Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №5/2005

Образная карта России


10. КРЮК

Как шло по территории освоение

Одиннадцатый срез. Выявление географических «годовых колец»

Пространственные барьеры.
Пространственная инверсия

В разделе 8 («Линия») мы выяснили, что русская колонизация этой территории шла с севера и на юге, встречая сопротивление, создавала линии вначале крепостей, а потом казачьих станиц. Логично было бы ожидать похожего порядка и в широтном продвижении — с запада на восток: ведь исконная Россия — на западе, русские шли с запада. Но на листе образной карты свидетельства старейшего русского заселения мы находим на востоке! Это стропила сельского дома и петушок на коньке в Красноармейском районе, символизирующие СТАРЕЙШЕЕ на всей рассматриваемой территории русское поселение — деревню Русская Теча, основанную в 1682 г. Рядом, в Кунашакском районе — столь же мирные стропила деревень мещеряков и тептярей*, пришедших сюда из Поволжья после покорения Иваном Грозным Казани.
(Герб тюркско-мусульманского Кунашака удивительно похож на герб соседнего русско-христианского Красноармейского района. Только во втором случае на коньке крыши — русский петя, а в первом — тюльпан-лотос, воспоминания о золотом веке Золотой Орды, контролировавшей когда-то лотосовую Волжскую дельту.)
Старейшие мигранты с запада — на востоке. Не странно ли?
Разобраться с этой пространственной инверсией нам помогут материалы раздела 1 «Высоты» (с. 3—5). Южный Урал — существенно выше Среднего. Он представлял (да и продолжает представлять) серьезное препятствие для колонизационного движения в широтном направлении. Если помножить его барьерную роль на то сопротивление, которое оказывали пришельцам жившие по обе стороны Южного Урала воинственные всадники-башкиры, станет понятным, что этот участок Урала отнюдь не был слабым звеном, через которое русские могли бы легко пройти на восток, как нож сквозь масло.

Урал, ты батыром оказался,
Ты, как один зрачок у глаза,
На земле единственным оказался
Батыром, достойным восхваленья
Из поколения в поколенье.
Для того отец подарил тебе жизнь,
Для того мать тебя молоком вскормила,
Чтоб ты стране принес счастье.
Они тебе сердце такое дали —
К врагу оно камнем становилось,
А к другу делалось всегда добрым.

(Урал-батыр. Из сказаний предков
современных башкир)

Забором высятся горы на гербах Кыштыма и Карабаша. В Карабаше, к тому же, злобноватого вида сокол со зловещей черной головой зацапал ключ от территории и не очень-то склонен отворять проход через район, по крайней мере тем, кто хочет пройти сюда с запада (бородка ключа обращена ОТ запада). Сам же сокол своим силуэтом как бы сливается с силуэтом гор, выступает своего рода духом гор и их стражем: ТРАНЗИТ ЗАКРЫТ ГОРАМИ.
(И действительно, поныне подъезд к Карабашу есть только с востока; с запада, через Урал, путей к Карабашу нет: от запада, от исконной России его экранируют Таганай и Юрма.)
Эскарпом набычился в русскую сторону утес Миасса. Любого, кто сунется сюда с запада, местный лось явно не прочь поддеть на рога и пнуть копытом (и до сих пор не может понять, как все-таки протиснулась здесь Транссибирская магистраль; его недоумение разделили потом и железнодорожники: главный ход Транссиба ныне все-таки идет через Екатеринбург — через Средний Урал).
Южноуральский рельеф мешает проходу, глухо дело. И чтобы подтвердить это, два глухаря словно бы специально слетелись на западный край листа — в Верхний Уфалей и Чебаркульский район.
Иное дело — Средний Урал. Высоты там много ниже. Плотность «сильного» башкирского населения там резко уменьшается: башкирам, как подмечает Бажов (см. с. 30), нужны были открытые места для скота, а там тайга. Заселявшие Средний Урал малочисленные охотники и оленеводы манси (вогулы — № 4/2004, c. 12; № 11/2004, с. 21) хотя и оказывали русским сопротивление, но куда менее сильное, чем башкиры. И через Средний Урал (в «пролом» Среднего Урала) и хлынул в Сибирь начальный русский колонизационный поток, закрепился там, в бассейне Тобола Тюменью и Тобольском. А потом стал двигаться попятно (опять), назад к Уралу — вверх по левым притокам Тобола. Так, поднимаясь вверх по Исети, а затем — по ее притокам Тече и Миассу, русская волна и пришла в Челябинские пределы. Совершив огромный крюк, западные уроженцы пришли сюда с северо-востока. Представить себе этот странный, на первый взгляд, пространственный маневр в контексте общего процесса русского заселения Урала помогает карта Л.Е. Иофы.
Итак, на северо-востоке — здесь как бы Русь изначальная (стропила старинных сельских домов)**. А чем дальше на юго-запад, тем все менее оседлая, все более дичающая территория предстает в образах.
Русская оседлая земледельческая колонизация понемногу теснила башкир, лишала их прежней кочевой вольности. Герб Сосновского района красноречиво передает эту идею: вольный, без уздечки и упряжи степной конь все-таки вынужден прервать свой необузданный бег: на него накинут аркан. И былые степные пастбища ужимаются, их обступают, «берут в рамки» пшеничные поля (колосья в рост коня). Экстенсивное животноводство уступает место интенсивному земледелию. Способная прокормить большее население система хозяйствования вытесняет прежнюю. Или оседай (стропила на гербе Кунашака), паши землю, иди на завод или в шахту, или продолжай бег дальше на запад — к убежищу Урала (бегущий конь на эмблеме и гербе башкирского Аргаяшского района).

