Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2005

Проектная деятельность


Вхождение в географию
через удобные двери

О методике преподавания вводного курса
географии в школе как описания путешествия
в форме проектной деятельности

Д.А. БРОДСКИЙ
педагог-психолог,
директор Московской независимой
общественной библиотеки
Е.В. БАТЕНКОВА
учитель, председатель регионального фонда
«Лик будущего»

Жизнь любого человека — это Большое путешествие, состоящее из ряда маленьких.
А путешествие — это всегда чья-то «история», развивающаяся во времени и пространстве. То есть любое путешествие можно представить вписанным в более широкий контекст мировой истории и географии.
Путешествие формально можно описать в форме маршрута, прочерченного на схематически изображенном пространстве — карте.

Цель

Мы хотим рассказать, как можно заинтересовать школьников предметом «география» с помощью инструмента, который поможет им:
— конструктивно корректировать стиль отношений с окружающими людьми в школе и дома;
— формировать творческий подход:
а) к своему опыту;
б) к краткосрочному или долговременному планированию ими своей жизни.

Статья опубликована при поддержке компании "Замки-Сервис", которая оказывает услуги по ремонту и замене замков и обслуживанию металлических дверей. Не можете попасть домой, потому что потеряли ключи или сломался замок, а, может, просто Вы решили поставить новую дверь и заменить замки на более современные и надежные? Обратитесь в "Замки-Сервис", и опытные высококвалифицированные мастера из компании выедут на Ваш вызов в любое время дня и ночи и помогут в решении возникшей проблемы. Специалисты осмотрят дверь и замковые механизмы и, в соответствии со сложившейся ситуацией и пожеланиями клиента, предложат варианты решения задачи: устранят неисправность в уже стоящем замке, укрепят его, установив броненакладки на действующие цилиндровые механизмы, или заменят старый замок на новый с низкой, повышенной или максимальной степенью секретности. С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, и их стоимостью можно ознакомиться на сайте zamki-c.ru.

Психологическое обоснование
Приближение материала к ученику

Большинство книг в жанре художественной, публицистической или научно-популярной литературы (повести, романы, рассказы, поэмы, репортажи, путевые зарисовки, комиксы, философские очерки и т.п.) представляют собой описание перемещения одного или нескольких героев в том или ином пространстве. Какие бы цели ни ставил перед собой автор произведения, он так или иначе отражает свой опыт и свои личные открытия на пути приобретения этого опыта, а это всегда очень интересно.

А теперь представьте себе, что учитель географии предлагает ученикам изучать довольно сухой, изобилующий условностями предмет «география» как путешествие любимого или интересного, то есть ментально близкого им, героя.

Как известно, человек склонен в художественном произведении, которое ему нравится, находить героя, с которым он себя частично или полностью идентифицирует.

На этом принципе (выбор ментально близкого героя) и построена предложенная нами методика освоения географии в 6-м классе средней школы.

Вот некоторые примеры книг, выбранных детьми для проекта.

Ученики «гимназического» класса выбирали героев-«воинов»: Короля Артура (Эндрю Лэнг. Легенды о короле Артуре), Тиля Уленшпигеля (Шарль де Костер. Тиль Уленшпигель; Озорной шут и умный плут Тиль Уленшпигель и его веселые приключения — немецкие сказки в пересказе Л. Яхнина), героев-путешественников — вымышленных (Жюль Верн. Вокруг света за 80 дней; В.А. Обручев. Земля Санникова) и реальных: (Афанасий Никитин. Хождение за три моря).

В коррекционном классе выбирали главным образом те книги, в которых так или иначе рассматриваются прежде всего отношения между людьми: А. Линдгрен. Пеппи Длинныйчулок, Расмус-бродяга; Джеймс Олдридж. Удивительный монгол; Льюис Кэрролл. Алиса в стране чудес; Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей, Маленький принц.

