Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2005

Люди


Размещение коренного населения

Distribución de la población indígena

Коренное население Мексики — индейцы размещены главным образом в южных и восточных штатах, вдоль границ со странами Центральной Америки — Гватемалой и Белизом. Пятьсот лет назад индейцы вольготно себя чувствовали и в центральных частях Мексиканского нагорья. Именно здесь процветала ацтекская культура, развивались городские центры Теночтитлана и Теотиуакана. Ныне же индейский компонент в центральной Мексике значительно потеснен европейским. Остатки индейской культуры оберегаются как памятники мирового масштаба, испанский язык стал основным для местного населения, явственно сохранились лишь индейские черты в антропологическом облике мексиканцев: около 3/4 населения являются метисами. В мексиканской столице индейцев (т.е. говорящих на индейских языках) всего лишь 1,8%, в окружающих «пригородных» штатах чуть больше, но все равно меньше 5%. Почти не осталось индейцев в аридных ландшафтах севера страны: в некоторых штатах их доля не достигает и 1%, хотя многие из них имеют индейские названия: Чиуауа, Коауила, Синалоа, Тамаулипас.

Рефугиумы (убежища) индейской культуры и индейского генофонда размещены в «мексиканской Сибири» — сравнительно малоосвоенных районах Южной Сьерра-Мадре и Юкатана, покрытых тропическими лесами и в наименьшей степени затронутых трансформацией традиционных общественных отношений. Наибольшая доля индейских этносов — до 37% — характерна для Оахаки и Юкатана. Велика она в соседних Чьяпасе (25%) и Кинтана-Роо (23%). В эти районы еще не дошли мигранты из других районов Мексики (см. карту на с. 20) и не разбавили коктейль из нескольких десятков индейских этносов. Местные народы носят гордые имена майя (штаты Юкатан и Кинтана-Роо), цельталей (Чьяпас), сапотеков и миштеков (Оахака), но существенно уступают по степени влиятельности на политическую жизнь страны своим именитым предкам. Индейские народы требуют своей социальной эмансипации и более полного включения в общественную жизнь Мексики. При недоучете этих стремлений они способны поднять восстание, как это уже случилось в 1994 г. в Чьяпасе. Выступившая против правительственных сил Сапатисткая армия национального освобождения, ставшая символом антиглобализма, во многом была сформирована из местных индейцев. Это выступление было подавлено, но Мехико стал более внимателен к проблемам национальных окраин.

По данным Sistemas Nacionales Estadistico y de Informacion Geografica