Задача 5.
|
Черта |
Событие | Объект, |
Талант |
• Высшая
точка возвышенности (назвать возвышенность), по южному подножию которой проходит граница РФ. • Принадлежность • Слияние самой крупной
реки мира (назвать), не имеющей стока в
Мировой океан, с рекой (назвать), начинающейся
• Ополье (обширное плодородное малолесное пространство внутри лесной зоны). • Самое южноеНТО (национально-территориальное образование) народов РФ, относящихся к той же языковой группе (назвать), что и эстонцы. • Лидер по людности • Крайний юг бассейна крупнейшего правого притока (назвать приток) самой длинной реки Европы. • Принадлежность практически всей территории (за исключением незначительных северных участков) к бассейну Атлантики. |
•
Великокняжеский престол перенесен из Киева в XII в. •
Куликовская • Неожиданный поворот
Тамерлана (Тимура) с пути • Народное ополчение Минина и Пожарского (место формирования). • Взятие нынешнего
областного центра разинцами в 1670 г. • Антоновщина —
крестьянское восстание против Советской власти • Приобретение элементов
национальной государственности • Оборонительная битва (30.09.41—20.04.42), завершившаяся контрнаступлением Красной Армии. |
• Наукоград
сельскохозяйственной специализации (агронаукоград). • Встреча шоссе Москва—Челябинск с нефтепроводом (+) «Дружба». • Город-герой. • Ракетно- • Главный вуз — МГУ • Автозавод (назвать),
выпускающий • Лаковая миниатюра (назвать художественный промысел). • Комбинат черной
металлургии (назвать), входящий |
• Л.Н. Толстой
— усадьба- музей. • М.Ю. Лермонтов — усадьба-музей. • И.А. Бунин — литературно-мемориальный музей. • С.В. Рахманинов — усадьба-музей. • С.Д. Эрьзя (Нефедов) —
экспозиция скульптур • Максим Горький • А.И. Фатьянов, • М.Е. Салтыков-Щедрин — усадьба-музей. |
Ответ
Комментарий жюри
Из 189 участников на этот вопрос отвечали 170 человек.
Варианты заполнения полей центрального кружка
Среди объектов, по наличию которых Рязанщина отличается от других областей, назывались также Рязанский картонно-рубероидный завод, Касимовская сетевязальная фабрика, Касимовский завод цветных металлов (аффинажный)*, НИИ Коневодства и НИИ Пчеловодства в Рыбновском районе. Принимался и ответ «НПЗ», но за него жюри давало лишь полбалла: ведь аналогичный объект есть и в Нижегородской области, в Кстове.
Среди событий, ярко выделяющих Рязанскую область, чаще всего называлось то, что Рязань (Старая) была первым русским городом, подвергнувшимся разорению во время Батыева нашествия.
Среди талантливых рязанцев школьники
называли и другие имена:
П.П.Семенов-Тян-Шанский, К.Э.Циолковский, академик
И.П.Павлов, поэт Я.П.Полонский (автор слов
классического романса «Мой костер в тумане
светит»), композитор В.И.Агапкин (автор «Прощания
славянки»), композитор А.В.Александров (автор
музыки Гимна Советского Союза и «Священной
войны»).
Об альтернативных возможностях заполнения
самого сложного поля «Черта» — см. на
с. 30.
* Здесь можно было бы придраться: в Московской области тоже есть аффинажный завод (Щелковский), но он перерабатывает вторичное (лом), а не первичное золото. Поэтому жюри не придиралось.
Методический комментарий
Какие результаты
образования и самообразования
задача выявляет и какие образовательные
функции выполняет?
1. Проверяет базовые общегеографические знания. Лучше всего эту функцию выполняют кольца «Черта» и «Объект». Здесь выявляется, имеет ли школьник элементарные сведения о рельефе, гидрографической сети, населении, этнографии и важнейших хозяйственных объектах Средней России. Собственно, уровень решения на этих двух уровнях — даже не олимпиадный. Все решения должны быть посильны девятикласснику, прошедшему курс географии России. Разве кроме шуточно-провокационного «Главный вуз — МГУ» для Мордовии, но это уже психологический элемент на сообразительность, незашоренность мышления. (Ясно, что слишком прямолинейно мыслящие закинули МГУ в Московскую область, не обратив даже внимания, что известный всем МГУ находится в другом субъекте федерации — Москве, в заданную картосхему никак не вписывающейся.)
