Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2005

Дискуссия


Для чего нужно
учить школьников географии?

Э.Л. ФАЙБУСОВИЧ
доктор геогр. наук, профессор Санкт-Петербургского
государственного университета экономики и финансов

Эрнест Львович Файбусович на открытии XIV Всероссийской олимпиады по географии в г. Рязани 25 апреля

Эрнест Львович Файбусович
на открытии XIV Всероссийской
олимпиады по географии
в г. Рязани 25 апреля

От убедительного ответа на этот вопрос зависит судьба предмета в школе, его содержание. Из него следует исходить при разработке стандарта. Казалось бы, в любом учебнике географии много говорится о пользе изучения ее, много написано методистами о важном значении формирования географической культуры каждого человека и общества в целом. Издавна отношение к географии было различным. От Канта идет определение ее как образовательной науки первого ранга, но столь же долго держится убеждение госпожи Простаковой в том, что география — не дворянская наука, поддержанное авторитетом Льва Толстого, считавшего географию наукой «не крестьянской». По словам Л.С. Берга, «география была и есть любимейшая наука русских со времен летописца Нестора». Но через 50 с лишним лет после этого высказывания интерес к географии в России в значительной мере утрачен и в обществе, и в образовании. Между тем в средней школе в условиях информационной революции — развития телевидения, широкой компьютеризации и интернетизации, расширения реальной возможности путешествовать — учебному предмету «География» трудно что-то противопоставить.

Стоит вопрос о новых идеях в области школьного географического образования, вплоть до предположения о нецелесообразности существования этого предмета в учебном плане, по крайней мере в нынешнем его виде. В решении этой проблемы должны быть учтены интересы пяти основных групп «заказчиков»:

1) интересы общества в целом, формирующего государственный заказ на образованного гражданина;

2) ведомственные интересы руководителей образования, вынужденных распределять ограниченные ресурсы учебного времени между предметами, имеющими первостепенное значение, и надуманными второстепенными (далеко не всегда этот выбор можно назвать оптимальным и бескорыстным);

3) интересы представителей сфер деятельности, в которых ощущается потребность в кадрах с определенными знаниями и навыками прагматического характера, полученными на уровне допрофессиональной подготовки (армия, транспорт, туризм), или с достаточной общей подготовкой для получения профессионального образования (экономического, геологического);

4) интересы родителей школьников; эти интересы крайне противоречивы: одни желают обучать своих детей в гимназиях древним языкам, другим хватает элементарной грамотности их чад;

5) интересы самих школьников; их познавательные интересы формируются в значительной степени самим процессом обучения географии и содержанием предмета, то есть они наиболее управляемы.

Основные идеи в области содержания школьной географии сводятся к следующим четырем позициям.

1. Главное внимание уделяется формированию определенного — необходимого и достаточного — объема фундаментальных географических знаний о предмете изучения географической науки.

2. Географический материал используется для формирования в первую очередь познавательных способностей школьников (логического мышления, памяти, воображения).

3. Обучаемым дается некоторая сумма знаний, умений и навыков прикладного характера, необходимых во взрослой жизни.

4. Суть географического образования видится в создании у обучаемых калейдоскопа «образов мест», из которых должна складываться «географическая картина мира», но скорее всего образуется в памяти нечто вроде фрагментарного путеводителя по странам мира.

В чистом виде ни одна из позиций не может быть реализована полностью. Обычно в каждую из них в той или иной мере включаются элементы трех остальных. Но наиболее четко в современной методической мысли выражены первая и последняя позиции. Соединить их эклектически вместе нельзя. Необходим высший синтез, и он должен быть осуществлен в ближайшее время общими усилиями, если география в средней школе хочет выжить.

География в Якутии:
Наука и образование. — Якутск. 2003