Методическое
пособие для учителя |
6 класс
Тема
«Воздействие организмов
на земные оболочки»
Т.В. КОНСТАНТИНОВА
канд. пед. наук, старший преподаватель
Калужского государственного педагогического
университета
им. К.Э. Циолковского
Термины и понятия
Почва — поверхностный слой земной коры,
обычно коры выветривания, переработанный
совместным воздействием воды, воздуха и
живых организмов, обладающий плодородием.
Плодородие почв — способность почв
обеспечивать растения усвояемыми питательными
веществами и влагой в количествах необходимых
для полного развития растений.
Гумус, перегной (от латинского humus —
земля, почва) — основная часть органического
вещества почвы. Бесформенная темноокрашенная
масса, в которой отдельные остатки животных и
растений обычно неразличимы.
Выветривание — процесс изменения горных
пород на земной поверхности и в самых верхних
частях земной коры под воздействием солнечных
лучей, воды, воздуха и организмов.
Ученые
Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) —
русский ученый-энциклопедист. Полагал, что
растения питаются не только водой, но и тонкими
частицами земли. Большое внимание уделял вопросу
о происхождении перегноя, который рассматривал
как продукт биологических процессов.
Альбрехт Тэер (1752—1828) — немецкий ученый,
агроном, почвовед. Автор гумусовой теории, один
из основоположников агрономии. Дал одну из
первых классификаций почв Западной Европы в
зависимости от механического состава,
содержания гумуса и извести.
Юстус Либих (1803—1873) — немецкий химик.
Разработал минеральную теорию питания растений,
способствовавшую широкому внедрению
минеральных удобрений в земледелии. Один из
основателей агрохимии.
Василий Васильевич Докучаев (1846—1903) —
русский ученый, основатель современного
почвоведения, географ. Создал первую в мире
классификацию почв, основанную на их
происхождении. Открыл основные законы географии
почв. Организовал крупные комплексные
экспедиции. Основал журнал «Почвоведение». Идеи
Докучаева о зональности природы легли в основу
учения о ландшафтах и географических зонах.
Константин Дмитриевич Глинка (1867—1927) —
русский ученый, основатель современного
почвоведения, занимался изучением минерального
состава почв, изучением древних почв и
почвообразующих пород. Организатор и
руководитель экспедиционных
почвенно-географических исследований,
охвативших огромную территорию азиатской части
России.
Николай Михайлович Сибирцев (1860—1900) —
русский почвовед, автор первого учебника
генетического почвоведения, на основании
принципов В.В. Докучаева разработал учение о
горизонтальной зональности почв.
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) —
русский естествоиспытатель, минералог,
основоположник современной геохимии и биохимии.
Борис Борисович Полынов (1877—1952) — русский
почвовед. Заложил основы современного учения о
выветривании, экспериментально показал роль
живых организмов в почвообразовании.
Географические и родственные науки
География почв — наука, изучающая
закономерности пространственного размещения
почв и их связи с другими компонентами природы.
География почв тесно связана с геоморфологией,
климатологией, геоботаникой и другими
географическими науками.
Почвоведение — наука о почвах, их свойствах,
образовании и развитии, географическом
распространении, способах рационального
использования и повышения плодородия.
Агрономия (от греческого agros — поле и nomos
— закон) — комплекс наук о возделывании
растений, повышении плодородия почвы и
урожайности, рациональном использовании
сельскохозяйственных угодий.
Инструментарий географа
Почвенные карты — карты, отображающие
распространение почв на земной поверхности (их
типов и других генетических подразделений), их
особенности и свойства в зависимости от условий
почвообразования.
Почвенный профиль — вертикальный разрез
почвы от поверхности до материнской породы;
состоит из сформировавшихся в процессе
почвообразования, генетически взаимосвязанных и
закономерно сочетающихся почвенных горизонтов и
подгоризонтов.
Практическая работа
Изучение по картам почв своей
местности
Цель работы: формирование представления о
почвах своей местности, о видах воздействия
организмов на почву, формирование умения
работать с почвенными картами, дальнейшее
развитие умения работать со словарями,
энциклопедиями и справочниками.
Оборудование: Атлас своего субъекта РФ,
рабочая тетрадь, географические энциклопедии,
словари и справочники.
Задание 1
По атласу своего субъекта РФ внимательно изучите
почвенную карту:
а) по легенде (условным знакам) почвенной карты
определите, как обозначают почвы на картах;
б) определите месторасположение своего
населенного пункта на почвенной карте;
в) определите и запишите в тетрадь, какой тип почв
преобладает в месте вашего проживания.
Задание 2
В географических энциклопедиях, словарях и
справочниках найдите и запишите в тетрадь
информацию об определенном вами типе почв:
а) каково плодородие почвы;
б) какова мощность гумусового горизонта;
в) в каких районах Земли они встречаются;
г) использование почв человеком.
Задание 3
Определите:
а) как используются почвы в месте вашего
проживания;
б) как деятельность человека влияет на почвы;
в) какие меры необходимо принять для сохранения
почв в вашей местности.
Рекорды Земли
Самые богатые гумусом почвы — черноземы,
содержание гумуса в нем обычно не менее 6%,
мощность гумусового горизонта от 40 до 120 см.
Цифры и факты
Суммарная масса живого вещества на Земле
составляет 2,4 трлн тонн. Из них: растения — 99%;
животные и микроорганизмы — 0,9%; человечество —
0,1%.
Интересное
Растения и очистка воздуха
Вся растительность земного шара на протяжении
года забирает из атмосферы около 550 млрд т
углерода и возвращает 440 млрд т кислорода.
Дышат ли растения?
Да, дышат. При этом, как и животные, используют
для дыхания кислород воздуха, перерабатывая его
в углекислый газ, который они выдыхают. Но при
дневном свете под действием солнечных лучей в
листьях растений происходит и обратный процесс
— соединение воды с углекислым газом и
образование углеводов, а также кислорода,
который выделяется в воздух. Процесс этот
называется фотосинтезом. В результате
фотосинтеза в воздух выделяется гораздо больше
кислорода, чем поглощается при дыхании; зеленые
растения — основной поставщик кислорода в
атмосферу.
Хвойные деревья и очистка воздуха
Один гектар хвойного леса в день выделяет до 30
кг эфирного масла, которое уничтожает вредные
микроорганизмы в атмосфере и очищает воздух. За
год гектар леса очищает 18 млн м3
воздуха. К тому же, подобно гигантскому пылесосу,
он забирает из воздуха ежегодно 36 т пыли. |