Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2005

Культура


Давид Сикейрос

David Siqueiros

Среди современных художников Давид Альфаро Сикейрос (1896—1974) — непревзойденный мастер настенной живописи, мураля. Его гигантские фрески, — быть может, самое яркое и самобытное, что отличает Мехико от других городов мира. Фрески Сикейроса отмечены неповторимым даром великого художника-реалиста, смелого новатора, тонкого психолога, бесстрашного борца против социального гнета и насилия.

На вершине самого высокого холма Мехико легендарный ацтекский король Монтесума воздвиг дворец Чапультепек. Оттуда долгие годы правил страной жестокий тиран Порфирио Диас, свергнутый в начале прошлого века мексиканской революцией. Самый просторный зал дворца, открытый для всеобщего обозрения, целиком занимает триптих Сикейроса «От порфиризма к революции».

В непримиримой схватке сошлись угнетатели и угнетенные. Зловещая аллегорическая фигура с мечом олицетворяет Порфирио Диаса — предтечу последующих латиноамериканских «горилл». Рядом — лощеные цилиндры, сомбреро помещиков, зеленые береты карателей американского генерала Першинга, дамские шляпки, украшенные страусовыми перьями. На лицах всех этих персонажей — печать необузданной алчности, пещерной жестокости, самого низменного порока. Силам зла и насилия противостоит добрый, мудрый и бесстрашный народ, противостоит революция. Триптих завершается контуром рвущегося вперед коня — олицетворением победной поступи революции. Пусть рядом обрыв и его край усеян телами замученных повстанцев — революции принесены жертвы, но она непобедима.

Д.А. Сикейрос. Буржуазия
Д.А. Сикейрос. Буржуазия

Перед домом Сикейроса, под открытым небом, гигантские фрески, которые украшают шестиугольное помещение одного из концертных залов мексиканской столицы. Мураль называется «История человечества». Проникнутый глубоким философским смыслом, он повествует о диалектике человеческого мышления, рисует переход от смирения и покорности к сознательной борьбе с оружием в руках. В центре мураля — сцена суда Линча: эта трагическая сторона американского прошлого постоянно присутствует в работах Сикейроса. На переднем плане — скульптурные изображения, они незаметно сливаются с живописью, создавая целостное и объемное восприятие всего мураля. Создать такой мураль не под силу одному человеку, даже если он Сикейрос.

В мастерской художника трудились не только его ученики-живописцы, но и архитекторы, сварщики, инженеры, специалисты в области оптики. Здесь создавались новые сорта красок, стойких против солнца и влаги, новые виды строительных материалов.

Мурали Сикейроса украшают интерьеры зданий не только в Мексике, но и в Аргентине, Чили, на Кубе, в США.

К.А. ХАЧАТУРОВ