Самый загруженный
и красивый в мире
15 мая 2005 г. вслед за годовщиной Великой
Победы свой большой юбилей отмечает и Московский
метрополитен (бывший им. Л.М. Кагановича, бывший
им. В.И. Ленина). Две этих очень много значащих для
российской столицы даты неслучайно
сгруппировались вместе: не было бы
метрополитена, возможно, и не было бы Победы.
Вспомним заседания Генштаба на «Кировской» (ныне
«Чистые Пруды»), сотен москвичей, пережидавших
вражеские бомбежки в подземных дворцах первых
очередей метро, бронепоезд «Московский
метрополитен», громивший фашистов на фронтах
Великой Отечественной. Не было бы Победы — не
развиваться бы в Москве метрополитену. Для
города, затопленного морем, каким Москва должна
была стать по мнению Гитлера, не нужно было
подземного транспорта. Метро в Москве строилось
даже в самый разгар самой тяжелой войны. В 1943 г.
открылись станции «Новокузнецкая», «Павелецкая»
и «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»).
При этом на «Новокузнецкую» из блокадного
Ленинграда по Дороге жизни привезли мозаику,
собиравшуюся в холодные и голодные осадные ночи
ленинградскими художниками. В 1944 г. вошли в
строй сразу четыре станции: «Бауманская»,
«Электрозаводская», «Сталинская» (ныне
«Семеновская») и «Измайловская» (ныне
«Измайловский парк»).
Прошедшая война на московском метро отразилась
увеличением глубины тоннелей, усилением
монументальности оформления (посмотрите на
станции кольцевой линии, построенные в первые
послевоенные годы, их станционные залы и
наземные вестибюли), большим разнообразием
подвижного состава (по послевоенным репарациям в
Москву была направлена часть вагонного парка
берлинской подземки). Народ-победитель должен
был пользоваться самым передовым метрополитеном
в мире.
Спустя 70 лет после своего открытия
метрополитен Москвы стал одним из ведущих в мире.
Он занимает первое место по пассажирообороту и
третье по протяженности линий после
метрополитенов Лондона и Нью-Йорка, правда,
значительные участки линий в этих городах
проходят на открытом воздухе. А по
архитектурному разнообразию и красоте отделки
московское метро не имеет равных. Спуститесь в
подземный город и убедитесь в этом сами.
Крупнейшие метрополитены мира
(по числу перевезенных пассажиров)
Город |
Год ввода в
эксплуатацию системы
метрополитена |
Число перевезенных
пассажиров за год,
млрд чел. |
Москва |
1935 |
3,2 |
Токио |
1927 |
2,6 |
Сеул |
1974 |
1,4 |
Мехико |
1969 |
1,4 |
Нью-Йорк |
1904 |
1,3 |
Париж |
1900 |
1,2 |
Осака |
1933 |
1,0 |
Лондон |
1863 |
0,9 |
Сянган (Гонконг) |
1979 |
0,8 |
Санкт-Петербург |
1955 |
0,7 |
Источник: Jane’s Urban Transport Systems,
2002—2003 edition |