Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2005

Идеология желанной географии


ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Основное общее образование обязательно.
Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают
получение детьми основного общего образования.

Конституция Российской Федерации
ст. 43, п. 4

 

Что бы следовало изменить в школьной географии?

Мнение сельских жителей Ростовской области

— Частично вывести из изучаемого материала специфическую терминологию, не употребляемую в жизни.

— Начать изучать географию с 5-го класса.

— Добавить часы в программе по географии по всем классам. 2 часа — это мало для познавательного предмета.

— Обеспечить школы наглядными пособиями по географии, обратив внимание на видео- и фотоматериалы.

— Приблизить географию к жизни, регулярно заниматься микрогеографией своей малой родины; несколько часов ввести в программу каждого класса.

— Больше издавать познавательной географической литературы по доступной цене.

— В средствах массовой информации систематически давать дополнительную информацию о России, зарубежных странах, а также самое-самое по всем разделам географии.

— Регулярно во всех классах проводить походы на природу, экскурсии по городам и интересным природным объектам, с обобщением и обсуждением увиденного в классе, на внеклассных мероприятиях.

— Уделить больше внимания изучению географии России — выделить в программе или через факультативы хотя бы по часу в 7-м и 10-м классах.

— Регулярно рассказывать нашим детям о культуре и традициях народов России.

— 9-й класс. Упростить изложение материала в «географии России» (авторы В.Я. Ром, В.П. Дронов):

Раздел «Экономика Российской Федерации»
§ 9. Особенности и место экономики России в хозяйстве бывшего СССР и СНГ.
§ 10. Экономические системы в историческом развитии России. Традиционная и командная системы.
§ 11. Командная экономическая система в СССР.
§ 12. Рыночная и смешанная экономика.
Также § 13, 14.

Здесь материал исторический... Давно нет СССР. СНГ пока не набрало сил, чтобы сообща решать вопросы экономики, финансов, науки и др. Надо больше уделить внимания нынешней экономике России, ее становлению, что мы сегодня имеем по всем отраслям экономики...

Желательно, авторам систематизировать, отредактировать тему «Территориальная организация и районирование России».

— 8-й класс. Более доходчиво для ребят изложить темы «Геологическое строение территории России», «Почвы и почвенные ресурсы».

— Хотелось бы иметь в школьной и личной библиотеках капитальную современную методику обучения географии, такую, как Н.Н. Баранский. «Методика преподавания экономической географии» (М.: Учпедгиз. — 1960) или А.В. Даринский. «Методика преподавания географии» (М.: Просвещение. — 1966), но основанную на изменениях в преподавании географии за последние 12—15 лет.

— Очень хотелось бы иметь книгу со всеми разработками уроков по географии, опубликованными в газете «География» под рубрикой «Я иду на урок географии», — это же методический клад для географов!

— В географии по всем классам ввести хотя бы небольшой словарик по топонимике. Он очень необходим учителю, родителям, учащимся, всем, кто любит географию.

— Подготовить и выпустить книгу «Природные рекорды России», наподобие книги «Рекорды Земли» (Смоленск, Русич. — 1998). Это будет прекрасным дополнительным материалом для учащихся.

Все мои собеседники — жители хутора Войнов — поднимали самые разнообразные (и помимо географии) вопросы, прежде всего о материальном укреплении школы, комплектовании ее добросовестными, принципиальными, грамотными кадрами. Говорили о низком уровне культуры в хуторе. Так, Дом культуры не отапливается, мероприятия кое-как проводятся только в теплое время года, в свободное от учебы время ребятам некуда пойти отдохнуть. В связи с распадом колхоза «Рассвет» ухудшилась культура земледелия; в настоящее время немножко восстанавливается порядок в поле, но медленно, а разрушали быстро. О слабом медицинском обслуживании.

Н.Ф. ЕФИМОВ,
учитель географии войновской СШ
Егорлыкского р-на
Ростовская обл.