В разных детских группах присутствует разное восприятие пространства: «гимназисты» стремятся освоить его, расширить его границы (экспансия). Безусловно, «их» герои осуществляют это, борясь с трудностями, преодолевая страх неизвестности, разного рода препятствия. Но эти препятствия, как правило, связаны с территорией, чем-то очень конкретным, осязаемым. Дети же, у которых психологи обнаружили значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми, включая их собственных родителей, выбирали тех героев, которые перемещались, как правило, в воображаемом пространстве, в пространстве образов, переживаний, отношений с другими людьми или животными.

Таким образом, выбор героя в указанных группах оказался обусловлен различной установкой на удовлетворение той или иной доминирующей потребности — будь то потребность значимости (у большого числа учащихся гимназического класса) или потребность гармоничного совместного существования (у детей коррекционного класса).

Путь постижения географии по данной методике начинается с описания больших или малых путешествий героев художественной литературы. Такая форма приобщения учеников к изучению географии позволяет преодолеть отчуждение в нескольких плоскостях взаимодействия со школой и семьей. Дети получают возможность на своем опыте увидеть, каким образом учебный предмет может быть применим к их жизни, и лучше понять себя через знания, почерпнутые из мира культуры (книги, кино и т.д.).

Более того, для многих учеников откроется понимание того, что география — это универсальная научная методика для описания размещения, изменения и перемещения любого специфического (от вируса до всего Человечества) объекта на Земном шаре.

Через сопереживание герою ученик как бы сам проделывает путешествие, описанное автором произведения. Учитель же использует эту непосредственную склонность подростка в пропедевтических целях.

Приближение ученика к языку
научных понятий различных областей знания

Учитель предлагает ученику описать, изобразить путешествие любимого им героя, но только с помощью терминов и условных обозначений, используемых в географии. Необходимо использовать учебник географии, справочную литературу, различные технические возможности. Опыт показал, что в данном случае язык географии — термины и понятия — усваивается учащимися легко и быстро.

Описание путешествия героя должно быть сделано на едином для всего человечества языке — языке географии, чтобы его рассказ был понятен всем на Земле.

Стимулирование творческого отношения к жизни

Описываемая здесь методика дает путь к формированию у учащихся творческого отношения к жизни, к совершению открытий. Каждому ученику предстоит описание открытий, которые он сделал во время чтения книги.

Под открытиями мы понимаем обнаружение в выбранной учеником книге новизны любого уровня эвристичности — от познания факта из любой области знания, до уразумения «истины» для себя. Такая широта ожиданий дает ученику установку для беспредельного творчества в узких рамках учебного задания, создает доверительную и творческую атмосферу в классе между учениками и учителем и стимулирует интерес учеников друг к другу.

Эти открытия мы бы разделили на три группы.

Первая группа — это те открытия, которые сделал герой или кто-нибудь из персонажей произведения.

Например:

Впервые поднявшись в небо ночью на самолете, герой увидел землю, сверкающую огнями. Он летел над Аргентиной и думал о том, что мечтал взлететь над землей, чтобы еще сильнее ее полюбить, полюбить людей, которые живут там, внизу, и, может быть, мечтают о звездах и путешествиях...

(Из работы шестиклассницы Нины В.
по книге А. де Сент-Экзюпери «Планета людей»)

В этой книге герой — дикий конь. Но не только он. Еще его подруга из рода английских пони и двое детей — мальчик из Монголии и девочка из Англии. Но я думаю, что есть еще автор, который все это и описал, — вот его открытие мне хотелось бы отметить особенно. Оно мне самому очень близко: даже если мы используем животных в научных исследованиях, мы не должны забывать, что они — живые существа, очень похожие на нас, и без нашей помощи они вряд ли выживут на земле.

(Из работы шестиклассника Юры Г.
по книге Дж. Олдриджа «Удивительный монгол»)

Вторая группа — это те открытия, которые сделал ученик сам для себя на «маршруте» прочтения данного произведения.

Например:

В самом начале повествования герой утверждает: «Земля помогает нам понять самих себя, как не помогут никакие книги. Ибо земля нам сопротивляется. Человек познает себя в борьбе с препятствиями». Никогда не думала о том, что планета Земля так тесно связана с каждым из людей, живущих на ней!

(Из работы Нины В.)

