Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2005

К 70-летию Московского метрополитена


По залам подземного
палеонтологического музея

А.А. МИРОНЕНКО

Наутилус на «Добрынинской»
Наутилус на «Добрынинской»

Этот год — юбилейный для Московского метрополитена, уже 70 лет прошло с тех пор, как
15 мая 1935 г. по подземной Москве прошел первый поезд с пассажирами. Московский метрополитен считается одним из самых красивых в мире, о нем часто говорят как о музее. Но обычно под этим подразумевают неповторимую архитектуру станций метро, форму колонн, витражи. И почти никто даже из москвичей не знает, что московское метро — это еще и палеонтологический музей.

Приглашаем совершить экскурсию по этому музею. Он столь велик, что за целый день не удастся осмотреть все его экспонаты. Но самые интересные из них мы увидим, пройдем по самым необычным в палеонтологическом отношении залам-станциям подземного музея, на это уйдет у нас всего пара часов.

Наше путешествие мы начнем со станции «Добрынинская» кольцевой линии. На ней находится одна из самых красивых окаменевших раковин. Это раковина головоногого моллюска наутилуса, обитателя морей каменноугольного периода. Впрочем, род наутилус дожил до наших дней, сейчас живых моллюсков можно встретить в Индийском и Тихом океанах. А окаменевшие раковины в изобилии встречаются в стенах станций московского метро — в красно-коричневом мраморе с белыми прожилками. В этом камне на темном фоне светлые окаменелости видны очень хорошо. Небольшой наутилус на «Добрынинской» распилен почти точно пополам, видны завитки раковины и перегородки между камерами, на которые была разделена раковина.

Кроме наутилуса на станции есть и другие интересные представитель палеофауны — морские лилии. Это не растения, как можно было бы подумать по названию, а животные, дальние родственники морских ежей. Их тело состоит из стебелька и длинных конечностей, которыми они улавливают проплывающую мимо пищу. Как правило, они неподвижно сидят на дне, и лишь их конечности, похожие на перья, колышутся в воде. Это очень древние существа: появившись в раннем палеозое, они обитают в морях и в наше время. Стебли и конечности морских лилий состоят из большого количества плоских дисков-члеников, уложенных в стопочки. Как правило, диски круглые, с отверстием в центре. Это отверстие может быть круглым, а может иметь форму цветка или пятиконечной звезды. После смерти животного его тело распадается на отдельные диски — именно их можно найти в стенах станций метро. На «Добрынинской» во многих местах видны целые залежи этих дисков в плитах облицовки.

Осмотрев эту станцию, мы переходим на Серпуховско-Тимирязевскую (она же «серая» и девятая) линию метро и едем до станции «Полянка». Она облицована белым мрамором. Красный камень «Добрынинской» можно назвать мраморовидным известняком, процесс его метаморфизации зашел не очень далеко, он еще не стал мрамором. На «Полянке» же это уже настоящий мрамор. Окаменелостей в нем мало, причина этого скорее всего кроется в том, что под большим давлением и при повышенной температуре в недрах Земли в этом камне были раздавлены или растворились тонкие ажурные раковины моллюсков, иглы морских ежей, септы (отдельные сегменты) кораллов. Остались только морские лилии. Кусочки их стеблей, сложенные из дисков-члеников, можно найти в белом мраморе на станции «Полянка». Морские лилии тут светло-серые, они хорошо видны как на белом камне, так и на темных областях, встречающихся в облицовке стен. Посетить эту станцию стоит из-за того, что в белом мраморе очень редко встречаются окаменелости, это не обычно.

Раковина брюхоногого моллюска при входе на станцию «Библиотека имени Ленина»
Раковина брюхоногого моллюска
при входе на станцию
«Библиотека имени Ленина»

Мы проезжаем дальше по серой линии еще одну остановку, выходим на «Боровицкой» и идем на переход на станцию «Библиотека имени Ленина», на «красную» линию метро. При входе на станцию, — кстати, входившую в ту самую первую очередь метро, открытую в 1935 г., — у самой лестницы, ведущей вниз, на платформу, в стене нас встречает удивительный образец. Это раковина брюхоногого моллюска в желтовато-бежевом мраморовидном известняке. Камень этот привезен из Крыма и называется «биюк-янкой», в честь поселения, около которого его добывали. Раковина достаточно велика, и ее замечают даже те, кто специально не вглядывается в стены и не интересуется палеонтологией. Каждый день тысячи человек проходят мимо существа, жившего почти 300 млн лет назад.