 

Интервью с пермскими родителями

— Нравится, что объясняют, как происходят природные явления, но хотелось бы, чтобы это было в более доступной форме: трудно разобраться, например, в вулканах, землетрясениях, движении земной коры. В экономической географии больше нужно рассказывать об особенностях жизни различных народов. Согласны доплачивать за знания, получаемые во внеурочной форме, которые помогут при поступлении в вуз; но вряд ли моя дочь будет сдавать географию, так как на экономическом факультете ПГУ очень большой конкурс, а после географического факультета трудно найти работу, хотя конкурс тоже немаленький.

— Лично мне из школы больше запомнилась физическая география. Экономическая география была для меня гораздо сложнее, непонятно было, зачем нужно запоминать, например, где и в каком количестве производится та или иная продукция. В таких предметах, как география, история, огромную роль играет личность учителя. От него во многом зависят восприятие предмета, отношение к нему. До сих пор помню рассказы моего учителя географии об особенностях отдельных районов нашей страны, о народах, которые там живут. Считаю, что большую пользу приносят практические работы на местности, когда география интегрируется с другими предметами, например с математикой. Можно наглядно на местности определить расстояние до недоступного предмета, измерить высоту дерева и т.д.

— В школьной географии нужно гораздо больше уделять внимания изучению своего края, причем не только теоретически, но и практически. Нужно совершать гораздо больше походов, экскурсий, изучать памятники природы, культуры, разговаривать с местным населением. География должна быть более «живой», приближенной к местности и человеку. Больше внимания нужно уделять работе с картой. Учащиеся должны уметь работать с различными видами карт. Образованный человек должен иметь четкое представление о карте мира, своей страны, своей области. Нуждается в изменении структура преподавания предмета. Есть смысл начинать изучение географии со своей местности, постепенно расширяя сферу интересов, лишь потом разбирать более сложные теоретические вопросы. Также нужно улучшать техническую оснащенность кабинета географии. Чаще применять компьютеры и Интернет.

Интервьюировал Ю.В. ЗОРИН,
учитель географии СОШ № 102
г. Пермь

 

Анкетирование одиннадцатиклассников

Для более полной и объективной картины мы изучили мнение выпускников, окончивших школу. Школьникам были заданы примерно те же вопросы, что и родителям.

Какие курсы или темы школьной географии вам запомнились?

Разброс мнений велик: в равной степени были названы все разделы, в том числе и «География Свердловской области», изучаемая в области в отдельном 34-часовом курсе. Все же чаще упоминалась экономическая и социальная география зарубежных стран (абсолютно незаслужившая внимания родителей).

Слишком сложные темы

Большая часть школьников назвала темы из социально-экономической географии:

— НТР (часто упоминаемая среди сложных тем);

— изучение отраслей хозяйства России и мира.

Нам кажется, что НТР попала в список потому, что тема не нашла никакого отражения на карте, а ведь карта — помощник для школьников в создании целостного географического образа объектов и явлений.

Из наиболее трудных физико-географических тем назывались «Климат» и «Геологическое строение».

Слишком неинтересные и ненужные темы:

— формирование политической карты мира;

— НТР;

— почвы;

— географическая оболочка.

Интересны суждения выпускников о том, чему необходимо уделять больше внимания при изучении географии:

— Увеличение числа практических работ с картами, статистическими материалами.

— Изучение карты.

— Объяснение материала не в виде монолога учителя, а в ходе совместной поисковой беседы.

— Максимально возможное вынесение уроков за пределы школьного кабинета.

— Зарубежные страны также заслуживают детального изучения.

Пожелания авторам учебников:

— Учебник создавать для детей, а не для учителей.

— Тексты должны быть написаны доступным, понятным языком для школьников данного возраста.

— Больше иллюстраций и фотографий.

— Выделять наиболее важный материал.

— Больше печатать статистических материалов, которые можно использовать при выполнении различных заданий.

Анкетирование провела М.Н. ИУС,
учитель школы № 69
г. Нижнего Тагила
Свердловская обл.