В повести описывается удивительная история! Из Монголии в Англию в научных целях отправили дикого коня, а он оттуда бежал и, проделав огромный путь, вернулся в родные края. С Британских островов на Европейский континент, затем через полторы части света — вот его маршрут. Трудно поверить. Но ученые утверждают, что обнаружили такое свойство — возвращаться к себе домой — у многих животных. Я тоже этому верю. Потому что невозможно забыть место, где ты родился. Я, например, родился далеко от Москвы, на Кавказе, но мы не можем пока вернуться туда — там война. Но я точно знаю, что вернусь домой, никто не сможет мне помешать.

(Из работы Юры Г.)

Третья группа — это те открытия, которые сделал ученик при прочтении данного произведения и которые, как он считает, не сделал никто до него (то есть — первооткрытия).

Например:

В «Планете людей» Антуана де Сент-Экзюпери в главе «Оазис»
я прочла: «Отдаленность измеряется не расстоянием. За оградой какого-нибудь сада порою скрывается больше тайн, чем за Китайской стеной, и молчание ограждает душу маленькой девочки надежнее, чем бескрайние пески Сахары ограждают одинокий оазис». До этого я не понимала, что такое оазис. Но для того, чтобы это понять, совсем не обязательно ехать в Сахару или какую-нибудь другую пустыню! Теперь я знаю о нем все! Я не только могу показать и узнать его на любой географической карте. Я знаю, что он может стать спасением для человека, который уже отчаялся выйти из пустыни. Я обязательно побываю в Сахаре! Отдаленность измеряется пониманием.

(Из работы Нины В.)

Это высказывание стало поводом для размышления вместе с учащимися о различиях топографического пространства и психологического пространства.

«Животные, так же как и люди, очень любят свободу».

(Из работы Юры Г.)

Это наблюдение, кажущееся его автору «первооткрытием», несомненно, вызвало небольшую дискуссию. Вместе с детьми мы смогли обозначить принципиальные различия между животными и людьми, в частности, в способности последних понимать, что такое «свобода воли» и «нравственный выбор».

Приближение учеников друг к другу и к членам семьи

При работе ученика над первым в его жизни географическим проектом мы не ограничиваем его составом компаньонов виртуального путешествия. Участниками проекта могут быть одноклассники, друзья и родственники ученика.

По правилам можно было объединиться в небольшие группы (до трех человек). Это очень активно использовалось детьми! Конечно, были и одиночки, был случай, когда с одним мальчиком никто не хотел вместе работать. Пришлось подключать маму, но это оказалось неэффективно — мама была очень занята, и мальчик отказался от проекта. Как он сам потом признался, ему было сначала неинтересно, и он решил понаблюдать за ситуацией — как все будет получаться у других. Когда же он увидел, что одноклассники увлеченно обсуждают детали своих проектов, собираются у кого-нибудь дома по выходным, он изменил мнение, но было уже поздно что-либо предпринимать, и он решил готовиться к обычному зачету (сдал его на «4»). В некоторых случаях активно участвовали в работе над проектами своих детей их родители, бабушки и дедушки. Например, ученица 6 «А» класса защитила проект по роману Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней» вместе со своим дедушкой. Они сделали карту путешествия героя на тонкой бумаге, с обожженными краями — как будто она где-то пролежала много-много лет.

Мы наблюдали за тем, как дети учились взаимодействовать друг с другом, распределять обязанности, доверять друг другу и брать на себя ответственность за общее дело. Это хороший опыт по созданию дружеской атмосферы в классе.

Папа одного ученика модернизировал школьный компьютер, чтобы его сын смог осуществить в классе электронную презентацию проекта.

Какие задачи мы при этом решаем?

А. Разрушаем стереотип своеобразной школьной робинзонады — переживания определенного психологического одиночества при постижении учащимся школьных предметов.

Б. Предлагаем метод кооперативного обучения.

В. Пробуем противопоставить социально-функциональной разрозненности членов семьи ученика радость сотрудничества и чувство преемственности поколений в процессе познания мира.

Так укрепляется чувство товарищества и взаимопомощи в классе, усиливается эмоциональная близость между подростком-учеником и его родственниками в семье.