От «Библиотеки имени Ленина» есть два пути продолжения экскурсии — ехать на юго-запад в направлении станции «Фрунзенская» или на северо-восток в сторону «Красных Ворот». Мы выберем второй вариант. Окаменелости на «Фрунзенской» аналогичны тем, что мы видели на «Добрынинской», но больших и красивых раковин там нет. Выходим на «Красных Воротах». К сожалению, сейчас облицовка этой станции находится в плачевном состоянии. Всюду заметны потёки от грунтовых вод, замазанные красной краской выходы солей и просачивание воды. Несмотря на это, станция весьма интересна для палеонтологов. Здесь есть уже знакомый нам желто-бежевый «биюк-янкой», а в нем видны колонии кораллов. Есть и красный мрамор. Не совсем ясно его происхождение — в разных источниках, причем вполне достойных доверия, указываются как уральские месторождения в районе Нижнего Тагила, так и район грузинского села Шроша.

Мы покидаем эту мрачную станцию и перебираемся на «Комсомольскую», расположенную чуть дальше от центра на той же самой «красной» Сокольнической линии, первой линии столичной подземки. Колонны «Комсомольской»-радиальной содержат в себе морских лилий, колонии кораллов и раковины моллюсков-двустворок. Но наибольший интерес в этом транспортном узле представляет переход от «Комсомольской»-кольцевой к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам. В его стенах можно увидеть четыре практически целых наутилуса, множество морских лилий, хорошо заметных, белых в темно-красном камне.

Брюхоногий моллюск в облицовке перехода между станциями «Курская»
Брюхоногий моллюск в облицовке
перехода между станциями
«Курская»

По кольцевой линии переезжаем от «Комсомольской» на станцию «Курская». Переходим на «синюю» (она же третья) Арбатско-Покровскую линию. В стенах этого перехода видны очень интересные образцы палеофауны. Это брюхоногий моллюск и колония кораллов. Достаточно обычные для желтого камня, в красном мраморе такие окаменелости редкость.

«Синяя» линия метро, на которой мы оказались, пожалуй, самая интересная для любителя окаменелостей. В первую очередь осмотрим станцию «Электрозаводская». В палеонтологическом музее Московского метрополитена она входит в число двух главных залов. Здесь почти везде можно обнаружить следы былой жизни. Пол возле глухой торцовой стены станции представляет собой настоящий коралловый риф. Колонии кораллов, как минимум четырех видов, можно увидеть в желтом мраморе пола.

Прекрасно сохранившийся наутилус с «Электрозаводской»
Прекрасно сохранившийся наутилус
с «Электрозаводской»

Облицованные уже знакомым нам темно-красным мрамором стены содержат множество окаменелостей. Во-первых, это два прекрасно сохранившихся наутилуса. У одного из них жилая камера раковины, в которой обитал сам моллюск, оказалась столь велика, что горная порода не заполнила ее полностью и строителям пришлось замазывать отверстие цементом. Во-вторых, на станции видно множество мелких раковин брахиопод, членики морских лилий и игла морского ежа — очень необычный для московского метро образец. Эта игла аналогична иглам из подмосковных известняковых карьеров, хотя камень добыт за тысячи километров от Москвы в Прохоро-Баландинском месторождении в Челябинской обл. Все эти окаменелости относятся к каменноугольному периоду палеозойской эры, им около 300 млн лет.

Станция «Электрозаводская». Игла морского ежа
Станция «Электрозаводская».
Игла морского ежа

Теперь по Арбатско-Покровской линии движемся в центр, на станцию «Площадь Революции». Она знаменита своими скульптурами, но мало кто знает, что она уникальна и своей палеофауной. Колонии кораллов в колоннах этой станции достигают метра в диаметре. А кроме них в камне встречаются очень необычные двустворчатые моллюски — рудисты. Эти обитатели морей мелового периода поразительно похожи на одиночные кораллы. Одна створка раковины у них напоминает кубок, а вторая служит крышечкой этого сосуда.

