Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2005

Стихия


Новое сильнейшее землетрясение
в Юго-Восточной Азии

Е.А. РОГОЖИН
доктор геол.-мин. наук, профессор
Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН

Грандиозное цунами, вызванное сильнейшим землетрясением 26 декабря 2004 г. в Юго-Восточной Азии, унесло жизни сотен тысяч человек*. Этот сейсмический толчок, по данным разных сейсмологических служб, имел магнитуду (по шкале Рихтера) 9—9.5. Землетрясения такой энергии происходят на Земле редко, в среднем один раз в 100—150 лет. Только утихли страсти в средствах массовой информации, связанные с этой природной катастрофой, как новый сильный толчок практически в том же регионе вызвал разрушения и человеческие жертвы. На этот раз магнитуда сейсмического события оценивалась значением 8.5, а интенсивность сотрясений в эпицентральной зоне составила 10—10.5 баллов. Такие землетрясения на Земле происходят также довольно редко — примерно раз в 20—30 лет. Очаг главного толчка землетрясения при этом обычно имеет протяженность несколько сотен километров. Эпицентр землетрясения 28 марта 2005 г. располагался между островами Ниас и Симёлуэ, у западного побережья острова Суматра. Согласно распределению облака эпицентров повторных толчков (афтершоков), зарегистрированных мировой сетью сейсмических станций и, в частности, сейсмостанциями России (Геофизической службы РАН), длина очага составила 400—500 км (рис. 1). Очаг в плане имел овальную форму. Длинная ось овала была ориентирована в северо-западном направлении. В недрах плоскость подвижки в очаге прослеживается до глубины 30 км, то есть практически сечет всю верхнюю и среднюю части толщи земной коры.

Рис. 1. Сейсмичность в районе очага землетрясения 28 марта

Рис. 1.
Сейсмичность в районе очага землетрясения 28 марта

Белой звездой показан эпицентр главного толчка; эпицентры его афтершоков, по данным службы срочных донесений Геофизической службы РАН, — светлыми серыми кружками (3); темно-серыми кружками (1) показаны эпицентры землетрясений за период 1955—2004 гг., по данным Сейсмологического бюллетеня ГС РАН; черными кружками (2), по данным ССД, в 2005 г. — до землетрясения 28 марта

Это землетрясение унесло до двух тысяч жизней, главным образом на острове Ниас (рис. 2). Сильные разрушения зданий и сооружений произошли в Гунунгситоли на северном побережье острова. По сообщениям очевидцев, колебания здесь сбивали людей с ног. Трехметровое цунами обрушилось на берега острова Симёлуэ. Волна якобы разрушила строения и аэродром. Между тем трехметровые волны для Индийского океана вполне обычны во время сильных штормов и, как правило, не приводят к серьезным разрушениям и, тем более, к жертвам. Поэтому данная информация вызывает некоторое сомнение. Вероятно, это было не цунами, а так называемые сейши — волны, вызванные сейсмическими колебаниями в изолированных частях морей или закрытых водоемах.

Остров Ниас. Молодая жительница города Гунунгситоли, разрушенного землетрясением, спасает остатки домашней утвари

Остров Ниас.
Молодая жительница города Гунунгситоли,
разрушенного землетрясением,
спасает остатки домашней утвари

Фото Рейтер

Причиной нового мощного сейсмического толчка, так же как и землетрясения 26 декабря 2004 г., послужила разрядка накопленных напряжений в литосфере (верхней жесткой оболочке Земли) на границе Индийской литосферной плиты и Бирманской микроплиты. Скорость горизонтальных движений, зафиксированных в этом районе методами спутниковой геодезии, составляет около 6 см/год. Земная кора в ответ на эти движения деформируется и порождает землетрясения. В то же время возникает вопрос: не является ли землетрясение 28 марта 2005 г. сильнейшим афтершоком землетрясения 2004 г.? В самом деле, после всякого сильного землетрясения следует шлейф повторных толчков разной силы. В конце 2004 г. и в течение первых трех месяцев 2005 г. в восточной части Индийского океана произошло несколько тысяч повторных ударов умеренной силы, которые свидетельствовали о постепенной разрядке напряжений в области очага главного толчка. Обычно возникают и один-два сильных повторных удара, отличающихся от главного толчка на одно или половину значения магнитуды. В случае прошлогоднего землетрясения таких сейсмических событий зарегистрировано не было. То есть, согласно статистической оценке афтершокового процесса, наблюдался дефицит сильных повторных толчков.

Рис. 2. Положение эпицентра землетрясения 28 марта и наиболее пострадавших островов

Рис. 2.
Положение эпицентра землетрясения
28 марта и наиболее пострадавших островов

По данным ГС РАН

 

Эпицентр сильнейшего повторного толчка обычно располагается в пределах облака эпицентров афтершоков главного сейсмического события. В рассматриваемом случае это правило не было соблюдено: и эпицентр землетрясения 2005 г., и эпицентры его афтершоков разместились за пределами очага главного толчка 2004 г., к юго-востоку от него. Они как бы заполнили сейсмическую брешь между очагом прошлогоднего землетрясения, который располагался в основном к северо-западу, и очагами сильных землетрясений 1833 г. и 1861 г., которые лежали юго-восточнее (рис. 3). С этой точки зрения землетрясение 28 марта 2005 г. можно рассматривать как независимое сейсмическое событие, возникновение которого было только спровоцировано сильнейшим землетрясением 2004 г. Примеры таких парных землетрясений среди сейсмических катастроф прошлого довольно многочисленны. Мы знаем два сильных землетрясения (с магнитудой около 7), которые последовали одно за другим (с разрывом в 40 дней) в 1976 г. в Газли (Западный Узбекистан) практически в одной сейсмоактивной зоне. В северной Турции, в зоне Северо-Анатолийского сейсмоактивного разлома, парные толчки происходили очень часто. В частности, в 1999 г. вслед за Измитским катастрофическим землетрясением последовал второй сильный удар недалеко от Анкары.

