактор для
расширения самой площади колонизационного фонда
в трех дальневосточных областях.
Обращаясь теперь к выяснению, в намеченных
пределах, возможных размеров землеотводных
работ переселенческих организаций в районах
Амурской железной дороги, оказывается, по данным
переселенческого управления, в текущем году в
Забайкальской области подлежит обследованию два
миллиона десятин20 и
образование переселенческих участков на 150 тыс.
десятин21 исключительно в
районе проектированной линии. Но последняя,
сверх того, несомненно должна быть признана
обслуживающей и колонизационные задачи северной
части области, так называемой Баргузинской тайги
(2 млн десятин), заселение которой находится в
зависимости от колонизации ближайших к дороге
пространств. Таким образом, даже сравнительно
скромные размеры первого года землеотводных
работ в северо-восточном Забайкалье приводят к
заключению о важности постройки Амурской
железной дороги для этого края.
В Амурской области до последнего времени
землеотводное дело было сосредоточено почти
исключительно в пределах Зейско-Буреинской
равнины, где уже взято под переселенческие
участки около 800 тыс. десятин22
(на 35 тыс. душ мужского пола) и где, как было
сказано, расположена значительнейшая часть
переселенческих селений области. Районы на запад
и восток от этой местности до последнего времени
оставались вне колонизационных мероприятий, но с
1906 г. обращено серьезное внимание на земли
между станицей Черняевой и верховьями р. Зеи,
признававшиеся еще несколько лет тому назад
непригодными для земледелия, и в настоящее время
в этом районе отведено под переселение уже около
150 тыс. десятин (на 8 тыс. душ мужского пола)
удобной земли; кроме того, оказалось, что из общей
обследованной в Амурской области площади (1377 тыс.
десятин23) — 509 600 дес.24, или 37%, приходится именно на
рассматриваемый район, и для потребностей
1908 г. здесь уже заготовлено около 55 тыс.
десятин25. По плану работ на
текущий год из 40 тыс. предположенных к отводу
переселенцам душевых долей (600 тыс. десятин26 удобной земли) — 30 тыс. дес.
будет дано по долинам рек Зеи и Селемджи.
Большинство образуемых там участков расположены
именно в районах Амурской железной дороги.
Что касается местности на восток от заселенной
Зейско-Буреинской равнины, то производство там
землеотводных работ должно быть в первую очередь
поставлено в районах, прилегающих к вновь
сооруженной грунтовой дороге
Хабаровск—Благовещенск, параллельно которой и
проектирована Амурская железная дорога.
Колонизация этих районов крестьянским
населением встречает пока затруднения
исключительно в том, что нужные площади входят в
состав полосы, предоставленной во временное
пользование Амурского казачьего войска.
Таким образом, не касаясь даже значения Амурской
железной дороги вообще для экономического
развития уже заселенных местностей, из
сказанного видно, что почти весь район дороги, в
пределах Амурской области, входит в состав или
колонизуемых, или обследуемых и предположенных к
заселению в ближайшем будущем земельных
пространств, заключающих несколько миллионов
десятин пригодной для хлебопашества земли.
Резюмируя все приведенные данные, следует прийти
к заключению, что хотя площадь пригодных для
земледелия земель в полосе проектированной
Амурской железной дороги, по недостатку
исследований, не может быть сейчас определена
точно, однако судя по ходу землеотводных работ в
изученных уже местностях, эта дорога почти на
всем ее протяжении будет обслуживать районы, на
которые может и должна распространяться в
широких размерах колонизационная деятельность
правительства.
Сооружение Амурской железной дороги является
совершенно своевременным для закрепления
Приамурского края за Россией еще и потому, что в
этот край начинают просачиваться все в большем
числе «желтые». Если можно спорить о серьезности
замечаемого в настоящее время пробуждения Китая,
то относительно стихийной мощи китайских масс,
их жизнеспособности, промышленной и торговой
конкуренции едва ли у кого найдется сомнение в
том, что эти свойства более грозны, чем армия и
флот. Порукой тому служат запретительные и
ограничительные законодательства, которыми
борются Америка и особенно Австралия против
китайской эмиграции.
Какое положение уже занимает желтая раса в
Приамурье, видно из следующих данных. Во время
китайских беспорядков в 1900 г.27
почти все казенные работы и частные постройки,
несмотря на очень большие переплаты, были
остановлены за неимением рабочих; уже тогда были
выдвинуты на очередь вопросы об организации
правильного переселения опытных, ответственных
русских рабочих артелей, о предоставлении им
казенных работ, учреждении
комиссионно-справочных бюро, разрешении под
круговую поруку кратковременных ссуд и т.д. На IV
Хабаровском съезде сведущих людей в 1903 г., на
поставленный съезду вопрос, признает ли общее
собрание желательным иметь в крае только русских
рабочих, съезд высказался единогласно: надо
стремиться к постепенному вытеснению
представителей желтой расы, и все мероприятия
должны сводиться к этой конечной цели; самым
надежным путем достижения ее признавалась
колонизация Приамурья русским элементом.
