Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №5/2005

Образная карта России


7. КУ'ЛИ

Что определяет своеобразие этой местности

Восьмой аналитический срез

Озера. Водные ресурсы.
Рекреация. Охрана природы

Если судить по частоте «упоминаний» на гербах того или иного символа, то рассматриваемую часть уральской территории следует назвать не Горным Уралом, не Рудным Уралом или Промышленным Уралом, а Уралом Озёрным. Вода, и вода не речная, а спокойная озёрная, плещется на доброй половине местных эмблем.

Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал,
Как девочки
Сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах
На ковровых просторах,
Среди плодородных полей,
Лежат голубые озера
Осколками древних морей...

(Людмила Татьяничева,
челябинская поэтесса)

Правило простое: человек может селиться на текущей, а не замкнутой воде. Проще говоря, на реке, а не на озере.
Так и было. На озерах, даже и крупных, селений немного. А наши города стоят на реках. При двух исключениях: Касли и Чебаркуль.

(Михаил Фонотов.
Горизонты Чебаркуля//Челябинский рабочий)

Нигде в Европейской России, если, двигаясь с северо-запада, пройти Ладожско-Онежский озёрный край1 и двигаться дальше на восток и на юг, мы не встретим такого озёрного изобилия. Пусть школьники по приличной физической карте проведут специальный поиск и подтвердят это. Кроме дальнеподмосковных Селигера и озер Чухломское—Галичское—Неро—Плещеево в Европейской России заметных сгустков замкнутых водоемов нет. Нет их и на большей части Урала. Но за Уралом, между 54,5 и 56,5 градусами широты — словно озёрная вспышка, освещающая своим голубым салютом север Челябинской области. Те, кто летел над этими местами в солнечный день на самолете, говорят — удивительная картина: зеленый ковер будто усыпан осколками зеркала.

Да, Синара2 не суверенна. Она обитает в сообществе (в федерации) озер, ее окружающих. Прежде всего надо соотнести ее к Иткулю — их связывает (связывала и прежде) речка Иткульский исток. Эти два озера ревниво делят между собой лидерство в озерной оконечности области. Уральский краевед Александр Моисеев нарек их мужем и женой, у которых дюжина детишек-озерышек. Окункуль, Карагуз, Черновское, Чиганы, Багаряй, Ташкуль, Татыш, Черкаскуль — эти очень разные озера входят в сферу влияния Синары.

(Михаил Фонотов.
Граниты Синары//Челябинский рабочий)

Северная граница этого озерного сгустка почти совпадает с границей Свердловской и Челябинской областей. И озерную красоту челябинских пределов, выгодно отличающую ее от соседних малоозерных горнозаводских окрестностей Екатеринбурга, подмечает в своих сказах Бажов. Подмечает даже с некоторой завистью:

От нашей заводской грани на полдень озеро есть. Иткуль называется. Слыхали, поди? Кому на той стороне на рудниках да приисках мытариться доводилось, тот, небось, не раз на том озере бывал. Близко тут, и рыбешки на том озере полным-полно.
В нашей-то заводской даче свои озерки есть, да что в них! Стоялая вода в низменном месте, берега резуном затянуло, — не подойдешь. А Иткуль-озеро на высоком местечке пришлось. Берега — песок да камень, сухим-сухохоньки, а кругом сосна жаровая. Как свечки поставлены. Глядеть любо. Вода как стеклышко — все камни на дне сосчитай.

(Павел Бажов. Демидовские кафтаны)

Иткуль — озеро возле Снежинска, у самой границы со Свердловской областью. Рассматривая карту Урала (если в школе есть хорошая карта) ваши ученики найдут поблизости, в основном южнее, множество других «ку'лей»: Сунгуль, Чебаркуль, Алакуль, Сарыкуль, Дуванкуль, Еткуль и т.п. Пора объяснить классу, что куль или гуль в переводе с тюркских (здесь с башкирского и татарского, а южнее — с казахского) языков означает «озеро». Считается, например, что название озера Торн-Куль в Октябрьском районе восходит к казахским тырна — «журавль» и кол — «озеро». Журавль на лазурном фоне фигурирует и на гербе Октябрьского района.

К названьям рек коротким, словно вскрик,
Мой слух ещё в младенчестве привык,
Зеленая, шальная речка Ай
Задорно мне кричала «Догоняй!»
Башкирской речки солнечную грань
Хранит в своем теченье Юрюзань,
Как звон струны, как влажное «буль-буль»
Озера Сарыкуль и Чебаркуль.
И кажется, что сам собой возник
Поэзии отзывчивый язык.

