Идеология желанной
географии |
Наша Австралия
Обзор работ,
поступивших на третий тур конкурса
«Страноведческий учебник»
Методика и содержание
Д.В. ЗАЯЦ
Окончание. См. № 11/2005
ФОТОГРАФИИ
Чаще всего предлагаемые сюжеты:
1. Животный мир Австралии.
2. Массив Улуру (Айерс-Рок).
3. Жители Австралии (чаще всего предлагаются
австралийцы-аборигены, но типичны ли они для
современного облика нации?).
4. Облик австралийских городов (оперный театр
в Сиднее, центр Перта, Канберра).
5. Подводный мир Большого Барьерного рифа.
6. Вид типичной австралийской пустыни (еще
надо бы разъяснить, какая там «типичная»).
7. Объекты горнодобывающей промышленности.
8. Пасущиеся овцы.
М.В. Бахтарова отмечает, что поскольку
Австралия — страна многообразная, то и материал
о ней должен иллюстрироваться несколькими
фотографиями, показывающими контрасты
территории, например: пустынный ландшафт,
панорама центра Сиднея.
Вообще же, следует учесть, что удачную
фотографию по Австралии найти довольно трудно —
страна всё-таки очень удалена от нас. Тем важнее
использовать любые связи, способные приблизить
вашим ученикам Австралию. Вот что пишет
каслинская учительница Н.В. Малашева: «В
1985 г. возглавляемый мною пионерский отряд
носил имя Зои Космодемьянской, и ребята вели
переписку с моряками одноименного теплохода.
Письма получали часто, и весь класс
путешествовал по маршруту корабля. Однажды
пришло письмо из Австралии с острова Грут-Айленд,
где судно загружалось марганцевой рудой. До сих
пор храню фотографии: команда у карьера, где
добывают руду, на обогатительной фабрике и в
поселке аборигенов. Нынешние ученики
рассматривают их с завистью».
ТЕМЫ КАРТОСХЕМ
Плотность населения (Н.Г.Исхнопуло,
Е.Ю.Луговая).
Внешние экономические связи (Е.Ю.Луговая).
Использование земель (Н.В.Малашева).
Административно-территориальное деление (А.Л.Миллер,
А.В.Афиногенова, И.Н.Панкратов).
Расположение промышленного пояса Австралии (Л.Н.Уткин).
Экономическая карта (В.Г.Глотова, Н.Ф.Ефимов,
С.Д.Аленина, Е.Егоров).
Экономическое районирование Австралии (С.Д.Аленина,
П.И.Лунев).
Увеличение ареала диких кроликов как
показатель динамики расширения территории
европейского освоения, своеобразной
хозяйственной ойкумены (А.Н. Крамарев), но
эта крайне любопытная иллюстрация, возможно,
чересчур смела для школьного учебника.
Комментарий жюри № 1
С картосхемами пока плохо. Почти нет таких,
которые не просто были бы вместилищем или кассой
информации, а акцентировали бы важнейшее,
создавали бы яркий пространственный образ,
выражали бы идею, подталкивали к выработке идей.
Пожалуйста, дорогие коллеги, не ограничивайте на
этом этапе свою фантазию, не бойтесь быть даже
некорректными. Вместе, общими усилиями, мы
доведем потом красивую идею до прекрасного
совершенства. А без умных картосхем великолепный
учебник по географии (а мы должны сделать
великолепный) не получится. Карта — альфа и
омега...
ТАБЛИЦА (СХЕМА)
Очень любопытна идея Н.В. Малашевой,
предложившей расположить здесь графики роста
численности населения страны и падения
поголовья овец по годам. Именно этот материал
покажет, как и когда именно Австралия
пересаживалась с овцы на вагонетку.
Е.Ю.Луговая предлагает поместить диаграмму,
показывающую долю Австралии в мире по
территории, населению, ВВП, экспорту (как в атласе
для 10-го класса А.П.Кузнецова). Сходное
предложение поступило и от Л.В.Бикбовой.
А.Л.Миллер ставит половозрастную пирамиду
населения Австралии. А.Н.Крамарев рассчитывает
дать первые десятки стран мира по добыче
ювелирных алмазов и экспорту сахара (у Австралии
здесь почетные вторые места). От З.О.Лысенко,
В.Г.Глотовой, П.И.Лунева и В.Е.Сениченко поступили
предложения заполнить это место теми
показателями экономического развития, по
которым Австралия занимает лидирующие места в
мире.
Н.Г.Исхнопуло советует поместить таблицу с
величиной добычи Австралией основных видов
минерального сырья. Л.Н.Уткин просит сделать
таблицу, показывающую распределение по регионам
мира (среди них Австралия и Океания) добычи нефти,
газа, угля, железной руды, производства стали,
электроэнергии, продукции машиностроения. А.В.
