Дидактические карточки-задания
|
Пользуясь текстом учебника,
заполните пропуски в предложениях. 1. Один оборот вокруг________________ Земля 2. Северный и Южный _____________________
это точки пересечения __________________________ |
Более общий характер имеют карточки-задания, составленные к темам (группе параграфов). Как правило, эти карточки используются при обобщающем повторении или для контрольно-зачетных целей:
10-й класс
С помощью текста учебника
(с. 72—74) классифицируйте перечисленные страны по
критерию миграционного сальдо (соотношения
потоков эмигрантов и иммигрантов для данной
страны). Заполните таблицу. Страны: Кувейт,
Австралия, Россия, Эфиопия, Канада, США,
Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Индия,
Турция, Франция, Пакистан.
|
География — предмет синтетический. При его изучении постоянно требуется привлекать знания и сведения, полученные детьми на уроках математики, биологии, истории, физики, химии, литературы, русского и иностранных языков. Эта особенность, пограничный характер географической науки, была учтена при составлении многих заданий, имеющих межпредметный характер. Вот, например, задание историко-географического плана из комплекта для 6-го класса, тема «География как наука»:
Какие задачи решала география во времена Эратосфена (III—II века до нашей эры, примерно 2300 лет назад)? Расположите эти задачи, начиная с самых, по вашему мнению, важных: торговые, военные, научные, познавательные, развлекательные, учебные... |
Аналогичное задание из комплекта для 7-го класса, тема «Открытия. Изучение Земли»:
В перечне утверждений
определите одно ошибочное. 1. Предположение о шарообразной форме Земли первым выдвинул Аристотель. 2. Первым из европейцев пересек Тихий океан с востока на запад Фернан Магеллан. 3. Экспедиция Васко да Гамы в Индию состоялась позже, чем экспедиция Колумба в Америку. 4. Европейцы добрались до западного побережья Тихого океана раньше, чем до восточного. |
Часто, особенно в 6, 7 и 8-м классах, детям на уроках географии необходимо использовать математические знания, методы расчета. Соответствующим образом формулируются задания в карточках.
6-й класс, тема «План и карта»:
Переведите указанные в
таблице масштабы из численной формы в
именованную и из именованной в численную.
|
10-й класс, тема «Население мира»:
В материалах Программы
развития ООН (United Nations Development Program) определяется
несколько уровней грамотности, от полной
(литературной) грамотности до функциональной
неграмотности (низший уровень). Разработайте
собственную трехуровневую шкалу уровня
грамотности, определив критерии оценки для
каждого уровня. Уровень 1:
_______________________________ |
В практике работы чрезвычайно удобными оказались оформленные в виде раздаточных карточек фрагменты контурных карт без текстового оформления задания. При желании они могут быть выбраны таким образом, чтобы быть пригодными для использования в разных классах, от 6-го до 10-го. При этом фрагменты должны содержать определенные опознавательные «марки», например: характерные элементы береговой линии, градусной сети, рисунок речной сети.
Дидактические карточки-задания, как один из часто используемых методических инструментов, несомненно, удобны своей наглядностью и простотой использования. Однако учителю часто (и даже, как правило) не хватает времени на проверку ответов. Особенно если работа по карточкам ведется в режиме реального времени на рядовом, а не контрольно-зачетном уроке. Для облегчения и ускорения проверки результатов работы в сборниках дидактических карточек-заданий, которые готовит издательство «Экзамен XXI», отдельными разделами приведены ответы и решения. Нумерация их соответствует сквозной нумерации карточек. Благодаря этому учителю нет необходимости тратить много времени на проверку правильности выполнения задания — достаточно сравнить результаты работы с ответом.
В заключение отметим, что дидактические карточки-задания, при всем их удобстве, отнюдь не являются универсальным методическим инструментом. Эффективность их впрямую зависит от правильности учительского выбора места и времени использования на уроке, от сочетания с иными приемами и методами. В этом, собственно, и состоит искусство дидактики. Именно искусство, а не наука, поскольку стопроцентно действующих в любой ситуации алгоритмов и правил в нашем учительском деле вообще нет.