Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №13/2005

Теоретический тур 26 апреля 2005 г.


Задача 3.
ЛИНЕЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Автор П.Л. КИРИЛЛОВ

На рисунке изображены схемы четырёх объектов в России (в скобках указаны даты начала их эксплуатации). Приведите полные названия объектов и определите (как можно точнее) расположение их крайних точек относительно известных вам географических объектов.

Какие сооружения, обеспечивающие работу этих объектов, показаны на рисунке короткими поперечными линиями? Для чего они необходимы и каков принцип действия этих сооружений? Что показывают на схемах длинные пунктирные поперечные линии?

Объясните, почему все объекты располагаются в Европейской части страны. Сформулируйте общие критерии выбора места для их строительства.

Что вам известно о более ранних попытках сооружения аналогичных объектов в тех же районах? Какой аналогичный объект служил историческим предшественником объекта Б?

Ответ

Речь идёт о четырёх крупнейших судоходных каналах (искусственных водных путях) России.

А. Беломорско-Балтийский канал. Соединяет Белое море (у г. Беломорск) с Онежским озером (у пос. Повенец; ближайший город — Медвежьегорск). Из 222 км 37 км — искусственный путь.

Б. Волго-Балтийский водный путь им. В.И. Ленина). Соединяет Волгу (Рыбинское водохранилище; г. Рыбинск) с Балтийским морем (р. Нева; г. Петрокрепость (Шлиссельбург), можно также указать Санкт-Петербург. На схеме показан канализированный участок от Рыбинска до Онежского оз. (у Вытегры).

В. Канал имени Москвы (до 1947 г. канал Москва—Волга). Соединяет Волгу (Иваньковское водохранилище; пристань Большая Волга, ближайший город — Дубна) и р. Москву (Химкинское водохранилище; Северный порт Москвы). Из 128 км 19,4 км проходят по водохранилищам.

Г. Волго-Донской судоходный канал им. В.И. Ленина. Соединяет Волгу (у г. Волгоград) и Дон (у г. Калач-на-Дону). Длина 101 км.

Отмеченные на рисунке короткими поперечными линиями сооружения — шлюзы. Длинными поперечными пунктирными линиями отмечены водоразделы, через которые проходят водные пути.

В.В. Дубоделов и Т.П. Наумова (рязанский оргкомитет) на торжественном закрытии XIV олимпиады

А.П. Лиферов вручает диплом I степени одиннадцати-класснику Степану Земцову (Москва)

В.В. Дубоделов и Т.П. Наумова
(рязанский оргкомитет)
на торжественном закрытии
XIV олимпиады
А.П. Лиферов вручает
диплом I степени одиннадцатикласснику
Степану Земцову (Москва)

Основные причины расположения всех каналов в Европейской части страны — бо'льшая экономическая освоенность территории и, как следствие, потребность в развитии транспортного каркаса при разрозненности водных путей бассейнов различных морей. Причины строительства судоходных каналов — объединение системы судоходных путей, для канала имени Москвы — также необходимость решения проблемы водоснабжения столицы и расширение пригородных рекреационных возможностей.

Обоснованно сформулированные критерии выбора мест для строительства каналов: близость русел рек дезинтегрированных судоходных бассейнов, отсутствие орографических преград или незначительный перепад высот в междуречьях.

Более ранние попытки сооружения каналов или волоков между теми же водосборными бассейнами:

А. Беломорско-Балтийский водораздел. «Осударева дорога» (перетаскивание судов из Белого моря в Онежское озеро при Петре в 1702 г.).

Б. Волго-Балтийский водораздел. Предшественник — Мариинская система (XIX в.). Годятся и ответы: Вышневолоцкая система, Тихвинская система.

В. Московско-Волжский водораздел. Канал, который был построен для доставки материалов к строившемуся храму Христа Спасителя (через реки Сестру и Истру) в первой половине XIX в. Озеро Сенеж — сохранившееся водохранилище того водного пути. Годится и ответ: волоки от верховьев р. Москвы в Ламу (память — имя Волоколамска).

Г. Волго-Донской водораздел. Попытку рыть канал на переволоке из Иловли в Камышинку сделал в XVI в. турецкий султан Селим II, желавший провести свой флот в Каспийское море и грозить персам. До сих пор, как утверждают камышинские краеведы, различимы следы этого рва и отсыпанного грунта («Турецкий вал»). Потом Петр I обратил внимание на это место и велел делать перекоп из Волги через Камышинку в Иловлю. Память — населенный пункт Петров Вал к западу от Камышина. Обоим монархам, однако, не удалось довести строительство до завершения.

В сущности, тот же Каспийско-Азовский водораздел, но из Оки, Петр пытался преодолеть и в другом месте — в верховьях Дона у Иван-Озера, в районе нынешнего Новомосковска (Епифанский канал). О печальной судьбе этого несостоявшегося водного пути рассказывалось в нашей газете: Око-Дон//География, № 31/97, с. 1, 3; В.И. Евдокимов. Раненбург//География, № 34/2001, с. 3—4; Межбассейновые переброски: пробы и ошибки (отрывок из «Епифанских шлюзов» Андрея Платонова)//География, № 34/2001, с. 29—30.

КОММЕНТАРИЙ ЖЮРИ

Эту задачу выбрали 118 участников из 189, но правильные ответы дали лишь 67 из них. Некоторые ошибочно посчитали, что схематически изображенные на рисунке объекты — водохранилища, гидроэлектростанции и даже железные дороги!

При определении крайних точек каналов большинство отвечавших ограничились информацией, которую можно считать с карт школьного атласа. Мало кто блеснул эрудицией. У большинства Беломорско-Балтийский канал начинается просто «на севере Онежского озера», а не у поселка Повенец или, на худой конец, не поблизости Медвежьегорска; Волго-Донской канал берет начало от «берега Цимлянского водохранилища» или «в 70 км к западу от Волгограда», а не у г. Калач-на-Дону. Ошибками такие ответы, безусловно, не являются, но географию транспорта своей страны надо бы знать лучше!

Не вызвало проблем объяснение причин того, что все каналы расположены в Европейской части России. Сложнее оказалась историческая часть задачи: лишь каждый пятый указал хотя бы один из водных путей-предшественников современных объектов (обычно назывались Вышневолоцкая или Мариинская системы), лишь четверо дали относительно полные ответы. Значит, не очень хорошо налажены межпредметные связи географии и истории — тревожный симптом!