Если обратиться к официальным данным
статистического комитета Приморской области, то
можно увидеть, какое засилье приобрели
желтолицые уже к 1903 г., накануне
русско-японской войны. По этим данным, число
рабочих иноземцев в отношении всей Приморской
области превышало число русских рабочих в 11/2
раза; в частности же, первых было более, чем
вторых: во Владивостоке в 5 раз, в Хабаровске и
Никольске-Уссурийском в 4 раза, в
Николаевске-на-Амуре в 2 раза.
Из 487 разных промышленных предприятий две пятых
(192) исключительно принадлежали желтым, где,
следовательно, труд русского рабочего почти не
имел применения, прочие три пятых (295)
исключительно принадлежали русским, где,
следовательно, русский рабочий наряду с
«желтыми» мог найти спрос на свой труд. Однако
необходимо иметь в виду, что «желтые» имеют
большое преимущество в предложении труда
вследствие дешевизны проезда и жизни в
Приамурье, чем русские рабочие, которые не только
из Европейской России, но даже из Западной Сибири
не могут по дальности и дороговизне пути
прибывать в край периодически к сезону работ, что
делают «желтые», ежегодно в массах прибывающие в
край весной, а осенью, с окончанием рабочей
горячки, возвращающиеся опять на родину.
Затем, огромное большинство желтых, прибывая на
работы в край, попадают в круг своих земляков, уже
прочно обосновавшихся в крае, действуют
артелями, солидарными между собой и энергично
поддерживающими друг друга в то время, как
новички русские рабочие непроизводительно
тратят время и энергию в поисках работы и для
приспособления к новым условиям жизни.
Местные сведения нам говорят, что по окончании
войны, в корне изменившей наше положение на
Дальнем Востоке и наши отношения с соседями, еще
бо'льшие волны желтолицых прилили и
распространяются по окраине...
О влиянии китайцев на инородческое население
Приамурья было много говорено на том же IV
Хабаровском съезде, и тогда выяснилось, что
благодаря индеферентизму, который проявляла и
доселе проявляет русская власть к быту
инородцев, последние очутились в полнейшей
крепостной зависимости от китайцев. Китайский
купец в глазах инородца царь и бог: китаец кормит
и поит инородца, одевает, женит, дает винтовку,
патроны, свинец и порох, но за все это и
распоряжается им, как крепостным и даже как
вьючным животным: инородец идет на охоту для
китайца, ловит рыбу, ищет женьшень для него же и
т.д., даже семья инородца находится в полном
распоряжении китайца. Последний в то же время и
судья с неограниченными правами, и зверски
наказывает провинившихся; китаец спаивает
инородца ханшином, отравляет опиумом, обирает за
бесценок пушнину, торгует всеми товарами, не
выбирая промысловых свидетельств, взимая за
товар столько, сколько Бог на душу положит.
Такое исключительное положение китайцев по
отношению к нашим инородцам заставило серьезно
взглянуть на дело, но проектированные съездом
меры до сих пор остаются лишь благими
пожеланиями...
Между тем время шло, обстоятельства менялись.
В жизни непосредственного нашего старого соседа
Китая за последнее время произошло также много.
Всякий даже поверхностно следящий за жизнью на
Дальнем Востоке знает, что прежнее прозябание
Дальней Азии миновало: наступает эпоха работы,
борьбы и состязания. Обновление Китая началось
очень определенным образом, а именно с создания
новой армии, и эта реформа из всех других
наиболее устойчива; в этой области достигнуты
уже такие результаты, что отзывы лиц,
присутствовавших на больших маневрах китайской
армии, вполне благоприятны для последней.
Реформы во внутренней политике Китая интересуют
всех китайцев, о них уже говорят, их живо
обсуждают в любой лавчонке Благовещенска,
Хабаровска и Никольска.
События 1900 г. отодвинули китайское население
от берегов Амура, но после японо-русской войны
начались уже сплошные массовые передвижения
китайцев: переселяются целыми деревнями вместе с
деревенским начальством, забирая с собой и
покойников в гробах, выкапывая их из могил, что по
китайским понятиям означает переселение
окончательное — навсегда.
На правом берегу Амура кипит строительная
деятельность; русские, пользовавшиеся до сих пор
невозбранно некоторыми угодьями на правом
берегу рек Аргуни и Амура, ныне обязаны не
возводить на арендованных участках никаких
построек даже для временного жилья, а
существующие помещения, даже шалаши, немедленно
снести; пользование угодьями обусловлено впредь
внесением такой пошлины, что, вероятно, придется
отказаться от них совсем. Русские, арендовавшие
угодья на правом берегу Аргуни, выдворены были со
своих участков под давлением силы, а
принадлежавшие им постройки сожжены.