Из наиболее запомнившихся перлов:
• Мордовия — автозавод МАЗ.
• Липецкая область — ЛиАЗ.
• Пензенская область, соответственно, — ПАЗ.
• Нижегородская область — АвтоВАЗ.
• Тамбовская область — самое южное национально-территориальное образование финно-угров.
• Тамбов — город-герой.
2. Проверяет и тренирует общегеографические умения, прежде всего умение работать с картой (суметь связать воедино физическую карту и карту административно-территориального деления; приурочить к современным областным границам, локализовать общенациональный событийный ряд и инфраструктурные объекты общероссийской значимости). Это несложное умение, и оно должно быть привито каждому школьнику. Но, будем реалистами, нынешняя система географического образования с этой функцией не вполне справляется. Так что успешная демонстрация умения грамотно пользоваться картой — это уже почти олимпиадный уровень.
Самой неприятной ошибкой у участников олимпиады (и жюри было удивлено, как же юные географы могли в такую ошибку впасть, а эта ошибка была в двух-трех десятках работ!) было то, что некоторые дети не поняли, что имеют дело с картосхемой. Они, даже верно атрибутировав многие признаки субъектов федерации, произвольно расставили регионы по секторам, нисколько не считаясь с их положением на карте, взаимным соседством, северностью или восточностью. Школьнику без пространственного воображения, без интуитивного стремления имитировать карту, вряд ли следует избирать географию как профессию.
3. Выявляет способность ученика проводить межпредметные связи, в первую очередь с историей, и проверяет географическую ориентированность мышления. По-настоящему интересующийся географией, живущий с картой молодой человек всегда старается любое новое знание «вписать» в земные координаты. Впрочем, если подходить к вопросу формально, то и здесь особых, «олимпиадных», качеств не требуется. Если всерьез верить школьной программе, то большинство реалий, помещенных в кольцо «Событие», в школе изучается (а об остальных уже ничего не стоит догадаться, используя метод исключения). И не просто изучается, а с использованием карт и атласов по отечественной истории. Другой разговор, что порой учителя-историки лишний раз апеллировать к карте ленятся или не успевают. Поэтому для многих наших школьников, например, битва за Москву если и фигурирует, то только во временно'м континууме — где-то между Революцией и «демократией». Позиционировать же ее у Калинина, Клина, Яхромы, Волоколамска, Наро-Фоминска, Тулы под силу куда меньшему числу школьников. И такие, полные смысла для образованного молодого человека и святые для человека истинно русского, пространственные реперы, как «Дубосеково», «Петрищево», «Ржев», «Крюково», «Перемиловские высоты», для многих выпускников школы если и существуют, то как внетерриториальные абстракции. И вот в таких-то вопросах уже и выявляется способность (и готовность) молодого человека жить территорией, ощущать себя на своей земле.
4. Стимулирует географические размышления и наблюдательность. Если ты просто слышал про Куликовскую битву, просто видел у кого-то мстёрскую шкатулку, просто запомнил портрет Пугачева в учебнике истории, но ни разу не заинтересовался тем, где Пересвет и Челубей вступили в свой смертельный турнир, в каких местах родилась и живёт иконоподобная лаковая тонкая роспись, по каким территориям прокатились волны жестоких бунтов, тебе точно не стоит идти в географы. Если все-таки заинтересовался — можно подумать об этой стезе, но можно пойти и любым другим путем: у тебя уже достаточно предпосылок, чтобы стать развитым и широким человеком. А если не только заинтересовался, но и задумался: «А почему там? Как вышло, что именно в этих местах? Что активизировало именно эти территории?», то тут уже проглядывает географический профессиональный выбор.
Рассматриваемая задача на первый взгляд не затрагивает эту последнюю объяснительную составляющую структуры географически ориентированной личности. Но только на первый взгляд. Большинство школьников, конечно, не обладало стопроцентным активным знанием всех заложенных в условие реалий. Однако многие, рассуждая логически, опираясь на имеющиеся у них общие представления, пришли к верным решениям. Например, пламя и Разинского, и Пугачевского бунтов могло охватить только юго-восточный сектор рассматриваемой территории. Крестьянскую «Антоновщину» вероятнее всего искать (в сущности, прогнозировать, если не знать) где-то в южном, достаточно черноземном (возможность прокормиться своим хлебом, а потому скептическое отношение к революционным преобразованиям) и все же довольно лесном (для укрытия отрядов), глухом углу. (Тут и «Тамбовский волк» приходит на помощь.) Тамерлан вряд ли мог идти из Владимира или Нижнего, а неспокойная южная степь вряд ли могла послать Москве спасительное ополчение Минина.
