2. ПОЯС
Что и в каком пространственном порядке
здесь растет
Второй и третий аналитические срезы.
Зонирование
Широтная зональность и высотная
поясность
2.1. Лес
Ищем леса. Лесная флора и фауна
дисциплинированно выстроилась вдоль западного
края карты (возмутитель спокойствия — только
Увельский район с его легкомысленной сосновой
рощицей над озерком). Попросим школьников
пометить «лесные» гербы зеленым маркером.
Отметим, что вся лесная тематика — хвойная (ели,
лиственницы, сосны). Лиственных деревьев
нет. Это, разумеется, вовсе не значит, что
лиственные деревья не растут на рассматриваемой
территории; просто они не образуют облика
местности, напротив, нередко служат маркерами
порчи: ведь березовые и осиновые леса выступают
захватчиками территорий боров после лесных
пожаров и вырубок.
Там, где прошел огонь и уже убраны подгоревшие
деревья, сосны продолжают погибать. Бор, вся его
растительность видоизменяются, деградируют. На
место сосен моментально приходят березы и
вездесущий «пионер», так лесничие называют
осину.
(Анатолий Летягин. Исчезающий реликт)
Можем ли мы усмотреть какие-либо
территориальные различия в распространении
древесных пород? Ель есть и на севере (старый
герб Верхнего Уфалея), и на юге (Чебаркульский
район). Зато кедровый лапник (современный
герб Верхнего Уфалея) и лиственница
(Снежинск) прижались к северу. Такая диспозиция
образов в общем верно отражает, во-первых,
бо'льшую северность ареала кедра (сибирской
сосны) в сравнении с елью и, во-вторых, меньшую
конкурентоспособность лиственницы, вечно
вытесняемой хвойными подружками в худшие
местообитания. Появление лиственничных лап на
гербе Снежинска — на самом севере листа, где
зональная лесостепь уже понемногу сменяется
зональной тайгой, вполне уместно. Лиственница —
наименее прихотливое, наименее требовательное к
почвам из хвойных.
А что можно сказать о ландшафте к востоку от
лесного? Предложите школьникам самим выяснить
это. Заросшее ли дремучими лесами это
пространство или открытое?
Посмотрим на поведение животных. В лесной,
западной части миасский лось ступает с
превеликой осторожностью, выбирая дорогу,
уфалейский и чебаркульский глухари
самоуглубленно и малоподвижно токуют, даже
карабашский сокол как-то статично завис в
лесном ущелье...
2.2. Степь и хлеб
Не то, совсем не то в восточной половине! Мчащиеся
во весь опор и вздыбленные кони Кунашака,
Сосновки и Аргаяша (это явно не смирные лесные
лошадки, привыкшие разбирать дорогу меж стволов),
летящая на просторе косуля Южноуральска. Петушок
в Красноармейском районе не зря забрался на
конек крыши: здесь есть куда посмотреть окрест
(на замкнутой лесной полянке геральдический
петушок вряд ли оказался бы на крыше избушки),
есть обширное открытое пространство, которому
можно себя показать. Солнце ничем не заслоняется,
и журавль Октябрьского района принимает
восход в свои крылья прямо над горизонтом.
Открытость местности прямо-таки пейзажно
изображена на старой эмблеме Октябрьского
района: бескрайнее поле.
Добавим к этому еще и кунашакский тюльпан —
красивый маркер весенней степи.
Интерполяция по разным листам
образной карты — путь к
самостоятельной выработке
идеи зонирования
Методический прием
Аналогичные геральдические фигуры мы,
путешествуя по образной карте России, встречали
уже не раз: Александрово-Гайский и Краснокутский
районы Саратовской обл. (№ 15/2004), Вейделевка
Белгородской обл. (№ 44/2003). Какие это примерно
широты?
Так, постепенно, из наблюдений, делаемых в разных
точках страны, наши ученики (аккуратно
подталкиваемые учителем) приходят к
интерполяции, зонированию — самостоятельному
нащупыванию природных зон, к выработке идей
районирования. А выработанная идея стократ
сильнее и полезнее, чем спущенная сверху. Пока же
преподавание географии в школе построено в форме
доведения до сведения готовых схем-истин («Мы
вещаем — вы внемли'те»). Пора менять ситуацию,
пора учить школьников делать открытия.
Почему здесь, за Уралом, степной маркер
забирается существенно севернее? Этот вопрос
позволит еще раз, и эффективно, обсудить со
школьниками вопрос о нарастании
континентальности климата по мере удаления от
отепляющего влажного влияния Атлантики. |
«Степь», — решат ученики. В общем-то
правильно. Но нужны две корректировки.