(Людмила Татьяничева)

Челябинские озера — очень разные; их характеристики определяются рельефом и положением в разных ландшафтах.

К закату Никита Акинфиевич [Демидов] и Селезень прибыли в затерянное в горах сельцо Кыштым. Не отдохнув, не покормив коней, они взобрались на высокую гору Егозу. Весь край лежал как на ладони: кругом шиханы, озера, леса — размахнись, сила! На малом пространстве насчитал Никита свыше сотни озер. Какое разнообразие их: были тут глубокие и холодные, светлые и прозрачные, мелкие и теплые, мутные и тинистые. А вон — зарастающие озера-болота! Долго любовался очарованный заводчик нетронутым краем.

(Евгений Федоров. Наследники)

На западе, в предгорьях — относительно глубокие (до 40 м) водные чаши в тектонических впадинах. Крупные озера здесь с очень чистой, прозрачной водой (самым прозрачным, почти по-байкальски, считают озеро Тургояк близ Миасса). Берега этих озер нередко скалистые, из-под воды поднимаются каменные острова. У озер этих могут быть причудливой формы заливы-курьи.

И над всем этим густой настой горного соснового бора и неуловимая мелодия музыки вершин. Здоровым заводским парням, просидевшим зиму за учебой, и в возрасте двадцати лет доступна еще радость бегать по траве босиком. Мы и козликовали до самого озера Иткуль. Красивое озеро вовсе разнежило. Даже высунувшаяся из воды серая громада Шайтан-камня в игре светотеней и блеске водной равнины кажется согретой. Как будто старый Шайтан только что окунулся каменным лицом в воду, по-стариковски добродушно усмехается и говорит: — Ай-яй, тепло. Старым костям хорошо. До того разнежил Иткуль, что совсем было собрались остаться здесь на ночь...

(Павел Бажов. Надпись на камне)

На востоке — мелкие степные блюдца с правильными (округло-овальными) очертаниями. Чем дальше на юго-восток, тем — как общее правило — меньше глубина озер (есть довольно обширные озера с полуметровой глубиной), тем выше их минерализация: соленые, горькие и даже «сладкие» озера. Известно, например, озеро Сладкое близ села Кочердык в Октябрьском районе. На самом деле вода озера горьковато-соленая. Щелочная вода, содержащая растворенную соду, дает в первый миг ощущение сладковатого привкуса4.
Во'ды и грязи многих озер считаются целебными, на их базе созданы курорты. Вокруг Увильдов5, Чебаркуля и некоторых других озер — целые агломерации баз и домов отдыха, дач.

Туристы Синаре не так обременительны, как тем же Тургояку или Кисегачу. Гостей здесь меньше. И если приезжают, то скорее с севера, чем с юга. Первый вопрос местного жителя новому человеку: «Из Свердловска?» И нас о том не раз спрашивали. Но и Екатеринбург, и Челябинск все-таки далековато от Синары. Наплыв гостей не так велик. Расстояния спасают.

(Михаил Фонотов. Граниты Синары)

Своенравное, как море,
В стороне от светлых дач,
Дождь и ветер переспоря,
Отдыхает Кисегач.

Озеро Иткуль. Шайтан-камень
Озеро Иткуль. Шайтан-камень

Фото Михаила Пестречихина
(Снежинск),
2004

Лишь о каменные глыбы
Еле слышно волны бьют,
Да серебряные рыбы
Возле берега снуют.

Да смуглянке возле сходней
Смотрит юноша в глаза.
— Хорошо-то как сегодня.
Я люблю, когда гроза...

Платье вымокло до нитки.
Косы — темных два ручья.
— Ты откуда?
— Из Магнитки.
— Чья?
— Пока еще ничья!

Разговор их стал невнятен.
Тишина.
Но слышно мне,
Как выстукивает дятел
Телеграммы на сосне.

Я иду тропинкой узкой.
Камни катятся, шурша.
Красотою щедрой, русской
До краев полна душа.

Через хвойные ресницы
Смотрит солнце с высоты.
...Этот край мне будет сниться
Неотступно, словно ты.

(Людмила Татьяничева. После грозы)

Чебаркуль еще и славится своим здоровым воздухом (серебряный фон вверху герба).
Едва ли не о каждом зауральском озере сложены свои легенды, вокруг каждого — аура человеческих воспоминаний, наблюдений, эмоций.