Афиногенова и С.Д.Аленина видят здесь круговую
диаграмму структуры внешнеэкономических связей
Австралии.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Об австралийских алмазах и опалах.
О Большом Барьерном рифе.
Об озере Эйр, значительно изменяющем свою
площадь по сезонам года.
О столице Австралии Канберре.
О крупнейшем городе страны Сиднее и его
архитектурных достопримечательностях.
О городе Мельбурне.
О «кроличьей напасти».
О цинковой промышленности Австралии.
О внешних экономических связях.
Об Азиатско-Тихоокеанском регионе и роли в нем
Австралии.
М.В.Бахтарова вместо дополнительного материала
предлагает поместить список художественной и
научно-популярной литературы об Австралии, а
О.З.Лысенко такой список уже подготовила.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Хорошие, не репродуктивные, вопросы и задания,
побуждающие к мыслям, а не к поиску готового
ответа в учебнике, в этом туре, как и в предыдущем,
были в дефиците. Вот наиболее, на наш взгляд,
интересные:
Овцеводство для Австралии — дело прибыльное.
Так почему же поголовье овец не увеличивается? (Н.В.Малашева)
Почему Австралия в отличие от США, тоже в
прошлом колонии Великобритании, сейчас имеет
численность населения почти в 15 раз меньшую? (П.И.Лунев)
Один из путешественников назвал Австралию
«высохшим осенним листом с зеленой кромкой».
Какие особенности природы материка он имел в
виду? (А.Л.Миллер)
По каким критериям Австралию можно отнести к
странам переселенческого капитализма? (А.Н.Крамарев)
Какие отрасли обрабатывающей промышленности
Австралии, по-вашему, могут быть
конкурентоспособными на мировом рынке? (О.З.Лысенко)
Какие атрибуты британского владычества
сохранила Австралия? Подумайте, почему
австралийцы не склонны изменять статус страны (В.Г.Глотова).
Канберра была специально построена, чтобы
решить спор между Сиднеем и Мельбурном за право
называться столицей. Знаете ли вы аналогичные
примеры в других странах (обустройство новой
столицы, спор между городами за столичный статус
и пр.)?
(И.Н.Панкратов)
Комментарий жюри № 2
Идеи отличные, но опять, как и в параграфе о
Саудовской Аравии, далеко не всегда материалы
учебника позволяют учащимся ответить на
поставленные вопросы. К сожалению, «вопросная
болезнь» очень распространена среди географов:
«Я спрошу, лишь смутно представляя модель ответа
(или не зная его наверняка), а ученики там
чего-нибудь ответят». Математики, например, так
себя не ведут. Коли они задают задачу или пример,
то твердо знают решение и ответ. Поэтому
математика и куда более уважается в школе.
Давайте брать пример с коллег. Сказанное вовсе не
означает, что вопросы должны быть элементарно
репродуктивными или голо фактологическими.
Совсем не обязательно, чтобы в тексте учебника
содержались прямые ответы на вопросы. Вполне
допустим и такой педагогический прием, что в
учебнике ставятся вопросы, ответы на которые
известны только учителю, и это помогает ему
организовать увлекательную, почти детективную
работу в классе.
Положим, однако, теперь за правило: если
достаточно ясного решения поставленных вопросов
в тексте учебника и в атласе не содержится, автор
вопроса прикладывает к своей присылаемой на
конкурс разработке на отдельном листке ответ,
модель ответа, алгоритм ответа или советы
учителю, как организовать обсуждение, какие
гипотезы, выдвигаемые учащимися, принять, какие
подвергнуть критике и т. п. Эти листки не
забывайте подписывать. Они войдут в пособие для
учителя, над которым мы, таким образом, начинаем
параллельную работу.
ИТАК, БОЛЬШЕ СМЕЛЫХ И ИНТЕРЕСНЫХ ВОПРОСОВ!
БОЛЬШЕ ИНФОРМАТИВНЫХ, УМНЫХ, С ПРОСЧЕТОМ
ВАРИАНТОВ И ХОДОВ ДЕТСКОЙ МЫСЛИ, ОТВЕТОВ!
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЗАЗУБРИТЬ
Порядок цифр: площадь территории и население,
производство товаров главных статей экспорта
(бокситы, каменный уголь, овечья шерсть, урановая,
железная и марганцевая руда).
Географические названия: основные моря,
заливы, проливы, омывающие Австралию (например,
Коралловое море, Бассов и Торресов проливы, залив
Карпентария); острова и полуострова (Тасмания,
Кейп-Йорк, Арнемленд); формы рельефа (Большой
Водораздельный хребет, гора Косцюшко); пустыни
(Большая пустыня Виктория, Большая Песчаная
пустыня и др.); реки (Муррей, Дарлинг); озеро (Эйр);
крупнейшие города (Мельбурн, Сидней, Канберра,
Брисбен, Аделаида, Перт).
