Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2005

Итоги


Анкетирование читателей
«Географии»

В конце прошедшего 2004 г. состоялось анкетирование читателей газеты «География». Редакция издания благодарит всех читателей газеты, приславших свои анкеты. Ваше мнение, замечания, предложения окажут нам неоценимую помощь при формировании стратегии развития «Географии» на ближайшее время. Из всей массы анкет сотрудники редакции выбрали 30 наиболее полных и интересных. Читателям, которые их прислали (см. список ниже), будут высланы призы — книги «Уругвайский феномен» с автографом профессора К.А. Хачатурова, автора этой книги и спецномера по Уругваю (№ 47/2004):

Н.А. Будищева, г. Алдан, Респ. Саха (Якутия), учитель школы-центра гуманитарного и творческого развития.

А.Т. Вдовин, с. Малый Сурмет, Абдулинский р-н, Оренбургская обл., учитель Малосурметской СОШ.

Г.Л. Володько, г. Камень-на-Оби, Алтайский край, учитель гимназии № 5.

Р.С. Габбасова, пос. Уфимский, Хайбуллинский р-н, Респ. Башкортостан, учитель Уфимской СШ.

Л.А. Говорухина, пос. Степное, Советский р-н, Саратовская обл., учитель СОШ № 2.

Ф.Р. Губич, пос. Красногорьковский, Богучанский р-н, Красноярский край, учитель Красногорьковской СШ № 10.

Н.Н. Данилова, г. Выборг, Ленинградская обл., учитель СОШ № 37.

Н.Ф. Ефимов, хут. Войнов, Ростовская обл., учитель географии Войновской СОШ № 9.

Е.Н. Запольская, г. Мамадыш, Респ. Татарстан, учитель СШ № 4.

Н.Г. Исхнопуло, ст-ца Раевская, г. Новороссийск, Краснодарский край, учитель Раевской СОШ.

Г.П. Козлова, г. Воронеж, учитель СОШ № 30.

Т.В. Константинова, г. Калуга, старший преподаватель Калужского государственного педагогического университета.

Г.А. Кравец, г. Владивосток, учитель Всероссийского детского центра «Океан».

В.Н. Кузнецова, Сестрорецк, Курортный р-н г. Санкт-Петербурга, учитель ГОУ № 556.

О.В. Кузнецова, г. Мамадыш, Респ. Татарстан, учитель СШ № 4.

З.К. Марзоева, пос. Мизур, Респ. Северная Осетия, учитель Мизурской СШ.

М.А. Мартышкова, г. Холмск, Сахалинская обл., учитель СОШ № 6.

В.В. Михеев, с. Визинга, Сысольский р-н, Респ. Коми, учитель Визингской школы.

Г.Т. Низамутдинова, г. Кодинск, Красноярский край, учитель СШ № 3.

С.В. Новикова, г. Москва, учитель СШ № 315.

И.Г. Привезенцева, г. Москва, учитель СШ № 72.

С.Н. Раковский, г. Москва, профессор Московского педагогического государственного университета.

В.Е. Сениченко, г. Астрахань, студент Астраханского государственного университета.

Г.П. Субботин, с. Частые, Пермская обл., учитель Частинской СШ.

Е.В. Темирёва, г. Липецк, библиотекарь детской библиотеки-филиала № 24.

О.Г. Тобурчинова, с. Аскиз, Респ. Хакасия, учитель Калининской СОШ.

Т.М. Тютрина, с. Выдрино, Кабанский р-н, Респ. Бурятия, учитель Выдринской СШ.

М.Н. Украинцева, г. Канаш, Респ. Чувашия, СШ № 8.

Т.Л. Хлюпина, г. Кизел, Пермская обл., МОУ «Гимназия».

К.П. Яснопольская, г. Москва, учитель СШ № 87.

