Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2005

Идеология желанной географии


Наша Саудовская Аравия

Обзор работ, поступивших на первый тур конкурса «Страноведческий учебник»

Методика и содержание

С.В. РОГАЧЕВ

Участникам первого тура конкурса всем — всем без исключения — должен сказать: «Очень хорошо!» Вот что значит: географ берется за географию! (Не за «комплексы», не за «экологию», не за природоведческую прикладную физику, не за пропагандистские «глобальные проблемы», не за отраслевую технологию, а за настоящую географию.) Когда географ работает в рамках своего предмета, занимается своим делом — изучает и описывает территорию, он всегда великолепен. Давайте продолжать работать и сделаем наконец географию в школе географией. Не придумано еще лучшего способа жизни — ни для людей, ни для школьного предмета — чем быть самим собой.

Заголовок, введение и предваряющий вопрос

Какие идеи преобладали?

Заманить ум парадоксом, загадкой, исходящей от страны

Скудость земли — экономическое процветание.

Традиционность (консерватизм) общества — суперсовременные технические системы
(А.Ю. Трифонов).

Здесь нет постоянных рек, но отсюда течет, растекаясь по всему миру, мощная нефтяная «река»...

Сюда ежегодно приезжают более двух миллионов иностранцев, но это не туристы...
(Л.В. Бикбова).

Залив и море одного океана по краям океана... пустыни (А.Л. Миллер). А вскоре за этим заголовком следует вопрос: «Какое море и какой океан подразумеваются в названии параграфа?» И сразу, если догадка не пришла, — желание (можете называть это модным казенным словом «мотивация», но это именно желание) посмотреть на карту; значит, уже учебник заработал: автор мастерским словом вызвал познавательное действие учеников.

Поразить необычным, не вписывающимся в рамки нашего современного миропонимания

Теократическая монархия, где Коран и Сунна являются конституцией страны (О.З. Лысенко).

В Мекку и Медину запрещен въезд немусульманам.

Здесь годы летят быстрее наших (используется лунный календарь).

Нет ни парламента, ни партий. Правящая династия насчитывает до 7 тыс. принцев, занимающих ключевые посты в государстве (М.Н. Иус).

Не правда ли, отдает немного сказкой и рождается желание читать дальше, узнать и быль?

Привлечь значимостью

П.И. Лунев обращает внимание на то, что Саудовская Аравия занимает боRльшую часть САМОГО БОЛЬШОГО ПОЛУОСТРОВА МИРА. Казалось бы, что в этом? А убиваются два зайца: ученики не просто начинают смутно догадываться, что Саудовская Аравия — это нечто значимое, но и повторяют знания о материках, получают импульс к тому, чтобы взглянуть на карту и убедиться: не ошибся ли П.И. Лунев и неужели знаменитый Индостан — не больше. А если автор не ошибся, то и вправду полуостров и страна сто'ят того, чтобы их рассмотреть.

Е.А. Горбачева сразу поворачивает учеников лицом к изучаемому предмету, напоминая, что мусульмане всего света во время молитвы обращаются ЛИЦОМ К МЕККЕ, миллионы мусульман с разных континентов стремятся хотя бы раз в жизни попасть в Мекку.

Н.В. Малышева усиливает впечатление, добавляя в него еще и привкус парадокса. Саудовская Аравия в ее версии заголовка — это настоящая и энергетическая Мекка мира. Здесь слово «Мекка» начинает работать в своем прямом и переносном значении. И это не только красивый и выразительно емкий страноведческий штрих, но и хороший общеразвивающий ход.

Апелляция к органам чувств

На днях, открывая День учителя географии, руководитель нашего издательского дома А.С. Соловейчик рассказывал учителям о своем переживании пустыни, когда он увидел (ощутил) ее первый раз. «Я хотел бы подобрать слова, чтобы выразить это, но в итоге могу сказать лишь, что пустыня — это...» — «...пустыня», — выдохнул в ответ большой зеркальный зал Дома учителя. Как объяснить пустыню детям?

