8. ЛИНИЯКто, как и когда заселял эти землиДевятый аналитический срез Освоение территории. Этногеография.
|
Герб соседнего
|
То что это юг, видно и по обильному хлебородию
(хлебных символов здесь едва ли не больше, чем
озёрных), и по степному бегу коней (на гербах
лесной зоны савраски обычно куда более смирные),
и, конечно же, по закоренелому южанину-верблюду.
По этим фигурам, наводящим на мысль о степных и
предпустынных ландшафтах, наши школьники, как
следователи по уликам, могут реконструировать
климатическую особенность: здесь относительно
сухо. А коли так (поведем далее логическую
цепочку), здесь у земледельческих народов в
старину было мало шансов закрепиться: один
засушливый год сразу лишил бы всех пищи и убил
возникшие поселения. Скорее всего в примитивных
условиях хозяйствования это была территория
скотоводов-кочевников — гораздо более
маневренных и способных без особых усилий
реагировать на климатические сюрпризы: в
зависимости от количества осадков откочевывать
севернее или южнее.
Действительно, до XVIII в. здесь, на границе леса и
степи, жили в основном башкиры — полукочевники.
Было это в давних годах. Наших русских в здешних местах тогда и в помине не было. Башкиры тоже не близко жили. Им, вишь, для скота приволье требуется, где еланки да степочки. На Нязях там, по Ураиму, а тут где же? Теперь лес — в небо дыра, а в ту пору и вовсе ни пройти, ни проехать. В лес только те и ходили, кто зверя промышлял.
И был, сказывают, в башкирах охотник один, Айлыпом прозывался...(Павел Бажов. Золотой волос)
Знак башкирского наследия — маленький курай (под конем) на старой (круглой) эмблеме Аргаяшского района, где и поныне преобладают башкиры. Курай — зонтичное растение; из него изготавливают традиционный башкирский духовой инструмент, один из символов башкирской культуры. (Курай присутствует на современном гербе Башкортостана.)
Из-под белых войлочных шляп сверкали черные с косым разрезом глаза кровных степняков цветущей Башкирии.
(Дмитрий Мамин-Сибиряк. Бойцы)
...Итак, мы ехали и любовались. Чем дальше — тем лучше. Быстрый Мияс разливался все шире, принимая в себя бойкие горные речонки: березовые рощи сменялись сосняком, Ильменские горы шли синеватыми увалами слева, а справа высился Южный Урал. И в этой благословенной долине почти нет жилья, — пусто и свободно все кругом, и кроме хищнически срубленных старых сосен ничто не говорило о присутствии человека.
— Вон и башкырь пошла... — ткнул «учитель» кнутиком на сиротливо торчавшие в открытом поле избенки. — Дворцы!
Это была первая настоящая башкирская деревушка на нашем пути.(Дмитрий Мамин-Сибиряк. По Зауралью.
Путевые заметки)
Два проекта герба
|
О башкирском и татарском населении,
преобладающем в Кунашакском районе напоминает тюльпан,
решенный в виде лотоса (похожий лотос
присутствует на гербе Татарстана*).
На более южные территории прикочевывали еще и
казахи. О казахско-среднеазиатской близости
напоминает верблюд. О русско-казахской
рубежности этих мест напоминает и «триколор»
Октябрьского района: по нашу сторону — красный и
зеленый цвета Челябинской и Курганской областей,
по казахстанскую (по левое крыло от журавля, то
есть к востоку) — голубой цвет, соответствующий
гербу и флагу Казахстана.
Русская — горнозаводская и земледельческая
колонизация, придя в эти места, — разумеется,
столкнулась с сопротивлением местного
населения. Вдоль южного края вновь осваиваемой
русскими территории формировалась линия
укреплений. О ней напоминают плановые
очертания фортификационного сооружения на
гербе и эмблеме Чебаркуля, кладка крепостной
стены на гербе Челябинска, стена со
сторожевой башней на еткульском гербе.
Любопытно, что уже и в те времена соблюдалась
определенная политкорректность в отношениях
между народами: стремились обойтись без излишней
конфронтации.
Еще в конце XVII в. жители Сибирских слобод в челобитной царю просили разрешить им переселиться на озеро Чебаркуль, сославшись на «угожие крепкие места к селитьбе». В 1729 г. крестьянин села Уксянского (это ближе к Шадринску) Степан Кузнецов просил о том же: построить слободу на Чебаркуле. Сенат ему отказал: «Ежели в этом месте построить крепость, то могут иноверцы, с которыми велено поступать ласково, причитать к себе в озлобление».