Запомнился рассказ одной ученицы, как они собирались дома попеременно то у одной, то у другой участницы совместного проекта. В перерыве они готовили себе чай, но однажды забыли о том, что включили в кухне чайник, — увлекшись работой...Чайник сгорел, и, чтобы восполнить потери семейного бюджета, подружки в течение двух месяцев копили деньги, чтобы купить новый. И мужественно выполнили это, не говоря уже о том, что отлично защитили проект! Мама «пострадавшей хозяйки» сказала мне, что очень довольна тем, как ее дочь воспитывала в себе силу воли, отказываясь от «вкусненького», чтобы накопить деньги на чайник.

Алгоритм и методика работы
Краткое описание проектных уровней
в их последовательности

Представим последовательность учебного процесса по предложенной методике:

Первый проект — описание путешествия по маршруту художественного произведения (подробное описание этого уровня — ниже).

Второй проект — описание путешествия по маршруту публицистического или научно-популярного произведения.

Второй проект нацелен на то, чтобы дать возможность ученикам познакомиться с реальными путешествиями географов — первооткрывателей, миссионеров, ученых-исследователей той или иной специализации и т.д.

Третий проект — описание маршрута собственного путешествия. Скорее всего этот проект может быть осуществлен во время каникул (зимних, весенних или летних). Можно отправиться в путешествие — уже настоящее — вместе с одноклассниками, учителями, родителями или с группой друзей.

Возможны и четвертый, и пятый проекты. Но они, вероятно, будут осуществляться нашими учениками уже по собственной инициативе и вне нашей с вами компетенции, например в научно-познавательных факультативах и кружках.

Например:

Четвертый проект — описание научно-специализированного путешествия.

Подростки в конце младшей и в средней школе начинают заниматься в кружках при научных и культурных учреждениях. Вместе со своими руководителями они принимают участие в различных (археологических, биологических, фенологических, геологических, историко-краеведческих, этнографических, природоохранных и других) экспедициях.
Там они всегда, самостоятельно или по согласованию с руководителями или учителями-предметниками, могут взять на себя работу по составлению топографического плана соответствующей местности и разместить на нем интересующие ученых или их самих объекты. Они же могут «привязать» свои работы к соответствующим тематическим географическим картам.

Пятый проект — географическое (региональное или глобальное) описание размещения, перемещения или изменения объектов в пространстве Земного шара.

Маршруты и фронт перемещения млекопитающих при всплеске их популяционной численности, распространение той или иной религии в какой-либо стране или вообще на Земле, распространение независимой (неподцензурной) печати в некоем государстве по мере освобождения общества от тотального контроля, распространение пустот в литосфере по мере эксплуатации месторождений нефти и т.п.

Рассмотрим работу на примере первого проекта (по опыту работы в 199-й московской школе). От ученика требуется привязать путешествие героя к существующему картографическому описанию соответствующего участка поверхности Земного шара. На защите своего проекта ученики должны представить топографический план и географическую карту.

Первый проект предусматривает:

А. Представление учителем (на выбор) задания с использованием рекомендованной и другой литературы из школьной (или какой-либо иной) библиотеки с указанием срока его выполнения.

Б. Составление списка учеников с указанием произведений, взятых ими для подготовки проекта.

В. Консультирование (в оставшееся от урока время) учеников по вопросам, касающимся подготовки проекта. (Эти консультации создают стимул того, чтобы ученики сами способствовали динамичному и точному выполнению учителем своей работы на уроке — в частности, соблюдая дисциплину.)

Г. Слушание проектов, подготовленных учениками к концу зачетного периода.

Ученики, которые не приняли путь проектной деятельности в качестве основной учебной формы на уроках географии, могли отчитаться в своих знаниях перед учителем на текущих уроках или в конце четверти в форме традиционного зачета.

(Вариант. Ученик, который подготовил свой проект, может рассчитывать на оценку, способную повысить общую оценку за четверть на 1 или 2 балла — при пятибалльной шкале).

Очень важно в самом начале работы над проектом разработать с детьми план действий. Вот один из вариантов такого плана.

