Задача 3.
|
В.В. Дубоделов и Т.П. Наумова
|
А.П. Лиферов вручает
|
Основные причины расположения всех каналов в Европейской части страны — бо'льшая экономическая освоенность территории и, как следствие, потребность в развитии транспортного каркаса при разрозненности водных путей бассейнов различных морей. Причины строительства судоходных каналов — объединение системы судоходных путей, для канала имени Москвы — также необходимость решения проблемы водоснабжения столицы и расширение пригородных рекреационных возможностей.
Обоснованно сформулированные критерии выбора мест для строительства каналов: близость русел рек дезинтегрированных судоходных бассейнов, отсутствие орографических преград или незначительный перепад высот в междуречьях.
Более ранние попытки сооружения каналов или волоков между теми же водосборными бассейнами:
А. Беломорско-Балтийский водораздел. «Осударева дорога» (перетаскивание судов из Белого моря в Онежское озеро при Петре в 1702 г.).
Б. Волго-Балтийский водораздел. Предшественник — Мариинская система (XIX в.). Годятся и ответы: Вышневолоцкая система, Тихвинская система.
В. Московско-Волжский водораздел. Канал, который был построен для доставки материалов к строившемуся храму Христа Спасителя (через реки Сестру и Истру) в первой половине XIX в. Озеро Сенеж — сохранившееся водохранилище того водного пути. Годится и ответ: волоки от верховьев р. Москвы в Ламу (память — имя Волоколамска).
Г. Волго-Донской водораздел. Попытку рыть канал на переволоке из Иловли в Камышинку сделал в XVI в. турецкий султан Селим II, желавший провести свой флот в Каспийское море и грозить персам. До сих пор, как утверждают камышинские краеведы, различимы следы этого рва и отсыпанного грунта («Турецкий вал»). Потом Петр I обратил внимание на это место и велел делать перекоп из Волги через Камышинку в Иловлю. Память — населенный пункт Петров Вал к западу от Камышина. Обоим монархам, однако, не удалось довести строительство до завершения.
В сущности, тот же Каспийско-Азовский водораздел, но из Оки, Петр пытался преодолеть и в другом месте — в верховьях Дона у Иван-Озера, в районе нынешнего Новомосковска (Епифанский канал). О печальной судьбе этого несостоявшегося водного пути рассказывалось в нашей газете: Око-Дон//География, № 31/97, с. 1, 3; В.И. Евдокимов. Раненбург//География, № 34/2001, с. 3—4; Межбассейновые переброски: пробы и ошибки (отрывок из «Епифанских шлюзов» Андрея Платонова)//География, № 34/2001, с. 29—30.
КОММЕНТАРИЙ ЖЮРИ
Эту задачу выбрали 118 участников из 189, но правильные ответы дали лишь 67 из них. Некоторые ошибочно посчитали, что схематически изображенные на рисунке объекты — водохранилища, гидроэлектростанции и даже железные дороги!
При определении крайних точек каналов большинство отвечавших ограничились информацией, которую можно считать с карт школьного атласа. Мало кто блеснул эрудицией. У большинства Беломорско-Балтийский канал начинается просто «на севере Онежского озера», а не у поселка Повенец или, на худой конец, не поблизости Медвежьегорска; Волго-Донской канал берет начало от «берега Цимлянского водохранилища» или «в 70 км к западу от Волгограда», а не у г. Калач-на-Дону. Ошибками такие ответы, безусловно, не являются, но географию транспорта своей страны надо бы знать лучше!
Не вызвало проблем объяснение причин того, что все каналы расположены в Европейской части России. Сложнее оказалась историческая часть задачи: лишь каждый пятый указал хотя бы один из водных путей-предшественников современных объектов (обычно назывались Вышневолоцкая или Мариинская системы), лишь четверо дали относительно полные ответы. Значит, не очень хорошо налажены межпредметные связи географии и истории — тревожный симптом!