(Михаил Фонотов. Горизонты Чебаркуля)
Современный герб Челябинской
области.
|
Возведенная-таки в 1736 г. Чебаркульская
крепость служила транзитным пунктом на пути
доставки продовольствия казачьим войскам на юге
Урала.
Линия Чебаркуль—Челябинск—Еткуль на короткое
время закрепила границу между «замиренным» (к
северу от нее) населением и теми, кто продолжал
сопротивление (к югу). Позднее рубеж освоения
двинулся далее на юг (середина XVIII в.). И
поддерживался он уже не стационарными
крепостями, а казацкими станицами. Об этом
напоминают казацкие шашки на южноуральском и
увельских гербах и эмблеме. Эти шашки — не только
историко-географический символ, не только
этнографический знак (казацкое по корням
население и поныне живет на челябинском юге), но и
экономико-географический символ. Казаки несли
сторожевую службу и попутно занимались сельским
хозяйством. Об этом говорит положение шашек на
гербе Южноуральска. Они показаны не в
воинственном взмахе (остриями вверх), а — подобно
лемехам плугов — обращенными к земле.
Как рассказывать об
отношениях
|
Когда в 1737 г. управлявший этими землями
Василий Никитич Татищев завершил создание
чебаркульско-челябинско-еткульской линии
крепостей, он на радостях сочинил два проекта
герба для Южного Зауралья. На одном изображен
желтый пес, прикованный к стене — «в знак
покорения башкир». На другом — верблюд за
символическим частоколом, что, очевидно,
должно было указывать на то, что новая провинция
крепостями (линией) отгородилась от вторжения
кочевников из Казахстана. Гербы эти, правда, не
были официально приняты, — и возможно, именно в
силу их некорректности, оскорбительности
(особенно первого) для местных народов. Не будем,
однако, винить Татищева в излишней резкости.
Во-первых, чего не нарисуешь в запале, в разгаре
борьбы. А во-вторых, в изображении пса, кажется, не
было нарочитого оскорбления. Дело в том, что
собака здесь почиталась как тотемное животное
(как и волк у многих тюрков); известно, например,
что название озера Еткуль (а возможно, и
упоминавшегося выше озера Иткуль возле
Снежинска) и, соответственно, Еткульского района
происходит от башкирского эт — «собака» и кул
— «озеро». Так что желтый пес на цепи выступал в
татищевском проекте вовсе не как оскорбительный
раздражитель, а в том же иносказательно-
геральдическом качестве, что и золотой мерянский
медведь с секирой на гербе Ярославля (см. № 4/2004,
с. 9).
«Верблюжий» вариант татищевского герба стал
прототипом официального герба Челябинска.
Только верблюда (символ южной сопредельной
цивилизации) выпустили из заточения (уж больно
всё это походило на «тюрьму народов»). Зато
легкомысленный частокол сменился каменной
кладкой крепостной стены. Смысл этого
городского герба — не репрессивный, но не без
строгости. Никто не прикован, не зарешечен. Верблюд
— на воле, и ему открыта свобода торговли (тюки)
и вообще взаимосвязей. Но стена, буде
потребуется, наготове — символ твердой власти.
На нынешнем же гербе всей Челябинской области
нет даже стены. Красавец
казахстанско-среднеазиатский верблюд,
носитель взаимообмена и взаимодействий, принят
символом пограничной русской области. Связи
побеждают стену.
О современном транзитном значении Челябинской
области повествует карта следующего раздела
(«Пути»). Через эту территорию прошла,
прокравшись южноуральскими ущельями, первая
трасса Транссиба
Москва—Самара—Челябинск—Омск. Мощная широтная
связь. Эту территорию сечет важное
меридиональное магистральное направление: от
Екатеринбурга вдоль восточного склона Урала
через Челябинск на юг, в настоящую Азию. Крестообразная
фигура на эмблеме Чебаркуля, положенное на
бок Т на гербе Южноуральска, развилка Красноармейского
района и, конечно же, навьюченный верблюд Челябинска
указывают на важные транспортные узлы, на фокусы
разнонаправленных пространственных связей.
* См. также герб татарского Бардымского района Пермской обл.: № 4/2004, с. 11, 20).