Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2005

День учителя географии.
Сообщение, сделанное 5 апреля 2005 г.
в Московском городском доме учителя


Методы закрепления и
проверки знаний на уроках
социально-экономической
географии

Е.А. СЕГАЛ,
преподаватель географии
Педагогического колледжа № 5 г. Москвы

Одно из направлений научной деятельности нашего педагогического колледжа — технологичность учебного процесса. Под технологичностью учебного процессамы понимаем такой набор форм, методов, приемов и средств обучения и такую последовательность их применения в ходе учебного занятия, которые обеспечивают наивысшую эффективность учебно-познавательной деятельности. В этой статье представлены те формы, методы и приемы проверки и закрепления знаний, которые кажутся мне наиболее эффективными на занятиях по социально-экономической географии.

1. Блиц-опрос

Практически в начале каждого занятия я использую метод настройки— блиц-опрос: в очень высоком темпе задаются короткие вопросы, которые подразумевают точные конкретные ответы, например:

— Численность населения мира.

— Страна, занимающая первое место по добыче нефти.

— Столица Филиппин.

— Какие электростанции преобладают во Франции.

— Кто стоит во главе государства в Таиланде.

— Отрасли международной специализации Японии.

— «Стальное герцогство».

Данный прием позволяет быстро войти в рабочий ритм, настроиться на изучение географии, тонизирует не только учащихся, но и преподавателя (согласитесь, приятно увидеть в самом начале занятия «лес рук»). Но этот метод преследует и другую цель: если какие-то вопросы повторяются из урока в урок, то определенный фактический материал наконец запомнит даже самый нерадивый троечник. Для социально-экономической географии, на мой взгляд, это особенно важно. Ведь ее изучение предполагает владение большим объемом цифр и фактов. Повторяющийся блиц-опрос облегчает ребятам запоминание.

2. Задачи на пересечение множеств

Дадим слово автору «Великой дидактики» Яну Коменскому: «...различие способностей есть не что иное, как уклонение или недостаток естественной гармонии... Против недостатков ума человеческого пригоднейшим средством будет такой метод, посредством которого умерялись бы уклонения. Вследствие этого наш метод приспособлен для посредственных способностей (какие встречаются чаще всего), чтобы не было недостатка в тормозах для сдерживания более тонких натур... равно как в шпорах для побуждения более медленных».

Традиционное обучение ориентировано на «среднего ученика». Что же делать с «уклонениями»? Способных и талантливых — тормозить и сдерживать (один учитель не может бросить всех и бежать вперед с двумя талантами)? Неспособных и медленных — пришпоривать, побуждать, стимулировать (один учитель не может бросить всех и вернуться с двумя отстающими десятиклассниками к материалам 6-го класса)? Как сделать так, чтобы отличница за первой партой не скучала, потому что для нее объясняемый материал элементарен, а «Камчатка» не страдала от того, что им ничего не понятно? Мне в решении данной проблемы очень помогли материалы газеты «География» — задачи на пересечение множеств «Властелин колец»*.

Я несколько адаптирую задачи серии «Властелин колец» применительно к условиям и темпу урока и предлагаю вариативные решения. Вот примеры.

ПРИМЕР 1

КРАСИВОЕ КОРОЛЕВСТВО

На этом этапе есть возможность всему классу поработать и повторить королевства — все королевства мира.

2-е кольцо сужает пространство поиска: искомое королевство — в Европе. Таким образом, Малайзия, Непал, Таиланд, Науру, Камбоджа, Бутан, Тонга, Лесото, Свазиленд, Марокко и нефтяные монархии могут, как говорят школьники, «отдыхать».

А теперь на экране начинается реализация личностно ориентированного подхода.

Вид Лондона. Big Ben — для того, чтобы двоечники почувствовали себя знатоками географии и легко дали ответ: «искомая страна в пересечении множеств — Великобритания».

Виды Амстердама (с кратким комментарием учителя о путешествиях Петра I) — для любителей истории.

Картина Гойи расширяет знания учеников о мировой живописи. Идет комментарий учителя о том, что четырнадцатым на этой картине художник изобразил сам себя, не потому что принадлежал к монаршей фамилии, а так как был суеверен и боялся, что картина с «чертовой дюжиной» будет несчастливой. Такие рассказы дети запоминают с удовольствием и навсегда. Вы скажете: «Какая же это география». Может, и никакая. Но теперь все мои ученики твердо запомнили: «Испания — это страна с монархической формой правления».

Теперь меняем слово при втором кольце. На место Европы приходит Азия. А на экране появляется вид Мекки. Ответить сразу — обычно под силу лишь детям, всерьез интересующимся предметом. Зато потом Мекка как объект хаджжа и Королевство Саудовская Аравия становятся в сознании моих учеников яркими реалиями.