Рис. 3. Эпицентр землетрясения 28 марта 2005 г. попал в «брешь» между очаговыми зонами сильнейших землетрясений, произошедших в 1861 г. и 2004 г.

Рис. 3.
Эпицентр землетрясения 28 марта 2005 г.
попал в «брешь» между очаговыми зонами
сильнейших землетрясений,
произошедших в 1861 г. и 2004 г.

Светлой звездочкой обозначен эпицентр землетряснения 26 декабря 2004 г.; темной — 28 марта 2005 г. Контурами выделены очаговые зоны землетрясений 1833, 1861 и 2004 гг.
Заимствовано с сайта NEIC

Интенсивность сотрясений в эпицентральной зоне землетрясения 2005 г. соответствует десяти или даже десяти с половиной баллам по двенадцатибалльной шкале. Это не могло не вызвать катастрофических нарушений природной среды в очаговой области Суматранского землетрясения 28 марта 2005 г. Сам очаг располагался под поверхностью океана и охватил весь материковый склон островной дуги на расстояние 150—200 км от берегов о. Суматра. Наибольшие сотрясения были зарегистрированы на поверхности суши на территории островов Ниас и Симёлуэ. Нарушения на дне океана увидеть, по-видимому, не удастся. Но гравитационные и вибрационные эффекты на поверхности островов наблюдаются повсеместно.

В отличие от 26 декабря 2004 г., при сейсмическом событии 2005 г. цунами либо не было вообще, либо оно носило очень скромные размеры. Возникает вопрос, почему волны цунами в первом случае были настолько велики и разрушительны, а во втором — практически не имели роковых последствий? Ведь на побережьях Тихого океана подводные землетрясения с магнитудой 8—8.5 не раз вызывали разрушительные цунами. Вероятно, возникновение волны цунами зависит не столько от магнитуды, сколько от глубины очага и от характера подвижки порождающего ее землетрясения. Если подвижка происходит по крутой плоскости, то деформации дна большие, и над возникающим подводным уступом образуется высокая волна на поверхности океана. Если же подвижка происходит по пологой плоскости разрыва, то смещение на дне невелико, а значит и на водной поверхности волна либо мала, либо не возникает вовсе. Вероятнее всего, в случае землетрясения 2004 г. подвижка в коре была связана с крутой плоскостью, а в 2005 г. — с пологой. Об этом могут говорить результаты специализированного изучения сейсмических записей (так называемое решение фокального механизма) и характер деформаций поверхности на суше. На космических фотоснимках в провинции Ачех на Суматре и на некоторых малых островах Зондской дуги было видно, что после землетрясения 26 декабря 2004 г. значительные участки суши необратимо опустились на 1—2 м и даже были кое-где покрыты тонким слоем воды. Это косвенное свидетельство в пользу крутого положения сейсмического разрыва, подвижка по которому вызвала землетрясение.

Проблема прогнозирования цунами, как мы видим из приведенного примера, в научном смысле не теряет своей актуальности. Ее практическое воплощение в жизнь также не является рутинной технической задачей. По-видимому, следует научиться отличать по сейсмической записи цунамиопасные землетрясения от неопасных, оснастить сейсмические станции региона определенными пакетами программ и средствами современной связи — тогда риск ущерба от цунами может быть сильно снижен. Однако в странах Индийского океана эти вопросы пока совершенно не разработаны. Поэтому остается высокой вероятность как ошибочных предсказаний цунами, так и неспособности предвидеть цунами при реальной угрозе возникновения волн-убийц.

Уроком новой сильной катастрофы в Юго-Восточной Азии является вывод о недопустимости легкомысленного отношения людей к силам природы. Только мировое сообщество начало говорить о создании системы предупреждения цунами в этом регионе, как выяснилось, что неправильный прогноз так же опасен, как и отсутствие прогноза. Ошибочный прогноз ведет к возникновению паники среди населения, которая, в свою очередь, может вызвать человеческие жертвы и материальные потери. Смягчение последствий крупных природных катастроф в океанах кроется в разработке новых научных подходов к выявлению их причин, оценке их реальной опасности. Затраты, необходимые для проведения фундаментальных исследований, с лихвой окупятся снижением риска для людей.

Работа выполнена при частичной
финансовой поддержке Российского фонда
фундаментальных исследований
(грант № 05-05-64170)


* См.: Е.А. Рогожин. Глобальная природная катастрофа в Индийском океане//География,
№ 2/2005, с. 8—13. На начало января число погибших оценивалось в 150 тысяч; дальнейшие подсчеты показали, что цифра 300 тысяч едва ли будет чрезмерной.