1. Срок исполнения проекта — предпоследняя неделя II четверти, т.е. конец первого полугодия.

2. Учащиеся вправе сами решить, будут ли они публично защищать проект, просто сдадут его учителю для проверки или вообще откажутся от проектной деятельности как формы работы и будут учиться в обычном режиме.

3. На выбор книги выделяется не больше 10 дней. После этого избранный самими учениками координатор проекта должен составить список выбранных каждым учеником книг и сдать его учителю.

4. Через месяц нужно отчитаться координатору проекта о прочтении книги и подтвердить окончательный ее выбор.

Практически вся I четверть ушла на выбор книги и ее прочтение. К этому времени ученики познакомились с важнейшими понятиями и терминами предмета «география», научились составлять планы и работать с компасом и планшетом. Ко II четверти у них появился живой интерес ко всему этому, потому что нужно было приступать к осуществлению проекта.

5. В начале II четверти ученики должны составить план местности, по которой перемещался герой, с указанием направления движения, с использованием условных обозначений и применением масштаба.

6. С середины ноября начнется заключительный этап проекта «География как путешествие». Ниже приводятся основные «технические задания» к выполняемой работе.

Слагаемые работы
на заключительном этапе проекта

I. Определить пространство, в котором происходят события, выполнить отдельно его мелкомасштабное изображение (континент = материк).

Как правило, эту часть картографической работы дети выполняли охотно и без проблем — под рукой ведь всегда были атласы и карты. После того как они определялись с материком, на котором происходили события книги, оставалось скопировать его, — здесь, безусловно, пригодился опыт работы с контурными картами на уроках истории (в нашей школе на истории с контурными картами работают всерьез). Далее, изменяя масштаб, учащиеся изображали страну (или несколько стран), где разворачивалось путешествие героя.

II. Выбрать тот участок, который вам интересен более всего (часть континента, город, поселок, река, море и т.д.), и сделать его крупномасштабное изображение.

На этом этапе картографической работы учащиеся определялись с выбором географического образа той территории, на которой происходило развитие действия. Например, в случае с героем «Планеты людей» Сент-Экзюпери, автор проекта изобразила побережье Аргентины с высоты птичьего полета — то место, над которым, по ее мнению, и поднялся впервые в ночное небо герой произведения.
Автор проекта по книге «Пеппи Длинныйчулок» выбрала отрывок, в котором герои отправляются на экскурсию за город. Это был план путешествия: «Сначала ребята шли по шоссе. Затем свернули на луг. За лугом среди берез и кустов орешника вилась манящая тропинка. Так не спеша они дошли до изгороди, за которой виднелась еще более привлекательная лужайка. <...> Анника предложила расположиться у большого плоского камня. <...> Ребята пошли дальше и вскоре увидели довольно высокий холм, на который они без труда взобрались. На вершине его была небольшая площадка, похожая на террасу, словно специально сделанная. Там они и решили остаться». Этот отрывок был использован шестиклассницей для изображения плана местности.
Моделируя вымышленные местности, учащиеся вынуждены были обращаться к реальным местностям-прототипам и волей-неволей осваивали навыки ориентирования и основы глазомерной съемки. Надо признаться, это было для них самым трудным во всей картографической работе — даже сложнее, чем освоение навыка изображения градусной сетки. Выбор масштаба изображения также представлял значительные трудности. По оценкам самих исполнителей проекта, на этот этап ушло времени больше, чем на все остальное.

III. На карте маршрута героя должны быть показаны:

— масштаб;

— азимут движения героя от объекта к объекту, на предметы;

— градусная сетка;

— рельеф местности, характер ландшафта;

— культурно-исторические объекты;

— условные обозначения.

Правильное применение масштаба оказалось для большинства учащихся довольно сложной проблемой — одинаково сложной и для тех, кто придавал этому важное значение, и для тех, кто пытался «проскочить» это трудное место, вполне удовлетворяясь понятием «относительности» пространства и времени. Правда, испытанные при этом трудности с лихвой восполнялись широким выбором культурно-исторических объектов и придумыванием условных обозначений, хотя, безусловно, и здесь детям приходилось придерживаться общепринятых норм в изображении географических объектов. В общем, это был «этап сильных компромиссов», чтобы оправдать выход на финишную прямую.