Наши авторы нашли свои изящные пути.

Ю.М. Индюков вводит юного читателя в тему через зрительный образ природы Саудовской Аравии, предлагая вспомнить кадры из фильмов «Белое солнце пустыни», «Кин-дза-дза» и «Дюна» (наверное, появятся и другие «аридные» фильмы): песок, барханы, колющий и поющий ветер, блеклая земля и ярко-голубое небо... (Смотрели ли эти фильмы современные дети? Но не эти — так другие).

А.Ю. Трифонов нагнетает цвет, не забывая при этом о геополитике и идее развития: Черный камень и черное золото, которые изменили мир.

Подобные авторские приемы мы встретим и ниже, разбирая блок дополнительного материала.

Увлечь динамичностью, исторической стремительностью перемен

Многие авторы (более трети) построили интригу на том, что, мол, еще несколько десятилетий назад Саудовская Аравия ходила в наименее развитых странах, а вот ныне — поди ж ты... Затем, естественно, задается вопрос, почему так случилось, и тут же находится подобающий нефтяной ответ. Путь тоже очень хороший, но, на мой взгляд, чуть менее действенный, чем предыдущие. Это наше поколение помнит еще бедуинскую Аравию, тот «затерянный мир». Это мы еще помним 73-й год и телевизионные репортажи из многокилометровых очередей к американским бензоколонкам, помним, как сказочно множилось «на пустом месте» богатство Персидского залива. Для большинства же школьников это картины ирреальные (как Соломон и царица Савская), поэтому могут оказаться не очень-то побуждающими к познанию. Стоит ли, выстраивая параграф для нынешних школьников, отталкиваться от середины XX века?

К тому же такой, «исторический», путь изложения заведомо скомпрометирован в сознании детей, каждому из которых по много раз в жизни приходилось слышать: «А я тебя еще вот таким помню, а теперь ты вон какой вымахал».

«Оглавление»

Это, на мой взгляд, наименее удачный тип заголовка или позиций вводного текста. Все, что строится на перечислении, для учения малоэффективно. Вот примеры:

Нефть и хаджж — две главные отличительные черты страны.

Страна пустынь, нефти и мечетей.

Нефть, песок и родина пророка.

Это к тому же неэкономно. Ведь на этом же развороте все эти позиции будут повторены в названиях или в содержании трех разделов.

Многие участники конкурса жалуются, что им дается маловато места, хотелось бы разойтись на большем количестве страниц. Этого нельзя, это учебник. Но можно экономно и рационально, избегая повторов, изящно и с приятностью для себя самого и для будущих пользователей изложить главное, да еще заставить думать. Как включить мышление учеников на бумажном пространстве «заголовок—введение—предваряющий вопрос»? Это с блеском удалось только одному участнику — из Нижнего Тагила:

Пробуждение проблемного мышления

Обладание четвертью мировых запасов нефти — залог процветания и благополучия или серьезные социально-экономические проблемы? (М.Н. Иус). Браво, Марина Николаевна; только бы «повертеть» потом эту проблемную идею в тексте.

Какие сюжеты предлагались
в основных блоках текста

В отборе содержания авторы оказались почти единодушными. Безраздельно господствуют три сюжета: «Пустыня», «Ислам» и «Нефть», причем два последних присутствуют почти в 100% работ. Некоторые авторы выделили особый «общественно-государственный» сюжет («Режим»), заострив внимание на причудах жизни в Саудовской Аравии. В нескольких разработках особым разделом выделился сюжет «Иммигранты». Не все смогли выбрать достаточно яркие, запоминающиеся заголовки для трех разделов. И хотя писали о нефти, раздел назвали маскировочно: «Хозяйство». И хотя интересно рассказывали о пустыне, закамуфлировали свой рассказ незатейливым заголовочком: «Природа». Так мы потеряли несколько квадратных сантиметров нашей учебниковой «территории», так без толку свалили на целлюлозу несколько деревьев, так перевели несколько тысяч учебных часов: ведь в те же секунды миллионы детей могли бы читать какие-то более выразительные, врезающиеся в память или въедающиеся в душу слова.