Бабушка рассказывала Юрию, что с молодых лет она помнит о ...землетрясении, которое случилось в окрестностях Кременкуля6: она наливала из самовара кипяток и из-за толчков ошпарила руку. Старожилы помнят и о том, что в 30-е годы на северо-восточном берегу озера выступило огромное маслянистое пятно, а пойманную в том месте рыбу нельзя было есть из-за запаха нефти. А уже после войны, говорили, там же вдруг забил фонтан воды, который пульсировал два-три дня.

(Михаил Фонотов.
Дикие орхидеи ситниковского лога)

Что творится со мною,
Что со мною творится!
Козы шли к водопою —
Растеряли копытца.
А еловые шишки
Превратились в тюльпаны.
Тургояк и Инышко7
Разрослись в океаны.
По тайге без дорожек
Я иду, как по саду.
Все на сказку похоже,
Все похоже на правду.
Сердце будто хмельное.
Мне ночами не спится...
Козы шли к водопою —
Растеряли копытца.

(Людмила Татьяничева.
Козы шли к водопою)

А ведь идея создания фильма «У озера», где поднята проблема экологического воздействия людей на природу, родилась здесь, на берегу озера Чебаркуль. Тогда мы с поэтом Робертом Рождественским две недели жили здесь.

(Сергей Герасимов,
кинорежиссер)

Челябинские озера испытывают всё возрастающую нагрузку. С 70-х годов, например, из Увильдов для Челябинского промузла открытым каналом перебросили столько воды, что уровень озера упал почти на 7 м. Чумой Большого Кисегача и Елового становятся моторные лодки, прогулочные катера и водные мотоциклы.

С ... краеведом Чебаркуля (города и озера), стоим на камнях мыса Симерик. Именно это место выбрали первые поселенцы... Поразительно: 11 тысячелетий существовало наше озеро... а за последние 20—30 лет оно оказалось на грани катастрофы.
Катастрофа? Оказывается, не первая. Великая сушь поразила озеро в 20-е годы, в их первой половине. Уровень воды тогда падал до отметки 318 м. А то и ниже. Потому как, вспоминали старики, коса между Марьиным островом и деревней Малково выходила на поверхность, по ней ездили на телегах.
В 70-е годы, в их середине, — опять мелководье. Жестокая засуха. Но осадки последующих лет не подняли Чебаркуль. Озеро опускалось вплоть до марта 1993 г. — казалось, ниже некуда.
Рядом с мысом Симерик, в заливе Крым-пески, пристань. Скорее причал. Бетонный. Он несуразно торчит на склоне берега, в песках, далеко от воды... Высота причала два метра. Не поверить, что вода стояла так высоко.
Ушли от воды и тополя, к которым когда-то привязывали лодки.
После засухи Чебаркуль сильно сдал. Буквально на глазах одряхлел. Появилась одышка — нечем дышать. Весь кислород проглочен живыми существами. Кое-где объявился ядовитый сероводород. От планктона, водорослей летом озеро мутнеет, густеет и взбухает.
Как спасти озеро Чебаркуль?

(Михаил Фонотов. Горизонты Чебаркуля)

Челябинские озера нуждаются в заботе. Они не только резервуары дефицитной на Южном Урале воды. Не только рыбные садки. Не только места для купаний. Они определяют лицо, «идентификационный код» этой земли на огромной российской карте. Образ территории.

Я никогда, наверное, не устану восхищаться величавой красотой наших голубых озер.

(Сергей Герасимов, кинорежиссер,
уроженец села Кундравы под Чебаркулем)


1 Ладога и Онега — ядро этого края, а с разных сторон к нему примыкают Белоозеро, Псковско-Чудское озеро, Ильмень и карело-финское озёрное неистовство.
2 Озеро Синара — к северу от Снежинска.
3 Знаменитое озеро Увильды лежит на стыке границ Карабашского, Кыштымского и Аргаяшского районов.
4 На Сладком нет ни водорослей, ни рыбы. Даже птицы не гнездятся в густых прибрежных камышах. Вода озера — природная химчистка. Говорят, что в ней можно выстирать без мыла самую грязную одежду, удалить любые пятна (даже масло или мазут).
5 Так обычно склоняют название этого озера уральцы, хотя это и не корректно: на конце здесь не является русским окончанием множественного числа, а составляет часть тюркской основы. Слово Увильды, по-видимому, произошло от башкирского уелды, что в приблизительном переводе означает «углубилось», «провалилось».
6 Кременкуль — небольшое солоноватое озеро в нескольких километрах к западу от Челябинска.
7 Инышко — небольшое озеро близ Миасса, отделено перешейком от Тургояка.