Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2005

Рецензия


Инструкция по применению

В.П. Максаковский.
Экономическая и
социальная география
мира:

Методическое пособие:
Книга для учителя. —
М.: Просвещение, 2004.

 

Наверное, каждый из вас хоть раз в своей жизни покупал товары с прилагавшейся к ним инструкцией. При этом прослеживается поразительная закономерность: чем проще и понятнее в эксплуатации вещь, тем заумнее и сложнее инструкция к ней. Но без инструкции в наш технический век никуда: не понятно, что куда подсоединять, как производить замену батареек, как добиться желаемого режима работы. Что-то подобное придумало и реализовало «Просвещение»: к существующему уже с 1990 г. учебнику «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса, написанного академиком РАО В.П.Максаковским, в дополнение выпущены рекомендации о том, как видит автор работу со своим учебником.
В нашем случае инструкция обновляется не так часто, как сам товар, — перед нами всего второе издание, в то время как учебник выдержал уже двенадцать изданий. Но это обстоятельство только подтверждает необходимость переработки методического пособия: ведь не имея свежего руководства по эксплуатации, пользователь не сможет с максимальной отдачей и полнотой работать с купленным ранее модифицированным устройством, даже может случайно повредить его. Конечно, неправильное применение учебника по мировой экономгеографии не приведет к угрозе здоровью его покупателя, но ответственность за достоверность и доступность информации, передаваемой посредством этой книги учащимся, весьма высока: не усвоив пройденный материал, вполне возможно вместо романтических Канар очутиться на побережье дикой Западной Сахары или купить вместо проверенной японской техники ее китайско-вьетнамский суррогат.
Пособие сработано ожидаемо удачно: много свежей статистики по разным отраслям мирового хозяйства, обновлены и дополнены списки литературы к темам, придуманы новые задания для лучшего усвоения материала. Для каждой темы имеются ключи к блоку добывания знаний и умений: предложенные в учебнике варианты заданий умело «препарируются», снабжаются комментариями, порой весьма любопытными, для них предлагаются оптимальные формы проверки и отображения результатов (в их число чаще всего входят таблицы, картосхемы, законченные формулировки выводов). В то же время следует покритиковать работу верстальщика и технического редактора за небрежности в их профессиональных областях. Во-первых, ни в одной таблице числовые показатели не выровнены по последнему знаку или по запятой, поэтому очень сложно их сравнивать, а ведь сравнение — один из главных методических приемов обучения. Во-вторых, откровенно неудачна компоновка некоторых таблиц, например на с. 197—198, где последние строки «отлетают» на следующую страницу. Очень тяжело по причине неверного форматирования читается таблица по федеративным государствам мира (с. 45—46). В-третьих, очень сложно пользоваться списками литературы, не расставленными по алфавиту. Найти нужную публикацию здесь, даже зная имя автора, можно далеко не сразу.
К сожалению, новое творение В.П. Максаковского не лишено недостатка, характерного для практически всей выходящей ныне методической литературы: в нем вы не найдете ответов на опубликованные вопросы и задания для самопроверки. Кто-то может возразить, что книга предназначена для учителя, а он, мол, сам сможет ответить на любой вопрос, тем более имея перед глазами текст учебника, в комплекте с которым это пособие вышло. Но стоит ли переоценивать нашего учителя? В пособии сотни вопросов и заданий, некоторые предусматривают несколько правильных (или «околоправильных») ответов, знать ответы на все из них невозможно никому из смертных, а оценка ответа ученика учителем требует четкости и недвусмысленности. А как, например, разгадать такую загадку (задание 32.4 к теме «Зарубежная Азия и Австралия): «Узнайте город — морской порт, расположенный в дельте двух больших рек, главный в стране центр по производству джута из местного сырья». Под эти условия подходят и индийская Колката (Калькутта) и столица Бангладеш Дакка. Какой из них имел в виду автор? Без напечатанных ответов можно только догадываться.
Отмеченные шероховатости несомненно будут исправлены автором и издательским коллективом при последующих переизданиях «инструкции по применению» учебника В.П.Максаковского по экономической и социальной географии мира. А в том, что эти переиздания последуют, мало кто сомневается.
Информацию о приобретении методического пособия «Экономическая и социальная география мира», а также других книг издательства «Просвещение» можно получить в самом издательстве (адрес: 127521, Москва, 3-й пр. Марьиной Рощи, 41; телефон:
789-30-40; адрес в Интернете: www.prosv.ru).

Д.В. ЗАЯЦ