Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №8/2005

География религий


Кирилло-Белозерский мужской монастырь

Монастырь расположен в городе Кириллов Вологодской обл. (Вологодская епархия). Это один из крупнейших по занимаемой территории монастырей России. Из его стен вышли выдающиеся представители русского монашества — Нил Сорский, Савватий Соловецкий и многие другие. В монастыре располагалась одна из наиболее значительных на Руси библиотек. Здесь имеется ряд святынь, которым приезжают поклониться паломники. Это мощи Кирилла Белозерского, крест, поставленный на месте первого поселения святого, и копия первой деревянной кельи преподобного Кирилла. Неподалеку от монастыря находится гора Маура. На месте, указанном Кириллу в видении Богородицей, построена деревянная часовня и водружен поклонный крест.

Сантьяго-де-Компостела

Этот город расположен на северо-западе Испании, в автономной области Галисия. Здесь покоятся мощи апостола Иакова и двух его сподвижников — святых Феодора и Афанасия. В наши дни паломники идут к алтарю католического собора, далее по ступеням к статуе святого Иакова и целуют складки мантии изваяния. Пилигримы в ознаменование завершения своего путешествия прикладываются к камню центральной колонны собора. За долгие годы поклонения в камне образовалась глубокая выемка.
В 1478 г. паломничество в Сантьяго-де-Компостелу было признано Римским папой таким же духовно значимым, как и паломничество в Рим. В средние века город наряду с Иерусалимом и Римом входил в число трех крупнейших центров католического паломничества. Паломники из Англии, Германии и северных районов Франции стекались в Париж. Оттуда они направлялись через Лимож к Тулузе. В Тулузу же стекались паломники из Лиона и Италии. На пути из Тулузы в Сантьяго к паломникам присоединялись католики Испании.

Медина

Паломничество в Медину обычно совмещают с паломничеством в Мекку. Между Меккой и Мединой 300 км, паломники преодолевают это расстояние на автомобиле или самолете. Главная мечеть в Медине меньше, чем мечеть в Мекке со знаменитой Каабой. В мединской мечети похоронен пророк Мухаммед. Рядом находится кладбище аль-Баки, на котором похоронены многие члены семьи и сподвижники пророка (дочь Фатима, внук Хасан, халиф Осман). В Медине паломники поднимаются на гору Джабал ал-Нур (Гору Света), чтобы посетить пещеру, где пророку было ниспослано видение, на гору Джабал ат-Таур, где он скрывался от жителей Мекки. Мечеть ат-Таква построена в честь приезда Мухаммеда в Медину (хиджры). Она интересна тем, что в ней два михраба — углубления, показывающих направления для молитвы. Один из них, как и во всех других мечетях, установлен в направлении Мекки, а второй указывает на Иерусалим — еще один священный для мусульман город.

Кайлас

Гора Кайлас (Кангринбоче, 6696 м) и озеро Манасаровар (Мапам-Юмцо, урез воды 4588 м) расположены в западном Тибете близко друг от друга. Кайлас — священная гора для представителей четырех религий: буддизма, индуизма, джайнизма и древней тибетской религии бон. Вокруг горы паломники следуют по внешнему и внутреннему кругам. На внутренний круг принято вступать, если паломник прошел по внешнему кругу не менее 12 раз. На внешнем круге находятся 4 буддийских монастыря, на внутреннем — 2.
Внешний круг представляет собой путь вокруг всей горы Кайлас длиной около 55 км. Он расположен на высоте 4800—5600 м. Тибетцы обходят гору спортивной ходьбой по внешнему кругу примерно за 30 часов. Они встают за три часа до рассвета, идут весь день и ложатся спать за полночь. Практикуется и обход Кайласа с простираниями, он занимает 1—2 недели. Паломники совершают простирание, вытягиваясь на земле в полный рост, выставляя перед собой сложенные ладони. Потом они встают, делают шаг к тому месту, где находились их ладони, и делают новое простирание. Для того чтобы не стереть руки во время простираний, паломники надевают на руки деревянные дощечки. Такое паломничество является испытанием даже для таких закаленных людей, как тибетцы. На ночлег паломников пускают в монастыри, им могут дать прибежище в палаточных лагерях. Для своего пропитания паломник несет в мешочке за спиной ячменную муку, которую он смешивает с водой для получения традиционного кушанья — цампы. Паломничество по внутреннему кругу гораздо сложнее из-за большой высоты над уровнем моря и повышенной лавиноопасности.

Т.Т. Христов.
Религиозный туризм. – М., 2003.