Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2005

Культура


Мексиканские телероманы

Telenovelas mexicanas

Мексиканские сериалы вовсе не были первыми латиноамериканскими телероманами, показанными в России. Но успех незатейливой истории девушки по имени Марианна оказался столь большим, что в сознании многих словосочетание «латиноамериканский сериал» до сих пор прочно ассоциируется с понятием «сериал мексиканский».

На протяжении всей истории существования телевидения в Мексике действовали две телевизионные компании: частная корпорация «Телевиса», созданная предпринимателем и менеджером Эмилио Аскаррагой, и государственная компания «Имависьон». Долгие годы Аскаррага, внушавший ужас конкурентам и получивший за свои деловые качества кличку Тигр, безраздельно властвовал на телевизионном рынке страны. Возглавляемая им компания была мировым лидером по производству и продажам телероманов и считалась мексиканской «фабрикой грез», на которую мечтали попасть не только дети страны ацтеков, но и актеры из других стран Латинской Америки. Контракт с «Телевисой» давал почти стопроцентную гарантию успеха и приносил мировую популярность его обладателю. Международной славой этой компании обязаны не только всем известные мексиканские актеры — Лусия Мендес, Вероника Кастро, Умберто Зурита, Эдуарде Яньес, но и венесуэлка Габи Спаник, аргентинка Кристиан Бах и другие не менее известные персоны.

Однако в 1995 г. владелец сети магазинов бытовой электротехники и мебели Рикардо Салинас выкупил не слишком успешную государственную компанию «Имависьон» и нанес довольно серьезный удар по империи всемогущего магната. Мебельщик, как прозвали в народе Салинаса, сумел перекупить у конкурентов ряд ведущих актеров, режиссеров и сценаристов и, сделав ставку на мексиканскую интеллигенцию, предложил зрителю новый тип телевидения — «ТВ Ацтека».

Главное различие сериалов «Телевисы» и «ТВ Ацтека», как, наверное, уже успели заметить российские зрители, — это тематика телероманов. «Телевиса» продолжает следовать схемам классических «розовых историй», приносящих неизменно высокие рейтинги благодаря устойчивости вкусов мексиканской глубинки. «ТВ Ацтека» снимает истории для среднего класса и про средний класс, не боясь затрагивать современные социальные и политические проблемы. Но поскольку сотрудники компании «ТВ Ацтека» в большинстве своем прошли телевизионную школу «Телевисы», принципы съемок телероманов в этих двух компаниях очень похожи.

Средняя продолжительность мексиканских сериалов 100—160 серий, или эпизодов, как называют их профессионалы. При этом если «Телевиса» показывает обычно по часу каждого сериала ежедневно, то «ТВ Ацтека» предпочитает формат серий по 30 минут. Таким образом, сериалы «ТВ Ацтека» тянутся в показе в два раза дольше, чем сериалы «Телевисы»: обычно 10 месяцев против «телевисовских» пяти.

В студии снимается лишь 40—50% материала мексиканских сериалов. 50—60% приходится на натурные съемки. Это делает мексиканские сериалы яркими, эффектными, но в то же время и относительно дорогими.

В отличие от аргентинцев мексиканцы менее трепетно подходят к сценарию: чаще меняют актеров, отправляя героев в дальние поездки или к Господу Богу.

Мексиканские телесериалы буквально потрясли женскую аудиторию всех сословий в России. Зрительниц увлек иллюзорный мир грез, душещипательные сюжеты с персонажами — добрыми и злыми, доверчивыми и коварными — и неизменно запутанной любовной интригой.

Восторженно воспринималось одно только название сериала «Богатые тоже плачут». Исполнительница роли Марианны Вероника Кастро стала народной героиней России. Сейчас мексиканские и другие зарубежные «мыльные оперы» все более вытесняются их российскими аналогами.