Пустыня +

Варианты заголовков, заостряющих внимание: «Океан пустыни», «Опаленные солнцем», «Дети пустыни». Самый выразительный и географически обоснованный вариант, пожалуй, у М.В. Бахтаровой — «Азиатская Сахара» (ведь Аравийская плита — «отломившаяся» часть Африки).

Многие авторы дали впечатляющие образы пустынь Аравии, нашли красивые, яркие примеры, врезающиеся в память и стимулирующие дальнейшее познание.

Тихама, — отмечает Н.Ф. Ефимов, — самое жаркое и душное место на земле: в течение года с поверхности моря испаряется слой 3,5 м. Влажность воздуха так высока, — вторит Л.В. Бикбова из Междуреченска Кемеровской обл., — что вывешенный на солнце мокрый платок долго не высыхает. Тихама, — подтверждает, С.Д. Аленина, — означает «жаркая страна», а Руб-эль-Хали — «пустая четверть» или «пустая земля». (Уместное использование говорящих топонимов вообще характерно для нашего авторского корпуса.)

Особо следует отметить, что почти никто не ограничился характеристикой «голой» природы. Эра бесчеловечной физгеографии, кажется, уходит. И пустыню наши авторы рассматривают как среду развития традиционного хозяйства: верблюд — кочевое скотоводство — бедуины; финиковая пальма — жизнь оазисов. Многие очень удачно связали с природной средой и традиционную одежду арабов. Правда, мало кто внятно объяснил, почему в пустыне надо было кочевать (для нас это само собой разумеется, а детям — стоит проговорить или побудить их к догадке).

Ислам +

Родина ислама. Святыни ислама (описание Запретной мечети в Мекке). Хаджж (описание ритуалов паломничества). Ваххабиты.

Здесь у большинства написано интересно и четко. Есть один общий недостаток: никто даже не попытался хоть как-то подойти к вопросу, почему именно здесь зародилась третья мировая религия.

Нефть +

Простейшие варианты:

Дали хронологию: в таком-то году открыта, в таком-то добыта, в таком-то национализирована, в таком-то то-то.

Дали цифры (запасы, добыча, динамика добычи), назвали главные месторождения (Гавар, Абкайк, Саффания-Хафджи).

Хороший справочный материал, но усвояемый ли? А если усвояемый, то зачем? Когда мы в вузе вдалбливаем эти названия, цифры (и то, не цифры, а порядок цифр) и даты (и то, не даты, а хотя бы «до войны — после войны»), мы готовим небольшие партии узких специалистов. Но нужно ли всем детям России выучивать саудовские месторождения? Давайте подумаем.

О саудовской нефти, пожалуй, важнее знать следующее:

Доля страны в мировых запасах и добыче и соотношение ее по этим показателям с Россией (многие авторы).

Месторождения большие, скважины фонтанирующие (А.Н. Крамарева).

Нефть высокого качества: легкая и малосернистая; себестоимость нефти — низкая, — добавляет Е.А. Горбачева из белорусского города Шклов.

И то, что из этого вытекает, но мало кто об этом прямо сказал: саудовская нефть по себестоимости намного дешевле нашей и намного конкурентоспособнее. Еще и потому, что она добывается у моря или прямо в море и может закачиваться едва ли не прямо в танкер. А чего стоит доставить потребителю нашу нефть из обских болот... На этом примере можно было бы удачно высветить географическое положение Саудовской Аравии.

Содержательные и представляющие интерес для растущего гражданина интерпретации нефтяного сюжета:

Использование нефтедолларов: инфрастуктура, индустриализация, пшеница, опреснение, проекты транспортировки айсбергов (А.Ю. Трифонов и др.).

Как потратить нефтедоллары. Щедрая социальная политика, кредиты другим арабским странам (Н.В. Малышева).