А если школьники хоть немного почитали Бунина (а Бунина в школе проходят), они, наверное, заметили мощную степную ландшафтную компоненту его творчества и не стали помещать его в северные леса. Слышавшие же, хотя бы от родителей, песни на стихи Фатьянова ощутили, что в них важнейшими ландшафтными героями выступает флора смешанного и лиственного леса:
Давно мы дома не были...
Шумит родная ель,
Как будто в сказке-небыли,
За тридевять земель.
На ней иголки новые,
И шишки все еловые,
Медовые на ней.Мне тебя сравнить бы надо
с песней соловьиною,
С майским утром, с тихим садом,
с гибкою рябиною,
С вишнею, черемухой,
Даль мою туманную —
Самую далекую, самую желанную.
Размышлять, разумеется, требуется и при дешифрировании загадок, заложенных в кольцо «Черта».
Здесь-то, равно как и в связи со следующей позицией, выходит на первый план именно олимпиадный уровень учащихся.
Наиболее сложным элементом для участников олимпиады стало самостоятельное заполнение поля «Черта» для Рязанской области. Хитрость тут была в том, чтобы сохранить общий стиль формулировок этой рубрики: показать уникальность той или иной точки или объекта на территории области (или уникальность всей области), сами эти точки и объекты (или саму область) не называя. Вывернуться с честью из этой ситуации удалось лишь немногим школьникам. Вот их изобретения, показывающие хороший уровень развития мыслительного аппарата:
• Крупнейший город среди тех, что стоят на Оке и не стоят на Волге (имеется в виду Рязань).
• Впадение в Оку реки, получившей название по западной группе одного финно-угорского народа (Мокша).
• Единственная область Центрального экономического района, граничащая с национальной республикой, входящей в РФ (это чтобы отбить варианты «Смоленская» и «Брянская»).
• Север территории назван по давно исчезнувшему финно-угорскому племени (Мещера).
Работы были закодированы, и я так и не успел узнать потом, кто были авторы этих четырех суждений, но если эти ребята меня сейчас читают, должен сказать им: «Вы можете выбирать научную карьеру, у вас есть понимание и есть способность к творческой интерпретации».
5. Выявляет эрудицию и подстегивает к расширению познаний.
Вот примерное тематическое наполнение задачи:
— поверхность
— водотоки
— ландшафтные феномены
— людность
— этнографические острова
— экономическое районирование
— зарождение великорусского ядра
— агрессия Юга
— агрессия Запада
— внутренняя нестабильность
— старинные народные промыслы
— отрасли социалистической индустриализации
— пропульсивные отрасли
— инфраструктура
— наука
— образование
— беллетристика
— поэзия
— песенная культура
— музыка
— скульптура
— административно-территориальное устройство
6. Воспитывает. Решающие такие задачи школьники научатся наконец видеть на карте Родины не только малоосмысленные «ПТК» и «ТПК», но и наполнять в своем сознании каждое место лицами, словом, красками, памятью, музыкой, талантом, трагедией, гордостью. Будучи логически, по законам человеческого внутреннего мира, продолжена, эта цепочка переживаний приведет к любви — любви к Родине.
Чем задача удобна для использования в учебном процессе?
1. Привлекательна. По форме она напоминает кроссворд или головоломку, к которым человеческое сознание пристрастно (любовь к кроссвордам — это нелучшая человеческая страсть, но она есть). Однако, в отличие от кроссвордов, где расположение слов (смыслов) совершенно формальное, здесь смыслы пространственно упорядочены. Из признаковых кирпичиков выстраиваются здания региональных индивидуальностей, а из них, вместе взятых, образуется целый план «образного квартала» Средней России.
