Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2005

Методический конкурс


Я ИДУ НА УРОК ГЕОГРАФИИ
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Методический конкурс

Матрица
наших задач

(целесообразность содержания
школьного географического образования)

ВТОРОЙ ЭТАП

В № 1 была напечатана Матрица общечеловеческих задач преподавания географии в школе (задачи, специфические для предмета)*. Участникам конкурса предлагается выбрать один учебник для 6-го класса (любой, но входящий в федеральный комплект и изданный не позднее 1998 г.). В нем выберите один из параграфов, изучаемых в третьей четверти. Проанализируйте текст параграфа с помощью Матрицы задач. Нужно установить, какие элементы параграфа (отдельные блоки информации, предложения, абзацы, разделы, вопросы, задания, рисунки, карты, схемы и т.п.) работают на решение той или иной из девяти перечисленных в Матрице задач преподавания.
Лучше всего это сделать так: ксерокопировать (удобнее всего — с уменьшением) страницы учебника и расклеить их на бо'льшие по формату листы бумаги. Маркерами разных цветов в тексте параграфа выделить фрагменты, работающие на решение разных задач. От выделенных фрагментов протянуть стрелки на поля, а на полях (при необходимости) дать краткие комментарии: чем, по-вашему мнению, тот или иной элемент параграфа ценен для решения той или иной задачи. Иногда это самоочевидно и пояснение может не потребоваться. Но иногда эту ценность нужно доказывать или в этой ценности сомневаться.
Если же возможности для ксерокопирования нет, не смущайтесь. Объясните то же самое на словах.
Возможно, часть параграфа останется белой, не размеченной маркером. То есть обнаружатся элементы, не работающие ни на одну из перечисленных в Матрице. Проанализируйте эти элементы. Нужны они в школьном курсе географии или нет? Если нужны, то на решение каких общечеловеческих задач они работают? Являются ли эти задачи специфическими для предмета географии или могут быть решены в рамках какого-либо другого предмета (физики, биологии, истории, обществоведения и т.п.).
Если вы приходите к выводу, что в параграфе содержатся важные для дальнейшего развития каждого ребенка элементы и эти элементы могут быть транслированы в школу исключительно через предмет географии (это чисто наше, географическое, и ничье больше), но эти элементы никак не подходят под позиции Матрицы, это повод для критики самой Матрицы. Сформулируйте, какие образовательные задачи помогают решать эти, обнаруженные вами, элементы параграфа. Предложите соответствующие дополнения в Матрицу.
Сформулируйте свои соображения в двух направлениях: а) критика параграфа с позиций Матрицы; а) критика Матрицы с позиций содержания параграфа.
Возможно, вы найдете в параграфе и какие-то элементы, которые работают на решение общепедагогических развивающих и воспитательных задач, не составляющих преимущественной специфики никакого отдельного предмета. Отметьте и прокомментируйте эти элементы. Оправдано ли их помещение именно в курсе географии?
В итоге в редакцию на конкурс нужно прислать:
1. Поэлементный анализ параграфа (III четверть программы 6-го кл.) с точки зрения решаемых в нем общечеловеческих образовательных задач, специфичных для предмета географии.
2. Критические выводы по параграфу (и, возможно, предложения по его изменению и совершенствованию: чем можно пожертвовать, что заострить, на чем поставить акценты).
3. Предложения по Матрице задач.
Конкурс планируется в несколько этапов. (На следующих этапах мы будем анализировать образовательный контент более старших лет обучения; форма анализа будет видоизменяться по мере накопления коллективного опыта.)
За работы по каждому этапу участнику, в зависимости от качества и глубины работы, начисляется определенное количество баллов (таблица будет регулярно публиковаться). Набрав 9 баллов по нескольким этапам, участник становится лауреатом методического конкурса «Матрица наших задач. Целесообразность содержания школьного географического образования», получает соответствующий диплом.
К конкурсу можно присоединиться на любом этапе.
По итогам всего конкурса (предположительно — осень 2005 г.) будут определены победители. Они получат призы. В территориальные органы управления образованием будут направлены письма с рекомендацией о служебном поощрении победителей.

Публикация статьи произведена при поддержке "Московского центра по повышению квалификации и дистанционной переподготовки специалистов". Дистанционные программы обучения и повышения квалификации специалистов, а также обучение в очной форме в двух школах центра. Работа с частными и корпоративными клиентами, обучение взрослых и детей. Педагогика и психология, международные отношения, государственное и муниципальное управление, курсы иностранных языков, учитель географии дистанционно и другие предметы. Узнать подробную информацию Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://professional-education.ru/.

Работы отправляйте по почте до 22 марта по адресу: Редакция «Географии», ул. Киевская, 24, Москва 121165 с пометкой «СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ».
По электронной почте geo@1september.ru или лично в редакцию можно представлять материалы до 26 марта.
Участие в этом методическом конкурсе не исключает возможности параллельного участия в научно-методическом конкурсе «Страноведческий учебник» (см. № 2/2005).
Удачи в конкурсе. Успехов в осознании важности нашего предмета для развития наших подрастающих сограждан.

Совет: попробуйте на одном уроке разобрать параграф вместе с учениками. Пусть они сами подумают, для чего им может оказаться нужной каждая фраза из учебника.


* Здесь, на с. 4, мы приводим лишь сокращенный вариант Матрицы — первую, основную колонку.

Матрица общечеловеческих задач
преподавания географии в средней школе

Специфика предмета

Задачи курса Содержательные линии
1 Показать разнообразие объектов и явлений земной поверхности Объектный ряд
2 Сообщить разумное количество названий географических объектов — в объеме, позволяющем молодому человеку ориентироваться в современном информационном пространстве Географическая номенклатура
3 Ярко и доходчиво изложить об этих объектах наиболее важную, ключевую информацию, которая в сознании школьника будет «упакована» в емкие запоминающиеся образы (образ города, местности, территории, района, страны) Географическая фактура
4 Развивать вкус в восприятии местностей и стимулировать желание узнавать новые местности Переживание пространства
5 Научить пространственно сопрягать географические объекты, то есть научить географической карте Территориальная структура
6 Обратить внимание на пространственные различия между объектами (группами объектов), по-разному расположенными Территориальная дифференциация
7 Дать импульс к тому, чтобы вступающие в жизнь люди задумывались над причинами размещения, над пространственными различиями, их упорядоченностью и обусловленностью Территориальная организация
8 Показать динамичность карты: современную жизнь каждого конкретного школьника на Земле как продолжение длительного процесса заселения и освоения, как продолжение процесса изменения лика Земли Территориальное развитие
9 Выработать подходы к осознанной оценке обитаемого пространства Отношение к территории