IV. Карта маршрута героя должна сопровождаться коротким письменным сообщением о том, какое открытие совершил герой на своем пути и почему оно так важно для автора проекта.

(Примеры см. выше, в разделе «Стимулирование творческого отношения к жизни».)

Защита проектов проходила в открытом режиме: были приглашены родители, учителя, учащиеся других классов. Нас поразило многообразие форм исполнения проекта: от скромно выполненных карт на обычных тетрадных листах до ПРЕЗЕНТАЦИЙ, выполненных на высоком техническом уровне и продемонстрированных на специальном электронном оборудовании.

Проектная форма работы пришлась по вкусу учащимся 6-х классов, и во втором полугодии состоялась защита аналогичных проектов уже по истории.

Завершение годичного цикла

В конце учебного года, для закрепления интереса к предмету, целесообразно провести обобщающий урок-семинар, на котором предложить ученикам обсудить — в свете полученных знаний — некоторые вопросы (приведем лишь несколько вопросов и вариантов ответов на них, прозвучавших на заключительных уроках):

Что представляет для вас география?

— География стала моей надежной подружкой, которая будет теперь всегда рядом со мной во всех путешествиях.
— Это нить Ариадны, которая поможет нам не потеряться на Земном шаре и найти то, чего недостает в жизни.
Были высказаны и не по возрасту зрелые определения. Так Виктор С. высказался в том духе, что «география — это очень сложный научный метод описания оболочек планеты Земля, позволяющий следить за всеми изменениями на ней».

Чем отличается география от других областей знания?

— География напоминает «матрешку» — сколько бы ни открывал частей, не знаешь, сколько еще таится внутри неизвестного.
— Только с помощью языка географии можно описать историю Земного шара и населяющих его народов.

Какие процессы Вы бы описали с применением языка географии?

Запомнился один ответ:
— Хорошо бы описать с помощью тематической карты распространение среди людей по Земле представления о том, что мы — люди — «все одной крови».

Что, по-вашему, еще никогда не описывалось с помощью языка географии, но вполне поддалось бы такому описанию?

— Мне кажется, еще никто не проследил распространение СПИДа по территории России.
— Никто еще не додумался проследить увеличение количества помоек вокруг Москвы и размеров мусорных куч. Ведь столько мусора стали выбрасывать, а куда он попадает — я не знаю.

Что бы вам хотелось описать с помощью языка географии?

— Любопытно узнать, увеличивается ли количество разных животных (птиц, рыб, зверей, насекомых и т.п.) в Москве или уменьшается, и как это все распределяется по ее территории.
— Как распространяются болезнетворные микробы на планете Земля? Увеличивается или уменьшается их количество, и где они накапливаются в большей степени?


Уже закончив работу над статьей, мы познакомились с автобиографией поэта и переводчика Самуила Яковлевича Маршака (С.Я. Маршак. Страницы воспоминаний. — М.: Советский писатель, 1961. — С. 108). В книге есть сюжет, прямо относящийся к идее предложенной методики.

Маршак пишет о своем любимом учителе гимназии Владимире Ивановиче Теплых — преподавателе греческого и латыни. Так вот — этот замечательный человек за один урок географии, в течение которого он заменял заболевшего учителя-предметника, произвел «переворот» в головах многих учеников. Он просто... рассказал о своем путешествии в Японию. «Мы читали книжки о дальних плаваниях, но впервые видели перед собой человека, который сам пересек на корабле синие пространства, занимавшие столько места на нашей карте. Незадолго перед тем я и Костя Зуюс, не отрываясь, прочли «Фрегат «Паллада» Гончарова и даже проследили по карте (выделено нами. — Авт.) весь путь этого корабля. И вот теперь Владимир Иванович так приблизил к нам все, о чем мы узнали из книги, словно подал надежду, что и нам доведется когда-нибудь постранствовать по белу свету».

Этот отрывок — лучшее свидетельство в пользу предложенной нами методики.