Программа диверсификации экономики (в работе О.З. Лысенко раскрыты направления диверсификации).

Об экологической теме в связи с нефтью вспомнил А.М. Выходцев: Загрязнение Персидского залива.

Режим +

Абсолютная теократическая монархия. Консерватизм и реакционность режима. Феодальные пережитки.

У отца нынешнего короля было 17 жён, 5 из которых носили титул «первой жены». В королевской семье 5 тыс. мужчин, и они контролируют основные государственные посты (Ж.В. Казьмина; с количеством королевских жён и принцев у авторов между собой нестыковки).

Неравноправие женщин (в частности, запрет водить машину). 93% занятых — мужчины
(А.Л. Миллер).

Страна суннитская, но в коренном населении главного нефтедобывающего района (сокровищницы страны) — Эль-Хасы — преобладают шииты. Это потенциально конфликтогенная ситуация.

Страна ультраконсервативна, некоторая отдушина — уикенды (по пятницам!) в более либеральном Бахрейне (И.Н. Панкратов).

Ю.М. Индюков из Задонска Липецкой обл. совершенно справедливо акцентирует внимание на проблемах неравенства, остро стоящих в стране, но заглушаемых жестким полицейским режимом. При огромных доходах от нефти уровень жизни некоторых людей остается низким, особенно у иностранных рабочих-иммигрантов. Около 40% населения неграмотно.

А.М. Выходцев из Нижневартовска справедливо и вовремя напоминает, что на территории Саудовской Аравии пустили корни военные базы США.

Иммиграция +

Иностранцы, до 60%, во всех сферах экономики. Но высокие посты занимают местные арабы (А.Н. Крамарева).

Конфликтогенность: 5 млн — иностранные рабочие, чьими руками созданы основные экономические объекты страны, и 4 тыс. принцев-миллионеров.

Использование иностранцев в качестве дешевой рабочей силы сформировало у коренных саудовцев пренебрежение ко многим профессиям и завышенные требования к оплате собственного труда (Н.Г. Исхнопуло).

Интересные факты

В арабском языке слова «верблюд» и «красота» — однокоренные.

Красно-малиновый цвет пустыни Большой Нефуд.

Арабские скакуны (варианты, приведенные разными авторами).

Употребление алкоголя запрещено, запрещены многие чрезмерно бурные увеселения
(Г.Н. Ступак).

Эр-Риядская башня; в ней с офисами и ресторанами соседствует мечеть (А.Л. Миллер).

Особое уважение к женщине, родившей несколько мальчиков (Н.Ф. Ефимов).

Жемчуг Персидского залива.

Розы Таифа и драгоценное розовое масло.

Запрещены наркотики; и наркоторговля, и употребление наркотиков караются смертью
(Ю.М. Индюков).

Хиджаз означает «преграда», «барьер».

Нефти в СА при современном уровне добычи хватит на 86 лет, в России — на 60 (эти данные приводит Л.В. Бикбова; есть и другие оценки).

Определения

Опреснение воды, «саудизация», риал, нефтедоллары, баррель.

Вади, самум.

Хаджж, кибла, Кааба, Коран, мечеть, минарет, намаз, Масджид-аль-Харам, шариат, рамадан, ваххабиты, хиджаб, маджлис (мужская половина шатра), махарам (женская половина шатра).

Господствуют, как видим, культуроведческие понятия.

Фотография

Большинство авторов предлагает один сюжет: Кааба в дни хаджжа.

Картосхема

Эта позиция — пока слабое место в нашей работе. Мало кто смог отойти от шаблона: или копируют страшно перегруженные и заведомо неусвояемые экономические карты из атласа, или выполняют что-то вроде рутинной работы по контурной карте.