Следующая станция — «Арбатская» Арбатско-Покровской линии (не путать с ее тезкой на Филевской, «голубой» линии). Можно было бы и проехать ее без остановки, но на один экспонат там все же стоит взглянуть. Интересующим нас камнем облицована нижняя часть пилонов на «Арбатской». Это большая, почти двадцатисантиметровая раковина брахиоподы. Брахиоподы, внешне похожие на двустворчатых моллюсков, — самостоятельный тип животных. В их раковинах выделяют не правую и левую симметричные створки, а брюшную и спинную, довольно сильно отличающиеся друг от друга. Брахиопода на «Арбатской» разрезана очень удачно, можно рассмотреть ее внутреннее строение. Видно отверстие, через которое животное специальной ножкой крепилось ко дну. Заметны щупальца, которые брахиопода высовывала из раковины для сбора пищи. Расцвет этих животных приходится на палеозой, именно тогда они во множестве обитали в теплых морях. В настоящее время брахиопод на Земле сохранилось очень мало, в основном в Индийском океане, многие даже никогда не слышали такого слова.

Аммонит со станции «Парк Победы»
Аммонит со станции «Парк Победы»

Рассмотрев брахиоподу, садимся в поезд и едем от центра к конечной точке нашего маршрута и одновременно конечной станции Арбатско-Покровской линии (пока, до продления в Крылатское). На закуску — самое интересное. Станция «Парк Победы» — одна из самых глубоких и молодых станций столичного метро — не похожа ни на какую другую станцию. И окаменелости, которые можно на ней увидеть, практически нигде в нашем подземном палеонтологическом музее больше не встречаются. Здесь мы попадаем в мезозойскую эру. На Земле царили динозавры, а в морях — головоногие моллюски — аммониты и белемниты. Аммониты — близкие родственники уже знакомых нам наутилусов — самые интересные экспонаты этого зала. Сначала оранжевые стены станции покажутся вам совершенно однообразными. Но присмотритесь — и вы увидите множество раковин, практически в каждой колонне заключен хотя бы один аммонит. Диаметр некоторых раковин достигает 70 см. Здесь встречаются аммониты нескольких видов. Интересно, что среди них есть так называемые гетероморфные аммониты. Если у обычных аммонитов, как и у наутилусов, раковина представляет собой туго свернутую спираль, то у гетероморфных спираль развернута, ее обороты не соприкасаются, а иногда раковина и вовсе похожа на клубок или узел. Иногда видно, что внутри большой раковины аммонита находятся более мелкие аммониты. Судя по всему, они падали сверху в пустую раковину да так и окаменели вместе.

Брахиопода с сохранившимся внутренним строением с «Арбатской»
Брахиопода с сохранившимся
внутренним строением
с «Арбатской»

Кроме аммонитов на «Парке Победы» можно увидеть и другой тип головоногих моллюсков — белемнитов. Их ростры — внутренние раковины, в народе именуемые «чертовыми пальцами», отличаются на этой станции серым цветом и хорошо видны на оранжевом фоне. Они невелики, максимум 10 см, но в них четко видно внутреннее строение. При жизни белемниты были очень похожи на кальмаров и вели такой же образ жизни. Они вымерли в конце мезозоя, как и аммониты. Оранжевый мрамор на станции «Парк Победы» относится к юрскому, или меловому периоду мезозоя, это приблизительно 80—100 млн лет назад.

На этом наша экскурсия заканчивается. Не посещенными остались многие станции, имеющие палеонтологические объекты, но самые интересные залы музея мы осмотрели. Есть окаменелости на «Площади Ильича», «Первомайской», «Каширской», «Бульваре Дмитрия Донского», «Динамо» и некоторых других станциях. Впрочем, вполне вероятно, что многие окаменелости пока еще не замечены палеонтологами. Так что, проходя по станциям и переходам московской подземки, посмотрите вокруг, вдруг вы первыми увидите в камне удивительную раковину живого существа, жившего на Земле задолго до динозавров.

Фото автора с сайта
www.paleometro.ru