Мнение воронежских родителей

Характеристика респондентов:

Треть респондентов работают на авиационном заводе, несколько человек — в непроизводственной сфере, двое — безработные, один — в соседнем регионе, остальные — работники мостового завода. Анкетирование проводилось в профильных классах (самых лучших из старшего звена). Родители — типичные люди русской глубинки, привыкшие «пахать» зимой на работе, летом на даче, чтобы прокормить семью.

75% родителей хотят, чтобы дети умели работать с картой;

62,5% — ориентироваться на местности;

54,7% — уметь работать с источниками;

37,5% — знать географию России;

25% — знать географию зарубежных стран.

Вопросы Ответы
Чему бы Вы учили своего ребенка по географии? Знанию карт, стран, океанов, рек. Знанию народов. Умению быстро ориентироваться в информации газет, TV.
Чего недостает в содержании нынешней географии в школе? Информации о быте, традициях, обычаях, особенностях национального характера населения отдельных стран.
Без чего — написанного в учебниках и вдалбливаемого Вашему ребенку — можно обойтись? Предмет не должен обрастать модными темами (например, экологией).
Kакие темы, по Вашему мнению, не нужны? Экология.
Что скучно и неинтересно? Kогда цифры не подтверждаются реальными примерами.
Чего просит родительская душа, родительский разум, что подсказывает опыт взрослого, познавшего реальную географию жизни, человека? Чтобы ребенок хорошо знал географические названия и ориентировался по карте. Чтобы дети не потерялись в море информации, умели выбрать рациональное, нашли место в обществе. Темы надо заострять, чтобы было понятно, «кто есть кто», «кому это нужно», то есть, кто хозяева мира и наоборот.

Анкетировала и систематизировала ответы граждан
Г.П. КОЗЛОВА,
учитель МОУ СОШ № 30
г. Воронеж

 

Из бесед с родителями

— Буду отчислять деньги на дополнительные занятия, где ребенок более глубоко сможет узнать применение географии в повседневной жизни, научится использовать свои знания на практике.

Учебники надо менять. Ну какую любовь к Родине можно привить по учебнику 8-го класса И.И. Бариновой? Написан сухо, неинтересно. Когда сын мне читает или отвечает (предварительно сам знакомлюсь с параграфом), мы оба от скуки изнываем. Нельзя так. Открыл учебник 10-го класса (В.П. Максаковский). Считаю, что описывать нужно большее количество стран и не так скупо. Мой ребенок должен знать об особенностях стран мира, об их хозяйстве, людях. Примеров должно быть много, чтобы образ страны остался в голове.

И совсем удивлен тем, что так мало часов отдали на изучение курса в 10-м классе.

Подержал в руках учебник 9-го класса (В.П. Дронов, В.Я. Ром). Открыл тему «Экономика Российской Федерации». Не запомнит такого ребенок, в голове не удержит. Например, в таблице, где сравнивается командно-административная экономика и рыночная, очень долго надо разбираться, не все понятно, слишком заумно и т.п.

Материал тогда доступен, когда он понятен, интересен и трогает душу.

— Согласна отчислять каждый месяц определенный процент моего дохода за знание географической карты. Ведь жизнь — это знание географии. Возьмите TV: все передачи — это география, где надо знать место (страну, город, район, море, острова и т.д.). Я хочу, чтобы моя дочь легко ориентировалась в потоке любой информации.

Без чего — написанного в учебниках — можно обойтись? Думаю, что это компетенция специалистов, которые сидят там, «наверху». Но учебники сухие, академические. А учат их дети.

Очень жаль, что так и нет учебника по нашему родному Алтайскому краю. Моя дочь должна в полном объеме знать свою малую родину. И мое убеждение: географию учат не в классе, а в природе.

Беседы провела Г.Л. ВОЛОДЬКО,
учитель МОУ «Гимназия № 5»,
г. Камень-на-Оби,
руководитель городского
методического объединения
Алтайский край