Коллеги, учебник не должен дублировать атлас (так же, как учебник не должен дублировать справочник; к сожалению, многие действующие географические учебники по своей идеологии — адаптированные справочники). Карты атласа должны быть по возможности подробными, заведомо содержать куда больше информации, чем можно носить в голове. По ним можно выполнять задания, к ним привязывать текущие события, их анализировать, схематизировать, мысленно препарировать. Картосхемы же учебника должны учить работать с картами атласа и помогать воспринимать идеи учебника.

Картосхема учебника может содействовать лучшему запоминаю каких-то черт географии страны.

Например, А.В. Афиногенов из Брянска предлагает дать граф соседства стран Юго-Западной Азии (кружки — страны; соединяющие их линии — общие сухопутные границы; см.: «География», № 32/2004). Схема поможет хорошо запомнить, с кем граничит изучаемая страна. Очень хороший метод, но нужно мотивировать, почему автор решил его использовать именно для Саудовской Аравии. И неужели, когда будет писаться параграф по Чехии — тоже будет граф?

Близкая по смыслу, но более «саудизированная» схема у А.М. Выходцева.

Картосхема учебника может сформировать пространственные образы.

Образчик такой, очень привлекательной для учеников (но возрастом, я думаю, помладше, чем десятиклассники), художественной карты дает знаменитый участник наших конкурсов, старый друг «Географии» Н.Ф. Ефимов из ростовского хутора Войнов (внизу слева). Он предлагает поместить ее в поле «Значок», но в принципе подобные «полотна» могут, правда с более серьезной проработкой и очень дозировано, использоваться и как основные карты.

Картосхема может раскрыть какой-то один тематический сюжет, особо важный для изучаемой страны.

Например, Н.В. Малашева из Каслей предложила схему трудовой иммиграции в Саудовскую Аравию, выделив три вида потоков: «братья-арабы», «соседи-персы», «дальнее зарубежье — из Южной и Юго-Восточной Азии». И действительно, ведь многомиллионная (есть оценки, уже до 7—8 млн иммигрантов!) миграция иностранной рабочей силы в Саудовскую Аравию — явление глобальной значимости. И разумно, оправданно кратко рассмотреть его, изучая страну.

А.Н. Крамарева из белгородского села Хрещатое предложила схему Персидского залива с главными месторождениями нефти, нефтепортами и потоками вывоза углеводородного сырья. Эта схема относится, конечно, не только к Саудовской Аравии, но такая карточка интереснее, нежели рутинное воспроизведение перегруженной карты из атласа. К схеме поставлены разумные вопросы: Как выглядят саудовские потоки на фоне остальных? Существование каких проблем в акватории залива можно предположить, глядя на схему?

Картосхема учебника может помочь увидеть (выделить) главное в территориальной структуре страны.

Пример такой, очень простой картосхемы, на вид совсем незатейливой, но отражающей главные региональные различия, привела Е.Ю. Луговая с транссибирской станции Ушумун. Эта, на мой взгляд, удачная схема — в несколько переработанном виде приведена вверху.

1. Восток (побережье Персидского залива): нефтедобыча и основные нефтеэкспортные порты.
2. Запад (полоса вдоль побережья Красного моря): близость к Средиземному морю и проход в него через Суэцкий канал, историко-культурное ядро Арабского мира (Мекка + Медина),
альтернативный путь экспорта нефти через Янбу-эль-Бахр.
3. Середина (малозаселенная пустыня со столицей-миллионером Эр-Риядом).

А может, и это уже высший пилотаж, заставить думать над страной.

Такова картосхема А.Ю. Трифонова из Кирова (на с. 41). В ней есть кое-что страноведчески спорное (например, порты Персидского залива — тоже крупные импортеры), но сейчас это неважно, потому что в приведенной схеме есть педагогически главное — авторская идея и побуждение учеников к генерированию идей. Браво, Александр Юрьевич! Полсотни таких схем — и, глядишь, дети России будут страноведчески образованными и географически мыслящими.