Как и следовало ожидать, большинство из приславших анкеты — женщины (около 80%), что красноречиво отражает сложившуюся в нашем образовании демографическую картину. Учителями назвались 83% опрошенных, этой группе значительно уступают преподаватели вузов (7%), единичные респонденты указали иные места работы. Более 93% участвовавших в анкетировании получают нашу газету по подписке дома, незначительное количество знакомятся с «Географией» в школьной библиотеке. Две трети респондентов оценивают качество газеты как хорошее, оставшаяся треть — как отличное. 98% опрошенных отметили, что «География» помогает сделать уроки более интересными для учителя и учеников. Почти все отметили полезность газеты для преподавания и профессионального роста. Около 30% ответивших нам читателей считают, что несмотря на ряд трудностей наше издание держит былой уровень, оставшиеся 70% уверены, что газета за последние годы стала лучше.
Около 60% наших читателей уже участвовали в проводимых газетой конкурсах. Многие из них горят желанием попробовать свои силы в новых конкурсных заданиях. Некоторые участники анкетирования предложили свои темы возможных в будущем конкурсов: «Формы и методы эффективного обучения географической карте» (Г.П.Субботин), «Лучшая научно-исследовательская работа учащихся» (А.Т.Вдовин), «Лучшее краткое описание наиболее примечательных памятников природы, а также исторических памятников» (Н.Ф.Ефимов), «Образ моей малой родины» (Г.А. Кравец), конкурс географических рисунков (Р.С.Габбасова). Редакция внимательно рассмотрит все предложения и постарается связаться с авторами самых интересных идей.
В числе материалов «Географии», которые наиболее часто находят применение на уроках, наши читатели назвали статистику по странам и отраслям хозяйства России, географические новости, спецномера «Образной карты», методические разработки «Я иду на урок», задания географических олимпиад, рубрики «Разминка», «Властелин колец», «Хрестоматия». Эти же темы и направления в содержании газеты указываются читателями в числе тех материалов, которые нравятся, которые интересно читать. К этому перечню при ответе на данный вопрос чаще всего добавлялись упоминания специальных номеров по странам, проблемных статей о состоянии географической среды, путевых очерков о путешествиях в разные районы земного шара. В ответе на вопрос, какие материалы «Географии» не интересны (только занимают место или даже раздражают), не было единодушия. У каждого респондента сложился свой индивидуальный список «лишних» материалов и тем. Наиболее часто в числе таковых указывались карточки библиографического каталога, их отсутствие в номерах этого года, надеемся, наши читатели уже заметили, и этот факт нельзя назвать случайностью.
В ответе на открытый вопрос, каких материалов «Географии» не хватает, читатели проявили фантазию и живой интерес. Вот только некоторые примеры ответов: «нужно больше методических материалов по вопросам современного образования (развивающее обучение, деятельностный подход в обучении, профилизация» (Т.Л.Хлюпина), «материалы о связях отраслей в межотраслевых производственных комплексах» (Г.Л.Володько), «хотелось бы ежегодно получать обзор изменений на политической карте мира (конфликты, переименования и др.)» (С.В.Новикова), «необходимо ввести рубрику «Календарь географических дат» (Т.В.Константинова), «нужны материалы по топонимике; описание, как можно сделать самодельные пособия по географии» (Н.Ф.Ефимов), «дефицитны статистические материалы по России и миру, рабочие карты по отдельным урокам, зачетные листы к урокам, раздаточный материал» (Г.Т.Низамутдинова), «материалы туристического и краеведческого характера» (Н.А.Будищева), «описания технологических процессов в экономике России» (Т.М.Тютрина), «надо обратить внимание на природоведение: там начинается география. Необходимы материалы по компьютерному географическому образованию, серьезный критический анализ современных мультимедийных курсов (согласитесь, что они сыроваты)» (Г.П. Субботин), «нужна оперативная информация о событиях в мире и стране, новые цифры и данные» (Н.Г.Исхнопуло), «больше информации о содержании уроков в 9-м классе» (З.К.Марзоева), «нужно отслеживание изменений, происходящих в мире и России» (М.А.Мартышкова), «нужно больше материалов о странах СНГ, аналитических статей об экономическом развитии России» (В.В.Михеев, Н.Ф.Ефимов).
Наши читатели донесли до редакции разнообразные пожелания, к каждому из которых мы отнесемся самым серьезным образом. «Географии» желали «здоровья, благополучия, творчества и удовлетворения в работе» (В.В. Михеев), «быть на шаг впереди ортодоксов от географии; новых, свежих идей, успехов во всех начинаниях» (Г.П.Субботин), «печатать больше материалов для уроков в старших классах» (Н.Г.Исхнопуло), «чаще делать выпуски «Образной карты» (А.Т.Вдовин), «не допускать публикации огромных статей, нагромождений таблиц» (С.Н.Раковский).
Подавляющая часть респондентов утвердительно ответила на вопросы с 19 по 21, то есть почти каждый ответивший на анкету показывает номера «Географии» своим ученикам и коллегам, рекомендует знакомым выписывать «Географию», обещает подписаться (или к тому времени уже подписался) на первое полугодие 2005 г. И наконец, около 90% участников анкетирования написали, что им нравится их работа (учеба). Что не может не радовать нас как членов профессионального сообщества географов.