У конфессиональной карты мира
|
Т.Т. Христов.
Религиозный туризм:
Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений. —
М.: Академия, 2003. — 288 с. |
Строго говоря, название рецензируемой книги
не совсем соответствует ее содержанию. Учебное
пособие посвящено гораздо более широкому кругу
проблем, нежели только религиозный туризм. В
пересчете на «условные страницы» о
туристических объектах как таковых, о подготовке
паломнических поездок, о структуре
туристических услуг и маршрутах написано не так
уж и много. Книгу стоило бы назвать более широко
— «География религий», ибо все необходимое для
такого несколько претенциозного названия в ней
присутствует.
В работе молодого московского автора Т. Христова
(прочувствуйте семантику фамилии!) мы увидим
основы вероучения и географию распространения
важнейших религий современного мира:
христианства, ислама, буддизма, индуизма,
сикхизма, даосизма, конфуцианства, синтоизма и
бахаизма. Большое место уделено характеристике
природных условий, господствующих в границах
различных религиозных ареалов. Грамотно и
довольно достоверно проводится численная
характеристика основных религиозных групп
современного мира. Быть может, усиление
туристическо-экскурсионного аспекта
продиктовано стремлением автора уложиться в
рамки специальности 230500 «Социально-культурный
сервис и туризм», но разве стоит заведомо
обеднять и ограничивать читателя,
интересующегося религиоведением или
конфессиональной географией? По своему
наполнению пособие вполне может быть
востребованным и в среде географов, и в кругах
историков. Его вполне можно рекомендовать для
использования в вузовском образовании по этим
специальностям.
На страницах книги можно найти ответы на вопросы:
как организовать поездку по местам религиозного
туризма, какие формальности надо соблюсти при
этом, какие проблемы могут встать на пути.
Подробно сообщается, где, что и когда можно
увидеть из достопримечательностей. Особое
внимание уделяется нравственной подготовке
потенциальных паломников, указывается, каким
критериям они должны соответствовать, какие
правила соблюдать. В заключительной главе
пособия на конкретных примерах (посещение святой
горы Афон, хадж в Мекку, поездки в Индию, Непал и
Тибет и др.) показываются варианты практической
организации многодневных зарубежных
паломнических поездок.
В аннотации к книге сказано, что ее текст
проиллюстрирован схемами, картами и
фотографиями. Это не совсем так: наполненность
издания графическими объектами существенно ниже
минимального порога, необходимого для такого
издания. Вполне можно было отыскать фотографии
многих объектов религиозного туризма, тем более,
что требования к их качеству, учитывая формат
книги, вполне умеренные. Не хватает пособию и
полноценного картографического материала. Его
до обидного мало, и ничего, кроме примерного
расположения туристических объектов на слепых и
малопонятных мелкомасштабных картах, отследить
не удается. Хотелось бы видеть схематические
планы отдельных ансамблей, структурные схемы
таких насыщенных объектами религиозного туризма
городов, как, например, Иерусалим, Рим, Мекка.
К слабым местам учебного пособия следует отнести
и методический аппарат. Текст насыщен множеством
специфических терминов, входящих в понятийный
круг той или иной религиозной школы. Их
толкование или не приводится вообще (что для
учебника странно), или выражено недостаточно
четко и рельефно. Да и нужно ли вообще
специалистам по туризму знать, что такое,
например, нирвикальпа-самадхи или датта
сампрадая? В работе Т.Христова вообще
угадывается излишний восточный крен:
неоправданно подробно рассматриваются многие
течения и практики индуизма и буддизма, в то
время как о религиозных символах христианства и
ислама следовало бы рассказать поподробнее.
Например, совсем ничего не сказано об объектах
религиозного туризма в шиитской зоне исламского
мира, а ведь паломничество в такие религиозные
центры, как Кербела, Эн-Наджаф или Кум весьма
значительно. Далее приводятся выдержки из книги
Т. Христова, повествующие об объектах туризма,
популярных у разных конфессий.
Д.В. ЗАЯЦ
|