1. Центр: (пустыни Руб-Эль-Хали и Нефуд, Неджд — «плоскогорье»).
Специализация — кочевое скотоводство и оазисное земледелие и управленческие функции (столица Эр-Рияд).
2. Запад (Тихама — «жаркая страна», Хиджаз). Специализация — религиозный «туризм» и земледелие (большая часть обрабатываемых земель страны).
3. Восток (Эль-Хаса). Специализация — нефтедобыча, нефтепереработка, нефтехимия.

Составлено А.Ю. Трифоновым (Киров)

Таблица (схема)

Внимание большинства было привлечено к сюжету «Нефть» (и это справедливо):

10 первых стран по запасам и (или) по добыче нефти;
запасы по крупнейшим месторождениям;
добыча по годам с 1980 по 2004 г. (в сопоставлении с общемировой добычей).

Кто-то выложил эти сюжеты в виде таблиц, кто-то — в виде графиков и диаграмм (что предпочтительнее).

В одной из работ была предложена сравнительная таблица: Доля детей и пенсионеров в Саудовской Аравии в сравнении с аналогичными показателями в среднем по миру, в России и в Германии. Поучительные и дающие пищу для размышления цифры.

Самую оригинальную схему предложила С.В. Глазкова из Волгограда. Схема пока не вполне проработана и продумана, но привлекает своей концептуальностью. Как и картосхема Трифонова, она заставляет мыслить:

Дополнительный материал

В этом разделе авторы дали волю фантазии и показали, как можно делать учебник с любовью и умом. Вот сюжеты, которые с удовольствием и пользой для себя изучали эксперты:

О лунном календаре.

О барреле как единице измерения объема добываемой нефти (159 л).

О «разных» арабских языках — литературном и разговорных.

О традиционных головных уборах: хиджаб у женщин, куфия (сумада), придерживаемая шнурком — окалем (укалем), у мужчин.

Об обязанностях мусульманина (5 столпов веры).

О доходах от экспорта нефти в Саудовской Аравии и в России.

О главных достопримечательностях Мекки, Медины и Эр-Рияда.

О происхождении слова «бедуин» от арабского бадийа — пустыня и о том, что верблюдов доят мужчины (Н.Ф. Ефимов).

О верблюжьих бегах, соколиной охоте, курении кальяна и арабском кофе
(А.В. Афиногенов).

В.И. Козырькова из пос. Куминский (ХМАО) предлагает поместить в этот раздел краткую характеристику Эр-Рияда.

А.М. Выходцев предлагает, и резонно, дать здесь справку об ОПЕК (ведь Саудовская Аравия — ключевое звено организации).

Л.В. Бикбова приводит — в развитие сюжета о пустынях — две арабские пословицы: собственно «пустынную» и «оазисную»: «Пустыня заставляет кричать даже камни», «Счастлив тот муж, которому жена целую неделю готовит блюда из фиников».

Ж.В. Казьмина развивает колористическое, цветовое, «чувственное» направление, о котором мы уже писали выше:

Горы Шаммара и Неджда — розовый гранит с яркими пятнами киновари.

Склоны хребта Хиджаз — черная лава, поющие песчаники.

Большой Нефуд — Красная пустыня (цвет песка почти малиновый).

Поучительный (работающий и на воспитание взаимопонимания между культурами, и на воспитание личности) материал приводит М.В. Бахтарова (Саратов): Джихад — усердная борьба за веру. Это может быть джихад сердца (борьба с собственными недостатками), джихад языка (разрешение одобряемого и запрещение порицаемого), джихад руки (наказание нарушающих закон), джихад меча, или газават (вооруженная борьба с неверными). К сожалению, европейцы в основном склонны в понятии «джихад» видеть лишь последнее его проявление, сужают понятие до его самой крайней формы. Между тем хорошо работающему ученику арабский учитель скажет: «Анта тилмиз муджтахид» («Ты ученик, полный джихада»).

Студент из Астрахани В.Е. Сениченко справедливо вспомнил о том, что из СА происходит одна из самых знаменитых личностей современности Усама бен Ладен (прибавим к этому, что саудовцами было и большинство активных участников событий
11 сентября).

Окончание следует