Во-первых, это степь не сплошная, а с
многочисленными лесными островами — лесостепь.
И для демонстрации этого как раз и потребуются
подпортившие нам картину в 2.1 сосны
Увельского района, символизирующие островные
Дуванкульский и Кичигинский боры.
Кичигинский бор... Летом в бору было полно
пахучей земляники. Цвели саранки, лабазник,
ландыши. В жарком смоляном воздухе гудели шмели,
щебетали невидимые птахи. А к осени тут созревала
вишня. Под неосторожными ногами то и дело
хрустели сочные подгрузди, грибов в бору было —
на все село. Почему-то запомнились белые мхи. Они
толстым ковром, в котором по щиколотку утопала
нога, расстилались под вековыми соснами. Такого
мха, отливающего голубизной, в других лесах
видеть не приходилось. Уже много лет спустя
узнал, что белый мох в бору — признак
экологической чистоты местности... В начале
семидесятых решением областного Совета и
Совмина РСФСР его объявили памятником природы.
Четыре квартала бора (из восьми) отнесли к
генетическому резервату.
(Анатолий Летягин. Исчезающий реликт)
Школьники, правда, могут заметить некоторую
нелогичность: сосны на юге, а на севере восточной
половины ничего лесного нет. То есть всё как бы
наоборот. На самом деле, конечно, подобные боры, и
еще более обширные и занимающие бо'льшую долю
территории, есть севернее. Но там, у южной границы
тайги геральдика не обращает на них внимания. Там
территорию отличает именно открытость,
высвобождение из-под сковывающего леса. Здесь же,
на юге, у са'мой грани лесостепи и настоящей
безлесной степи, сосновые боры начинают играть
по-новому. Где что-то в дефиците — там оно
особенно заметно.
Мастер-класс
географического описания
Аналогичную «странную» ситуацию мы уже
разбирали в № 11/2004 (с. 11—12) на примере мещерских
лосей и северообских оленей. Геральдические лоси
истоптали весь северо-восток Москвы. Хотя лосей
там, в нацпарке «Лосиный остров», раз два и
обчелся, но они в диковину, они — своего рода
компенсация за «безжизненность» города. Потом,
по удалении от Москвы, лоси исчезают с образной
карты и выныривают опять уже в самых глухих,
самых удаленных и по-настоящему лосиных уголках
Мещеры. Лесные символы в Озёрном Зауралье
господствуют там, где местность по-настоящему
лесная (запад), там, где «фифти-фифти» (восток),
геральдика леса как бы и не замечает. Лишь на
крайнем юго-востоке, где лес совсем кончается, он
опять вспыхивает на образной карте.
Подобные наблюдения учат нас искусству подлинно
профессионального географического описания
территории. О каждом районе, стране, городе важно
сказать не всё подряд, не по полочкам. Важно
отобрать: а) типичное; б) отличающее;
в) индивидуализирующее. Это трудно: ведь, чтобы
сделать это, нужно знать не только описываемую
территорию, но и много других, с которыми можно
сравнивать. Но каждый новый урок по очередному
выпуску образной карты приближает нас к
мастерству. |
Во-вторых, бо'льшая часть былых степных
участков давно уже распахана, и на место диких
злаков и эфемероидов пришла пшеница
(карта-ориентировка на с. 7), мощное зерновое
хозяйство.
Предложим школьникам на той же бланковке, где
уже «зеленеют» леса, отметить желтым или
оранжевым маркером гербы, указывающие на степной
или зерновой (культурно-степной) характер
местности.
2.3. Лес/степь
Между зеленым и желтым уже проявилась
меридиональная или субмеридиональная — с
северо-северо-востока на юго-юго-запад — грань.
Остается лишь поднять ее указывающие на степной
или зерновой (культурно-степной) характер
местности.
Не странно ли? В мире природные зоны обычно
подчинены широтному ритму. Лес обычно бывает
севернее степи. А здесь почему-то западнее.
Почему граница ЛЕС/ЛЕСОСТЕПЬ пролегла на
образной карте Озёрного Зауралья едва ли не по
меридиану? Ответ ученики найдут сами, если примут
во внимание раздел 1 «Высоты». Горы деформируют
картину природной зональности. Холодный ящер
Урала на своем хребте как бы выносит далеко к югу
северные природные зоны, и их границы, изгибаясь
вдоль хребта, приобретают почти меридиональные
направления.