Понятия: эндемик, Азиатско-Тихоокеанское
экономическое сотрудничество.
Наверное, не стоит давать здесь основные даты
в истории страны, все же пишем мы учебник по
географии. Не нужно и зазубривать все те
организации, в которые входит Австралия, все
равно мы не назовем и большую часть из них. Не
следует, конечно, обольщать себя и тем, что
школьники запомнят объемы добычи бокситов или
марганца, да это и совершенно не нужно.
ТЕМА ДЛЯ ДИСКУССИИ В КЛАССЕ ИЛИ ПОСЛЕ УРОКА
Наиболее интересными вызывающими дискуссию
темами нами были признаны следующие:
Великие горнодобывающие державы мира
(Австралия, ЮАР, Бразилия) — это страны «мирового
Юга» или «мирового Севера»? (Л.В.Бикбова).
Может ли страна с сырьевой ориентацией
хозяйства стать высокоразвитой? (М.В.Бахтарова)
Можно ли Австралии увеличивать численность
населения? (А.Н. Крамарев) Иными словами:
существуют ли резервы малоосвоенных и
неосвоенных земель в стране, или, быть может,
существуют возможности интенсификации
использования существующей ойкумены?
Почему экстенсивное сельское хозяйство в
Австралии преобладает над интенсивным? (А.Н.Крамарев)
Подумайте, какие страны имеют сходную с
Австралией структуру промышленности и (или)
сельского хозяйства? Чем вызвано такое сходство?
Что общего в истории и природных условиях этих
стран? (И.Н.Панкратов)
Экономика Австралии имеет преимущественно
сырьевой характер. При этом страна является
развитой, с высоким уровнем жизни. Многие страны,
имеющие «сырьевые» экономики (например,
африканские), живут бедно. Подумайте, в чем
причина такого различия (И.Н.Панкратов).
Какие можно выделить общие черты экономик
Австралии и России? (О.З.Лысенко)
Теперь, пожалуйста, прочтите еще раз
комментарий жюри № 2.
ОБЩИЙ ВЫВОД
Этот раздел в наименьшей степени изобиловал
свежими мыслями и формулировками. Вот наиболее
четкие:
Австралия является примером страны с четко
выраженным сырьевым и сельскохозяйственным
лицом в международном разделении труда (А.Л.
Миллер).
Австралия — экономически развитое
государство, которое широко торгует своими
ресурсами (Л.В. Бикбова).
НЕКОРРЕКТНОСТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ НЕДОРАБОТКИ
Промахи в австралийском туре во многом
аналогичны выявленным и рассмотренным в
предыдущем туре по Саудовской Аравии (см. № 10/2002).
Нельзя, например, признать удачным заголовок
параграфа «Австралия — страна полезных
ископаемых» (а другие — нет?). И уж никуда не
годится «Австралия — родина овцеводства» (овцу
приручили еще задолго до открытия Австралии).
Площадь бассейна Муррея — 1050111 км2 (слишком
точная цифра, не только тяжелая для усвоения, но и
вообще сомнительная: нельзя в пустыне измерить
бассейн с такой точностью; к тому же отсутствует
сравнение с каким-либо более знакомым объектом).
Для тех кто использовал старые данные,
напоминаем, что по поголовью овец Австралию уже
давно обогнал Китай; школьники в глубинных
районах Австралии уже не обучаются по радио, на
смену которому пришел Интернет; промышленность
— не ведущий сектор экономики Австралии, более 60%
населения страны занято в сфере нематериального
производства.
Никуда не годится такой общий вывод:
Австралия — самая уникальная страна мира (во-первых,
каждая страна по-своему неповторима, а
во-вторых, вообще нельзя говорить «самая
уникальная». Уникальная — значит
«единственная». Разговор о «самом уникальном»
напоминает признание: «Ты у меня самый
единственный»).
Явно гиперболизирована формулировка:
«Австралия в сегодняшнем мире незаменима, она
является важным регулятором всех политических и
экономических отношений в мире глобализации».
Современный мир возможно представить без
Австралии; раны, которые мир понес бы в случае
гипотетического «исчезновения» континента, были
бы очень скоро зализаны. Ошибочен тезис, что
Австралия — страна высокого развития благодаря
тесным связям с Великобританией (скорей уж, с
Японией и США).
ПОПРАВКИ
В предшествующих публикациях
об итогах конкурса «Страноведческий учебник»
сделаны ошибки в написании некоторых фамилий.
Редакция и автор обзора приносят участникам
конкурса свои извинения.