Китайцами начата постройка железной дороги
общепринятой в Китае колеи, от станции Цицикар
Китайской Восточной железной дороги к городу
Цицикару, а далее к г. Мергеню ведется укладка
дековильки: едва ли можно сомневаться в том, что
эта дорога (широкой или узкой колеи) будет
доведена до Амура, что прежде всего чрезвычайно
способствует развитию китайской колонизации.
Минувшим летом китайский пароход впервые
появился на Амуре; тогда же началась разработка
золотых приисков, отобранных у русских, причем
рабочие на китайских казенных приисках, как
известно, образуют особое сословие
военно-приисковых; им вместе с инструментами и
предметами продовольствия посылаются также
партии ружей и огнестрельных припасов.
Вместе с переселенцами в окрестности Айгуна
прибывают и зазейские маньчжуры, проживавшие на
основании Айгунского договора на нашей
территории на левом берегу Зеи и бежавшие оттуда
в Маньчжурию во время событий 1900 г. Они требуют
от своих властей возвращения своего бывшего
района, переданного Амурскому казачьему войску
за его доблестную службу; китайцы полагают, что
Зазейский район захвачен русскими неправильно, и
если последние не возвращают его добровольно, то
придется попытаться отобрать силою. Власти
успокаивают пришельцев, говоря, что об этом
районе ведутся переговоры с русскими и что он
будет возвращен в 1908 г. Едва ли будет ошибочным
предположить, что вопрос о Зазейском районе
должен в скором времени принять острый характер.
О пограничных отношениях, складывающихся в
настоящее время между русским левобережным
населением Амура и китайцами правого берега,
можно судить по следующему отзыву компетентного
лица, специально занимавшегося этим вопросом:
«Внимательно вглядываясь в отношения маньчжур к
русским, нельзя не подметить затаенной злобы,
скрытой обыкновенно под маской любезности. Злоба
эта, подогретая кровавыми событиями на Амуре в
1900 г., прорывается в резкой форме упреков,
угроз и даже насилий». Вообще же отношения теперь
настолько неприязненны, что даже
казаки-охотники, забиравшиеся ранее за сотни
верст в китайскую сторону, теперь опасаются
ходить в одиночку даже на снятые ими у китайцев
сенокосы на правом берегу Амура.
При таких условиях, конечно, не может быть и речи
о допуске масс китайских рабочих для постройки
проектированной линии.
Проведение Китайской Восточной железной дороги
как нельзя более способствовало развитию
китайской колонизации в Маньчжурии, допуск же
масс китайских рабочих на постройку Амурской
дороги, не говоря уже о многих миллионах, которые
неизбежно уплывут в Китай в то время, когда
собственная страна обременена голодающими и
безработными, был бы новой роковой ошибкой; мы
собственными руками перетащили бы китайцев
через Амур на свою территорию. Невольно при этом
вспоминаются пророческие слова Ли Хунчжана28, сказанные им в 1900 г., когда
русские заняли Маньчжурию: «Россия еще пожалеет,
что приблизила к себе Китай, когда увидит, что
Сибирь делается китайскою».
Амурская железная дорога будет сооружена
русскими людьми, она закрепит далекую окраину,
даст возможность гораздо шире использовать ее
огромные естественные богатства и развить
колонизацию русскими людьми, она защитит русский
Дальний Восток.
12 Раньше слово «профиль»
могло употребляться в женском роде.
13 Изменение высоты не более чем на
10 м на километр пути.
14 Соответственно 425 и 320 м.
15 32,5 кг/пог. м.
16 Соответственно 1970 и 2130 км.
17 Примерно 11,5 км2.
18 Соответственно 1950, 37 и 73 км2.
19 Указано отношение веса
собранного зерна к весу посеянного. Например,
пшеницы было собрано в 5 раз больше, чем посеяно.
20 Примерно 2,2 млн га, или 22 тыс. км2.
21 Более 160 тыс. га, или 1600 км2.
22 870 тыс. га.
23 Около 1,5 млн га.
24 555 тыс. га.
25 60 тыс. га.
26 Около 650 тыс. га.
27 Имеется в виду Ихэтуаньское,
или (европейское название) боксёрское, восстание
1899—1901 гг. в Северном Китае, подавленное войсками
Германии, Японии, Великобритании и других стран;
в подавлении участвовали и русские войска.
28 Ли Хунчжан (1823—1901) —
китайский сановник, руководил внешней политикой
правительства.
Л.М. БОЛХОВИТИНОВ//Военный сборник. 1908
|