«Волшебные» кольца позволяют индивидуализировать обучение, использовать максимум межпредметных связей и тем самым увеличивать мотивацию учеников, ведь каждый найдет для себя что-то интересное.

ПРИМЕР 2

БОЛЬШАЯ ЗВУЧАЩАЯ РЕСПУБЛИКА

В пересечении из семерки остаются 4 страны: Япония и Великобритания отпадают как монархии, а Канада, будучи государством в составе британского Содружества, не может считаться республикой в полном смысле слова.

А теперь начнем извлекать четырех претенденток по одной... из музыкальной шкатулки (на самом деле — с лазерного диска, конечно).

Если звучит музыка Баха или Бетховена, то ясно, что речь идет о Германии. Если фрагменты из опер Верди, то Италия. Элвис Пресли — США. Ну а музыка из «Кармен»...

— Да нет, дети, это не Испания! Бизе — французский композитор. Но избежать ошибки вы могли, даже не зная этого. Достаточно знать элементарное: Франция является членом «Большой семерки», а Испания — нет.

Метод задач на пересечение множеств можно использовать и без мультимедийной презентации, просто нарисовав круги на доске, показывая виды стран из буклетов, включая магнитофон с записями.

Публикация статьи произведена при поддержке компьютерных on-line курсов для начинающих Neumeka.ru. На сайте вы получить всю актуальную информацию об устройстве и использовании компьютера в виде учебника и видеокурсов. Узнаете, как переносить информацию, как записать файлы на диск и какими бывают эти самые диски, как пользоваться редакторами и многое другое. Сможете задать интересующие вас вопросы на форуме. Курсы помогут вам стать с компьютером и интернетом «на ты».

3. Узнай страну

На мой взгляд, очень важно создавать ситуацию успеха не только постоянным словесным поощрением, но и условиями конкуренции, которые всегда стимулируют активность на занятии. Поэтому я часто делю класс на несколько соревнующихся команд и предлагаю им задания, направленные на развитие способностей объяснять те или иные понятия, явления, на развитие творческого начала.

Играем. Одномуиз членов команды на лоб прилепляю стикер (клейкую бумажку) с названием страны или каким-нибудь географическим термином. Игрок не видит, что написано на бумажке. Задача остальных членов команды — объяснить первому участнику заданное понятие. Учитель должен, безусловно, направлять и контролировать процесс, иначе у игроков возникает желание дать очень простое, самоочевидное объяснение (например, в случае с Австралией просто сказать: «Кенгуру»). Для того чтобы этого не произошло, нужно определить правила игры: задача первого участника (со стикером на лбу) — отгадать страну, второго — назвать форму правления, третьего — численность населения или какие-то яркие, характерные для страны демографические характеристики, четвертого — характеристики этнографические, пятого — отрасли международной специализации страны. Учитель, в качестве ведущего, может задавать наводящие вопросы каждому из членов команды: «На каком типе электростанций основана энергетика страны?», «Кто из великих там родился?» и т.д.

На стикере на лбу написано слово «Египет». Ученица знаками пытается изобразить конфигурацию нильской Дельты, чтобы помочь подружке себя идентифицировать

На стикере на лбу написано слово «Египет».
Ученица знаками пытается изобразить
конфигурацию нильской Дельты, чтобы
помочь подружке себя идентифицировать

Вариант игры: один из участников получает карточку с географическим термином или названием и должен объяснить своей команде без слов (пантомимой) это понятие.

Подобные виды деятельности разряжают обстановку на уроке (и это хорошо для класса), но при этом дают возможность оценить работу каждого (и это удобно учителю).

4. Задачи на исключение
заведомо неверных утверждений

Знаменитые «разминки» в газете «География»** значительно облегчает задачу преподавателям. Они развивают логическое мышление, а их остроумное построение создаёт непринужденную атмосферу на занятии. Каждый ученик или группа получают карточку с заданием, через 2 мин. они должны найти правильное определение предложенному названию или термину, используя следующую схему ответа: вначале они называют те два определения, которые явно не подходят, и объясняют почему, а затем единственно верный вариант. Вот примеры (некоторые из них адаптированы на основании «разминок» газеты «География», некоторые составлены мною специально для урока):

Самая большая площадь Европы находится:

1. В Париже на набережной Луары.
2. В Риме, возле крупнейшего в мире протестантского собора Св. Петра.
3.В Харькове, где прежде располагалось правительство Украины.

Ахаггар:

1. Древний город Индии, где расположен храмовый комплекс — шедевр иудейской культуры.
2. Нагорье в центральной Сахаре на территории Алжира.
3. Горный баран, обитающий в горах Северного Урала выше 5000 м.

Вау:

1. Восклицание Христофора Колумба, когда он увидел остров Манхэттан, ядро будущего Нью-Йорка.
2. Город в бассейне Белого Нила на юго-западе Судана.
3. Город на границе ЮАР и Анголы.