Башкиры выли от обиды, плевались, а приказчики скалили зубы. Понурив головы, кочевники выбрались из кладовой и побрели по берегу озера. Все родное здесь стало теперь чужим, неприветливым. На башкирской земле прочно вырастал завод.
— Шайтан пришел сюда! — сплюнул старик и махнул своим рукой: — Айда в горы!

(Евгений Федоров. Наследники)

Голубые небеса,
Реки, рощи и леса,
Всюду птичьи голоса,
Благодатный мой Урал!

Ты и родина моя,
Ты любовь и жизнь моя,
Ты печаль и песнь моя,
Благодатный мой Урал!

Я стада твои люблю,
Я луга твои люблю,
Я снега твои люблю,
Благодатный мой Урал!

(Салават Юлаев)

Временной ход пространственного процесса русского освоения Урала в XV—XVIII вв.
Временной ход пространственного процесса
русского освоения Урала в XV—XVIII вв.

Из кн.: Л.Е. Иофа. Города Урала. — М.: Географгиз, 1951.

Впрочем, и на аргаяшской эмблеме (круглая) бег коня, по-видимому, сознательно стеснен венком из зерновых колосьев (при перерисовке герба в современный вид эту идею потеряли).
Все кони бегут с ВОСТОКА на ЗАПАД, как бы удирая от пришедшего с востока земледельческого вектора. Недалеко убежавший от сельского петушка сосновский конь заарканен, более дальний аргаяшский еще продолжает свободный бег. (Исключение из восточно-западной ориентации составляет только чугунный конь Касли, отлитый по привезенной с запада модели Петра Карловича Клодта.)
Как результат этого геральдического бега, башкиры оказались потесненными на западную сторону Урала, и современная Башкирия практически вся лежит в Европейской части Урала. (Русские, не одолев башкир с запада, с фронта, как бы зашли к ним с тылу и деформировали прежний ареал обитания народа. Иначе, с точностью до наоборот, случилось с манси на Среднем и Северном Урале: там русская колонизация теснила малочисленных манси напрямую с фронта, и теперь практически весь народ, ранее живший по обе стороны Урала, а в основном же — западнее, живет за Уралом, к востоку от хребта, в Сибири: см. выпуск «Обский Север» в № 11/2004, с. 20—21.)
Многие башкиры, однако, благополучно остались жить — островами — на прежних местах, в нынешней Челябинской области. И эти острова — относительно замкнутые башкирско-татарские общины посреди русского разлива — хорошо маркированы на образной карте самодельными эмблемами круглой, «замкнутой» формы — Кунашак и Аргаяш. В этих эмблемах очевидны аллюзии с круглыми же гербами Башкортостана и Татарстана. А вот круглая форма старой эмблемы Октябрьского района появилась, по-видимому, без особого умысла. Но и она заставляет нас вспомнить о высоком проценте башкир в этом крайнем юго-восточном районе области.
В беге аргаяшского жеребца, хоть он и позеленел на новом гербе (символ плодородия земли), нет паники. Он движется свободно и с достоинством, вполне вписавшись в странную для него челябинскую жизнь — среди шахт, разрезов («Копи», с. 17–18), ядерных реакторов («Опора», с. 47), льющегося металла («Руды», с. 12–13) и грохота отбойных молотков. Уверенности башкирам в их поначалу сопротивлении русским, а потом — в достойном сосуществовании с ними придавало сознание того, что они — на своей земле, в родовых лесостепных и озерных угодьях, и понимание того, что они — в непосредственной географической близости от духовно близкого им кочевого мира и исламского ареала: вот он, кочевой Казахстан, Киргиз-кайсайкая степь — совсем рядом, только руку протяни. А там уже Бухара и Хорезм, а там Персия и Арабистан. Символом этой близости, символом постоянной связи Челябинского Зауралья с настоящим Востоком служит герб областной столицы и всей области — верблюд. Здесь постоянны культурные связи с Востоком. (Челябинск поначалу даже замышлялся как русский опорный пункт для связей с Индией.) Исполненный достоинства пришлый верблюд из кочевых пустынь придает уверенности окружающим его коням былых кочевников: здесь вроде бы Россия, но и не совсем Россия — Россия, окрашенная Азией.

