Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2005

Люди


Школьники сдают зачеты
по посещению музеев

Los escolares presentan exámenes
sobre sus visitas a los museos

Вторая половина дня и особенно выходные — не самое удобное время для осмотра музеев Мехико. Там слишком людно. Особенно много детей школьного возраста. Они толпятся у стендов и витрин с экспонатами, старательно записывая что-то в тетрадях. Такая дотошность юных мексиканцев объясняется тем, что в школах они регулярно сдают индивидуальные зачеты по посещению музеев.

Эта практика введена министерством просвещения, чтобы развивать любознательность у подрастающего поколения и знакомить его с культурно-историческим достоянием страны. В школах дети получают задание осмотреть за определенный срок столько-то музеев и потом отчитаться об увиденном. Чтобы у нерадивых учащихся, которые есть везде, не возникло соблазна списать все из «музейных тетрадок» своих прилежных товарищей и морочить голову учителю, применяется простая, но эффективная система контроля. После осмотра экспозиции школьники представляют тетради со своими записями в администрацию музея, чтобы там наклеили соответствующую марку. Собрал нужное число марок — получай зачет. Нет — отправляйся в музеи повышать свой культурный уровень. Примечательно, что в Мексике, в отличие, скажем, от России, не проводят организованных экскурсий школьников по музеям в учебное время. В министерстве просвещения считают, что из-за этого теряются учебные часы; действующая система развивает в детях навыки самостоятельной работы и прививает привычку к культурному проведению досуга. Такая система приносит зримые плоды. Взрослые мексиканцы посещают музеи не менее активно, чем дети. Достаточно понаблюдать, с каким интересом и трогательным восхищением осматривают они, например, убранство залов в замке Чапультепек, который для жителей Мехико примерно то же, что для петербуржца Эрмитаж.

А. ГУСЕВ