Огбомошо:

1. Небольшой рыболовецкий порт в США, в южной части полуострова Калифорния.
2. Город на юге Западной Сибири в бассейне Тихого океана.
3. Город на юго-западе Нигерии в штате Ойо, рынок скота.

Луза:

1. Разрушенный землетрясением IX в. древний славянский город, находившийся близ границы современной Вологодской и Новгородской областей.
2. Город в Кировской области в бассейне Белого моря.
3. Контрольно-пропускной пункт на границе Калининградской области РФ и Латвии.

Шаффхаузен:

1. Город в Швейцарии на границе с Германией.
2. Научная станция на территории Антарктиды вблизи Северного полюса.
3. Лейтенант российского регулярного флота, немец по происхождению, командовавший группой российских военных кораблей в Балтийском море в царствование Михаила Федоровича.

5. Тематический плакат

Думаю, многим моим коллегам знакомо чувство разочарования после урока: 45 минут пролетели и не хватило времени рассказать еще массу интересных вещей. Я «удлиняю» учебное время с помощью опережающего задания: по теме будущего занятия группа учеников делает плакат. Такое задание преследует множество целей:

• реализуется творческий подход к оформлению кабинета, причем только силами учащихся;

• ребята приобретают опыт работы в команде, распределяют обязанности (кто-то отвечает за подборку материала, кто-то — за художественное оформление);

• ученики на переменах или после уроков имеют возможность подробно ознакомиться с содержанием плакатов, расширить свой кругозор;

• создается дополнительный иллюстративный материал для занятий;

• реализуются личностно ориентированные технологии: выбор объекта и предмета, то есть страны или региона и тематики плаката, выбор состава группы участников;

• занятие проходит интереснее и на более высоком уровне, когда в классе есть группа учеников уже знакомых с определенными аспектами нового материала.

6. География в рисунках

На мой взгляд, целью страноведческого образования (которому и посвящена региональная половина курса социально-экономической географии в 10-м классе) является формирование целостных образов изучаемых территорий. Образное понимание географического пространства, конструирование конкретных географических образов наиболее эффективно с помощью метода «география в рисунках». Возможно несколько вариантов использования этого метода.

Географический рисунок Швейцарии. Учащаяся воспроизводит на доске контур страны, подписывает сопредельные страны. Внутри контура символическими изображениями отмечается то, что составляет специфику страны. В данном случае — часы, банк, Альпы, сыр, самолет с туристами и Женевское озеро

Географический рисунок Швейцарии. Учащаяся воспроизводит на доске
контур страны, подписывает сопредельные страны. Внутри контура
символическими изображениями отмечается то, что составляет
специфику страны. В данном случае — часы, банк, Альпы, сыр,
самолет с туристами и Женевское озеро

• Начать занятие со слов: «Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите: Япония, Италия, Польша, Бразилия...» Нарисовать на доске контуры страны и в форме изображения дать первоначальные ответы. Подводя итоги занятия, я спрашиваю: «Как расширились ваши представления о стране?». И каждый называет еще одну вещь, которую мы рисуем в добавление к образу, тем самым закрепляя знания, полученные на занятии.

• В начале урока, во время блиц-опроса, один или несколько учеников получают задание: нарисовать образ той или иной изученной страны. Через 5—7 минут весь класс подключается к обсуждению этого образа, добавляя свои идеи и ассоциации.

• После того как классом изучен определенный регион, можно дать домашнее задание: нарисовать образ любой из стран данного региона. Задание должно быть обязательно конкретизировано, например, не менее 10 ассоциаций, причем они должны быть из разных сфер: политической, демографической, экономической, культурной. Такие карточки стран можно затем предложить «расшифровать» другим ученикам или использовать на следующий год при объяснении данной темы.

Великий немецкий географ Альфред Геттнер писал: «Кто внимательно наблюдает природу какой-нибудь страны, тот носит у себя в голове большое количество образов, составляющих в своей совокупности некоторое единство; только это единство и может интересовать географию». Детально разработанный и хорошо структурированный образ страны фактически есть упорядоченное представление о ней. Конечно, лучше всего это проиллюстрировать с большими и разнообразными странами, поэтому в конце изучения темы «Районы США» я всегда даю задание: на контурной карте США отметить 4 района и нарисовать образ каждого из них.

7. Географический фестиваль

Это интересная форма подведения итогов годового изучения социально-экономической географии мира и страноведения. Наш фестиваль — целое представление, костюмированный вечер на сцене колледжа. Основные дидактические задачи фестиваля: свести воедино все знания, полученные за учебный год, вспомнить яркие образы стран и еще раз задуматься над тем, сколь многообразен мир, в котором мы живем.