Если вы пользуетесь в школе картами природных
зон, составленными не очень хорошими
картографами (думающими более о своем удобстве,
нежели о смысловой выразительности карт), то там
Урал будет покрашен одним цветом — «областей
высотной поясности» или «горной
растительности». За этими формальными
заклинаниями трудно увидеть реальные леса —
еловые и кедровые лапы или оголяющиеся зимой
лиственничные ветви, паря'щие в горах на степной
широте. Для показа природных зон Урала, конечно,
лучше карта, где границы природных зон
обозначены в единой системе — что на равнинах,
что в горах. Образец такой карты из учебника Ф.Н.
Милькова и Н.А. Гвоздецкого — на с. 9. Карта ясно
показывает, что нащупанная нами на образной
карте меридиональная граница — не
геральдическая случайность. Границы природных
зон действительно тянутся так, как выявлено в
ходе анализа образной карты.
Природные зоны на прилегающих
к Уралу равнинах и их горные аналоги
(по П.Л. Горчаковскому)
Зоны:
III — тундра
III — лесотундра
III — тайга: а) редкостойная; б) северная; в)
средняя; г) южная; д) предстепные сосновые и
березовые леса
IV — широколиственные леса: а) смешанные; б)
преимущественно широколиственные
IV — лесостепь
VI — степь
Границы: 1 — зон; 2 — подзон; 3 — Уральской горной
страны
Горный Урал — таежно-лесной, зауральская
равнина — лесостепная. А между ними — теплая
миасских золотых грани Ильменей и
чебаркульских земляничных склонов.
Садык слышит этот разговор и дальше старается:
— Потому, бачка Ленин, наш каминь хорош, что его
солнышком крепко прогревает. В том месте горы
поворот дают и в степь выходят.
— Это, — говорит Владимир Ильич, — всего дороже,
что горы к солнышку повернулись и от степи не
отгораживают.
(Павел Бажов. Солнечный камень)
|
Сосны над Тургояком
|
Результаты работы:
1) представили ландшафты этого, очень важного
участка нашей Родины;
2) поставили изучаемую территорию в контекст уже
имеющихся знаний о стране;
3) выявили основную ландшафтную границу;
4) осмыслили пространственное простирание этой
границы — нашли смысловую связь между
разнородными элементами образа местности
(рельеф — зональная растительность);
5) сделали некоторые, развивающие
пространственное мышление, наблюдения над
географией некоторых образоформирующих
маркеров местности (тюльпан, хвойные породы,
косуля, бегущие кони и др.).
Смотришь на карту растительности в школьном
атласе, читаешь что-нибудь вроде «светлохвойные
и светлохвойно-широколиственные...». Но разве
видишь за этими блеклыми красками и мутными
словами такую строгую и стройную сосну, что
высится на песчаном берегу озера Чебаркуль на
гербе Чебаркуля? Разве чувствуешь, как влекут к
себе эти местности? А они влекут собраться там, и,
наверное, не зря. Ведь именно под этими соснами,
совсем рядом — в Миассе, на Ильменском фестивале
авторской песни 1986 года челябинец Олег Митяев
впервые пропел слова, ставшие сегодня чуть ли не
гимном всех турслетов:
Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.
Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись!
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
«Как здорово, что все мы здесь сегодня
собрались!»
Синарское озеро в своей строгой оправе камня и соснового
бора все-таки кажется довольно однообразным. И
там, где каменная рама дает трещины, образуя
заливы, переходящие в долочки, — там лучшие места.
Строгая красота сосновых колоннад здесь
разнообразится кудрявой, шумливой зеленью
ольховника, черемушника и прочей «кареньги», как
зовут здесь этот вид чернолесья. Сосны, одна
другой краше и ровнее, дойдя до спуска в ложок,
как будто нарочито подтянулись, почистились от
нижних сучьев. На иглистом скользком подножии
только черные точки расширенных шишек да редкие
перистые былинки. Зато ниже, в ложке, плетень
зелени. Тут и рослая осока, и «пуховые палки», и
круглоголовая желтянка, и ребристые листья
папоротника. Кажется даже, что деревьям не легко
пробиться сквозь этот густой ковер низинных
трав. Смешались и звуки.
К торжественному полнозвучному звуку ворона на
лету, какой можно слышать только в сосновом
бору, примешиваются посвистыванье иволги и
писк пичужек, не видных в густой зелени. И это
смешение звуков красиво в своей пестроте, как
узор восточной ткани. Не всегда разберешь
рисунок, а чувствуешь в нем бодрость и радость.
(Павел Бажов. Надпись на камне)
|