Эксперимент:
авторское предложение |
Кто возьмется?
Программы и многие наши учебники обладают
известным недостатком: общие, теоретические
понятия (геосферы, комплексы и т.д.) изучаются
раньше, чем фактический материал — где что
находится. В результате отвлеченные понятия
повисают в воздухе, им не на что опереться. В
особенности это касается вводного курса (6-й
класс), созданного как будто нарочно для того,
чтобы отпугнуть школьников. Окончив 6-й класс,
ученик может рассказать, что такое литосфера и
гидросфера, а где есть какие горы и реки — не
знает.
Научным редактором «Географии», кандидатом
географических наук К.С. Лазаревичем написан
экспериментальный учебник для 6-го класса. В нем
изучение предмета начинается с того, что такое
географическая карта и как с ней нужно работать.
К этой теме ученики будут еще возвращаться в
других классах, здесь тема дана кратко, только в
необходимом объеме. Основная часть курса —
география России. Она изложена так, как в
предвоенные и первые послевоенные годы
преподавалась в 4-м классе география СССР — по
природным зонам. При этом рассказано не только о
природе России, но и о населении, о хозяйстве.
Некоторые понятия общей географии вводятся по
мере их упоминания в географии России (в
приводимом плане они выделены курсивом).
Завершается курс тем, что вводится понятие о
геосферах. Это нужно для того, чтобы сохранить
преемственность существующей программы
последующих классов по отношению к
предлагаемому курсу; в дальнейшем, если будет
перестроена программа всей школьной географии,
от геосфер, по крайней мере в 6-м классе, можно
будет отказаться.
Кто из учителей возьмется опробовать этот
новый курс на практике? Лучше всего было бы
начать эксперимент в ближайшем сентябре. Для
этого нужно, конечно, согласие администрации
школы. Если школа не обладает правом
экспериментировать с авторскими программами,
согласовать нужно будет и с местным отделом (департаментом)
образования.
По заявке учителей автор бесплатно высылает
экземпляр распечатки учебника и методического
пособия к нему. Может быть выслан и файл в
электронном виде. В некоторых уроках, если они
будут проходить в Москве, может принять участие
автор учебника.
Заявки направляйте, пожалуйста:
Константину Сергеевичу ЛАЗАРЕВИЧУ, Редакция
«Географии», ул. Киевская, д. 24, Москва, 121165.
Электронный адрес: geo@1september.ru;
в поле «Тема» указывайте: «ЛАЗАРЕВИЧУ».
Тел. для справок: (095) 249-34-10 (доб. 191).
План курса
Географическая карта
Форма и размеры Земли
Глобус
План
Условные знаки плана
Стороны горизонта. Азимут
Измерение расстояний
Компас
Масштаб
Съемка местности
Обобщение
Карта
Карта и план
Градусная сеть. Географические координаты
Движение Земли
Вращение Земли и измерение времени
Движение Земли вокруг Солнца
Формы земной поверхности
Земная кора. Рельеф
Высоты и их изображение на карте
Горы и равнины. Землетрясения
Материки и океаны
Россия
Общий обзор России
Погода и климат
Природные зоны
Природны зоны России
Северные моря и арктические пустыни
Ледники
Тундра
Богатства в недрах Земли
Тайга
Реки
Типы климатов
Смешанные леса
Степи
Почвы
Сухие степи и пустыни
Субтропики
Горы
Районы России
Европейская Россия
Кавказ
Урал
Сибирь
Дальний Восток
Вулканы
Муссоны
Оболочки Земли
Литосфера
Атмосфера
Гидросфера
Мировой океан
Поверхностные воды суши
Подземные воды
Биосфера
Природные ресурсы и охрана окружающей
среды |