Все эти задачи воплощаются в жизнь следующим образом. Каждый ученик играет роль представителя какой-либо страны и рассказывает о ней, но саму страну при этом не называет; это задача остальных участников фестиваля — узнать о какой стране идет речь. Оживляют фестиваль национальная музыка и танцы и, конечно, костюмы. Обычно первоначальный интерес ребят и связан с костюмами, и от всех я слышу один и тот же вопрос: «А как должен быть одет швед, индеец, бербер, гречанка, японка и т.д.?» С этого и начинается поиск образа. Я показываю ученикам видеозаписи прошлых лет, чтобы они поняли, каким образом подать свой персонаж, причем героем может быть не просто житель той или иной страны, а знаменитый литературный герой или кто-то из великих, рассказывающий о своей деятельности и своей стране. Текст мы с ребятами пишем в соавторстве: вначале они приносят свои наработки, которые мы затем вместе корректируем.

Вот некоторые примеры «самопрезентаций» на географическом фестивале.

Я один из последних индейцев гуарани. Название моей страны означает «река, где живет певчая птица». По преданию, название столице дал сам Фернан Магеллан, бросив якорь, он закричал: «Вижу гору! Монте видео!»

Уругвай

Мы два капитана-регента, соправители крошечного государства. С давних пор установилась традиция, обращаясь даже к одному из нас, нужно было использовать множественное число. Лингвисты считают, что именно из нашей страны пришел обычай употреблять местоимение «вы» для вежливого обращения.

Сан-Марино

Я из государства полиглотов, каждый из нас говорит на трех языках: немецком, французском и своем национальном языке. На улицах надписи на французском, по-французски говорят в суде, а вот в парламенте — и на французском, и на немецком, причем оба эти языка проходят в школе. В обыденной жизни мы говорим и на национальном языке. За нами закрепилась слава виноградарей и музыкантов. Наша любимая шутка звучит так: «Один житель нашей страны — садовник, два — спор в кафе, три — оркестр».

Люксембург

Мы любим сравнивать свою родину с двумя корзинами, висящими на коромысле. «Корзины» — это более расширенные север и юг, где располагаются дельты двух рек Хонгха и Меконга. «Коромысло» — соединяющая их узкая полоса центральной части, в которой горы подходят почти к самому берегу. Наше традиционное занятие — рыболовство.

Вьетнам

У нас слишком много географии и слишком мало истории. В нашей огромной стране на каждого человека приходится по 30 га полей и лесов, гор и болот. На каждых семерых — по озеру. У нас в стране говорят на двух языках: английском и французском. Даже гимн двойной: если в английском варианте воспевается страна «от Восточного до Западного моря», то во французском варианте упоминается «гигантская река» (река Св. Лаврентия, на берегах которой возникли первые французские поселения).

Канада

Для тех кто боится сцены, есть возможность выступать не по одному, а вместе, представляя штаты США, земли Германии и т.д.

Я представитель самого северного народа на свете. Мой язык один из самых сложных в мире: он содержит 252 суффикса, зато в нем совсем нет ругательств. Наш край на 1/3 лежит за Северным полярным кругом. Он обширен, но малолюден. Раньше этот край был частью России, но в 1867 г. его продали, а сделал это Александр II.

Эскимос, Аляска

А в моем языке всего 8 согласных и 5 гласных, но именно поэтому он необычайно труден для изучения. Здесь находится военно-морская база Перл-Харбор, которую в 1941 г. атаковали японцы, после чего наша страна вступила во Вторую мировую войну.

Гавайи

Цитрусовые из нашего края едят по всей стране. К нам приезжает 50 млн туристов в год. Мыс Канаверал является главным космодромом страны.

Флорида

Все было тихо и спокойно, и вдруг в 1848 г. нашли золото. Как завороженные, люди слушали фантастические рассказы о миллионных состояниях, добываемых за несколько дней, о золотых самородках величиной с лошадиную голову. Ринулись тысячи ловцов удачи и искателей счастья. До сих пор нас называют «золотым краем».

Калифорния

И снова уместно вспомнить о конкурентной среде, которая еще больше стимулирует деятельность ребят, поэтому фестиваль я делаю в виде соревнования с большим количеством номинаций («Лучший текст», «Лучший костюм», «Самый артистичный», «Лучший танец» и т.д.) и географическими призами-сувенирами из разных стран. В качестве жюри выступают ученики 11-го класса, которые с удовольствием освежают свои познания в географии.

А закончить мне бы хотелось тем, что, на мой взгляд, и в XXI в. с его мультимедийными возможностями основным методом работы на уроках является живое слово преподавателя.


* См. № 38, 39, 42, 48/2005 и многие предыдущие выпуски.

** См., например, № 2 и 8/2005, а также многие предыдущие выпуски.