2. Многоуровневая. И это хорошо показала работа олимпийцев. Не было ни одного, кто, взявшись за эту задачу, хоть сколько-нибудь не продвинулся. Даже те, кто высшей точкой возвышенности, по южному подножию которой проходит граница РФ, сочли гору Базардюзю, получили свои доли балла. В отличие от тестов или задач, в которых всё решение зависит от какой-то одной догадки или одного знания, эта задача дает школьнику широкие возможности продемонстрировать разные стороны своей подготовки. И в итоге выявляется широкий диапазон дифференциации учащихся.
3. Четко формализована в проверке. В задачу вовлечено много разнородной, богатой информации, из ее содержания вырисовываются многоцветные и неформализуемые образы территорий, а вместе с тем задача и ее решение хорошо формализованы. Оценка решения практически технологизирована.
В этой задаче были лишь три небольших «люфта»:
1. Музеем-усадьбой Лермонтова можно было счесть не пензенские Тарханы, а подмосковное (близ Зеленограда) Середниково, где недавно вместо туберкулезного санатория, занимавшего усадьбу, стал создаваться «Лермонтовский центр». Это не ошибка, и проявивший соответствующее знание ученик получал за сочетание «Московская область — Талант — Лермонтов» честно заработанный балл. Но тогда «выживался» из родного Спас-Угла (ныне — север Московской области) Салтыков-Щедрин. И бесприютный начинал куролесить по всем регионам: куда только не поселяли наши ученики автора «Города Глупова».
2. Местом производства лаковой миниатюры могла быть названа не владимирская Мстёра, а опять же подмосковное Федоскино. И опять же автор такого ответа получал один балл. Но тогда с места срывался аэрокосмический комплекс Московской области и с воем начинал носиться по всему кругу, ища, где бы приземлиться. Так что, хоть один раз в часы олимпиады мощным ракетно-космическим районом побывал каждый субъект федерации, граничащий с Рязанской областью.
3. Московская битва 1941—1942 гг. разворачивалась не только на территории Московской области, но и в Тверской и Тульской. Тверская выходит за пределы рассматриваемого в задаче пространства. Тульская же могла быть названа как место этой битвы, и это тоже оценивалось как верное решение. Но тогда по кругу неслась битва Куликовская...
4. Дает большие возможности для развития «вширь». Подобные задачи (с некоторыми коррективами) могут быть составлены по любому кусту регионов, могут — по более широкой сети регионов.
5. Дает большие возможности для развития «вглубь». Число колец-рубрик по каждому региону может быть увеличено. Например, могут быть введены кольца:
Ум
Мыслители, ученые,
изобретатели, хозяйственники.
(Родившиеся на территории этого субъекта федерации указаны без пояснения; в ином случае в скобках указано, как личность связана с этими местами.)
Никита Демидов.
А.Г. Столетов, физик.
И.П. Кулибин.
М.Е. Евсевьев, просветитель эрзя и мокша.
С.А. Чаплыгин, один из основоположников аэродинамики.
И.В. Мичурин (место научной деятельности).
В.Г. Белинский (годы юности).
Д.И. Менделеев (имение, купленное ученым, в котором он бывал на протяжении более 40 лет).
Сюжет
художественное произведение (отрывок, персонаж).
И вот нашли большое поле:/Есть разгуляться где на воле!/Построили редут (назвать место).
Былинный богатырь Илья.
Сказание о граде Китеже.
Тюштя, «великий хозяин», легендарный правитель.
Левша.
«Гранатовый браслет» — так называется поздравительная программа для молодоженов в музее А.И. Куприна, что в селе Наровчат …нской области.
... на карте генеральной/кружком отмечен не всегда.
Рассказ из «Записок охотника» Тургенева, названный по имени города (назвать).
К этим, и еще некоторым (например, «Герой»), сюжетам вполне реально найти индивидуализирующую информацию по многим регионам России. Гораздо труднее, практически невозможно, оказалось наполнить такие планировавшиеся рубрики, как «Доброта» или «Любовь». Если почти каждый район имеет своего Пересвета или Минина, своего Толстого или Горького, то своих, овеянных общественным признанием матери Терезы или Ромео и Джульетты на нашем пространстве — явный дефицит. Приятное исключение составляет лишь Владимирская область с ее Петром и Февронией Муромскими — русскими Тристаном и Изольдой.
Кстати, село Ласково, откуда была родом любящая, верная и мудрая Феврония, — в Рязанских пределах, всего в пяти километрах к северо-востоку от той самой Солотчи, где проходила олимпиада.