...От Миясского завода дорога пошла уже волнистой равниной, где на десятки верст не видно было ни одного деревца. Урал остался синеватой глыбой далеко позади, и чем дальше вперед мы подвигались, тем он поднимался выше, точно стены и бастионы какой-то гигантской крепости...

(Дмитрий Мамин-Сибиряк. По Зауралью)

Живущие в северо-восточной четверти листа образной карты лошади и верблюд пусть и напоминают о кочевничестве, — все-таки животные одомашненные, «цивилизованные»***. А дальше к югу и дальше к западу домашних животных на гербах уже и не встретишь — или лесостепная косуля, или горнотаежные лось и глухари, или приозерный журавль. В этих направлениях падает плотность населения, территория «дичает» и лишь промышленные предприятия создают заметные очаги цивилизации.
С помощью геральдических смысловых образов мы смогли соорудить логически связанную схему территории, показать эту землю как пространственную систему в развитии: освоение, заселение, изменение хозяйствования, изменение менталитета людей, изменение природы. В обход орографического барьера, заход крюком с северо-востока, продвижение на запад (от лесостепи к горной тайге) и юг (от лесов к степи, к порогу великой пустыни).


* Мещеряки — малоизученный древний народ, по-видимому финский. Он жил когда-то в районе подмосковной Мещеры (см. «Мещера», № 8/2004, с. 26—27) и восточнее. Западные мещеряки (мещера) слились с русскими. Восточные (мишари) — подпали под влияние татар, приняли ислам и татарский язык. Часть мещеряков, ушедшая к Южному Уралу и за Урал, влилась в башкирский этнос.
Тептяри — по-башкирски «бродячие». Так башкиры называли всех пришельцев из Поволжья (татар, чувашей, мордву, удмуртов, марийцев и др.), которым разрешено было поселиться на общественных башкирских землях.
Полагают, что многие современные татары и башкиры Кунашакского района — потомки тептярей и мещеряков, то есть старинных мигрантов с запада, которые пришли сюда как бы на гребне русской колонизации, несколько опережая ее.
** Райцентр Красноармейского района село Миасское тоже было основано как крепость Исетской линии, но эта военно-фортификационная функция уже не выпячивается в «тыловом» гербе с такой силой, как в более южных, более придвинутых к казахстанской степи Чебаркуле, Еткуле и даже Челябинске («Линия», с. 30—31).
*** В символах северо-восточных местностей нет и дикорастущих растений: только культурные злаки. Исключение составляет кунашакский тюльпан, но он, по смыслу, скорее лотос — культурный татарский, тюркский символ.