Редакция просит также
прощения у Н.Ф. Ефимова. Именно его фамилия, а не
«Филиппов» должна стоять в № 8/2005 на с. 31 в списке
дипломантов II степени конкурса «Я иду на
родительское собрание». Досадную опечатку мы
можем объяснить только тем, что слишком хорошо и
давно знакомы (хотя и заочно) с Николаем
Филипповичем, а дорогих и уважаемых людей порой
называешь про себя по отчеству.
В № 9/2005 следует исправить две
ошибки в материале о Норильске. На с. 8 в правой
колонке в первых строках нижнего абзаца Норильск
ошибочно назван самым крупным городом за
полярным кругом. Это, конечно, не так. Самый
крупный, разумеется, — Мурманск. На с. 11 в цитате,
переходящей из 1-й колонки во 2-ю, даны ошибочные
сведения о том, что путь в Мангазею был закрыт
Алексеем Михайловичем в 1619 г. Действительно, в
1619 г. вышел царский указ о запрещении
«Мангазейского морского хода», чтобы «не дать
немецким людям тово морского пути ведать». Но это
был указ не Алексея Михайловича (начавшего
править лишь в 1645 г.), а Михаила Федоровича.
Следовало также добавить, что указ должного
действия не возымел, и Мангазея как северные
ворота Сибири просуществовала до 70-х годов
XVII в. На допущенные неточности нам указал
профессор А.И. Алексеев, за что редакция выражает
ему признательность. |
Рейтинги участников
по завершении II тура
(«Австралия»)
Участник |
Город/село,
район |
Субъект
федерации |
Баллы за
II тур |
Общая
сумма |
Аленина С.Д. |
г. Тамбов |
Тамбовская обл. |
1,8 |
3,0 |
Афиногенова А.В. |
г. Брянск |
Брянская обл. |
1,8 |
3,3 |
Бахтарова М.В. |
г. Саратов |
Саратовская обл. |
2,0 |
3,5 |
Бикбова Л.В. |
пос. Kамешек,
г. Междуреченск |
Kемеровская обл. |
1,9 |
3,1 |
Выходцев А.М. |
г. Нижневартовск |
Ханты-Мансийский
а. о. |
— |
1,3 |
Глазкова С.В. |
г. Волгоград |
Волгоградская обл. |
1,7 |
3,1 |
Глотова В.Г. |
г. Североуральск |
Свердловская обл. |
2,4 |
2,4 |
Горбачева Е.А. |
г. Шклов |
Могилевская обл.,
Белоруссия |
— |
1,1 |
Егоров Егор |
г. Kраснодар |
Kраснодарский край |
0,9 |
1,8 |
Ефимов Н.Ф. |
хутор Войнов,
Егорлыкский р-н |
Ростовская обл. |
1,5 |
2,7 |
Индюков Ю.М. |
г. Задонск |
Липецкая обл. |
1,5 |
2,6 |
Исхнопуло Н.Г. |
станица Раевская,
г. Новороссийск |
Kраснодарский край |
1,4 |
2,6 |
Иус М.Н |
г. Нижний Тагил |
Свердловская обл. |
— |
1,4 |
Kазьмина Ж.В. |
с. Никольское,
Таловский р-н |
Воронежская обл. |
— |
1,4 |
Kозырькова В.И. |
пос. Kуминский,
Kондинский р-н |
Ханты-Мансийский
а. о. |
— |
1,1 |
Kрамарев А.Н. |
с. Хрещатое,
Алексеевский р-н |
Белгородская обл. |
1,8 |
2,9 |
Луговая Е.Ю. |
станция Ушумун |
Амурская обл. |
1,6 |
3,0 |
Лунев П.И. |
с. Kрасный Октябрь,
Белгородский р-н |
Белгородская обл. |
1,3 |
2,4 |
Лысенко О.З. |
г. Тирасполь |
Приднестровье,
Молдавия |
2,6 |
3,9 |
Малашева Н.В. |
г. Kасли |
Челябинская обл. |
2,5 |
4,1 |
Миллер А.Л. |
г. Санкт-Петербург |
г. Санкт-Петербург |
2,6 |
4,2 |
Панкратов И.Н. |
г. Пущино |
Московская обл. |
2,0 |
3,1 |
Сениченко В.Е. |
г. Астрахань |
Астраханская обл. |
1,0 |
2,0 |
Сметанина Т.П. |
с. Хора-Алдан,
Таттинский улус |
Республика Саха
(Якутия) |
1,0 |
1,0 |
Ступак Г.Н. |
станица Егорлыкская |
Ростовская обл. |
— |
1,1 |
Трифонов А.Ю. |
г. Kиров |
Kировская обл. |
— |
1,7 |
Уткин Л.Н. |
пос. Арти |
Свердловская обл. |
1,6 |
1,6 |
|