Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №13/2005

Географические новости


Открытие нефтепровода
Баку—Джейхан —
геополитическое поражение
России

Каспийский пасьянс — далеко не
турецкий гамбит

25 мая в Баку состоялась торжественная церемония пуска нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан. Это событие должно закрепить успехи стран Запада в десятилетней геополитической борьбе, ведущейся в Прикаспийском регионе. Первоначально в непосредственной реализации проекта участвовали три страны: Турция, Азербайджан и Грузия. Однако недавно появился и четвертый участник — Казахстан.

Общая протяженность основной трассы экспортного трубопровода Баку—Тбилиси—Джейхан составляет 1767 км (азербайджанский участок — 443 км, грузинский — 248 км, турецкий — 1076 км). Пропускная способность нефтепровода планируется в объеме более 50 млн т нефти в год, или около 1 млн баррелей в сутки. Тариф прокачки нефти составит 2,58 долл. за баррель. Коммерческая деятельность нефтепровода начнется уже к концу этого года, в ближайшие месяцы он будет постепенно заполнен нефтью. Первый танкер с бакинской нефтью отчалит от терминала турецкого порта на Средиземном море Джейхан в начале октября.

Стоимость проекта составила 2,95 млрд долл., а с учетом выплат по кредитам — все 3,6 млрд. Около 30% средств на проект были выделены компаниями — участницами проекта, остальные предоставлены Европейским банком реконструкции и развития и Всемирным банком. Эксплуатация нефтепровода рассчитана на 40 лет. Как ожидается, окупаемость нефтепровода в течение ближайших 20 лет составит не менее 12,5% его стоимости в год. Для строительства и эксплуатации нефтепровода в 2002 г. была создана компания БТД («Баку—Тбилиси—Джейхан»). Ее акционерами являются «Бритиш Петролеум» — 30,1% акций (оператор проекта), ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджана) — 25%, «Унокал» — 8,9, «Статойл» — 8,7, «TПAO» — 6,5, «ЭНИ» — 5, «Тотал-Фина-Элф» — 5, «Иточу» — 3,4, «Инпекс» — 2,5, «Коноко-Филлипс» — 2,5 и «Амерада Хесс» — 2,4%.

Удивление вызывают расчеты экспертов о рентабельности нефтепровода. Пока что непонятно, какой нефтью можно до конца заполнить новую трубу: сам Азербайджан добывает довольно скромные 15,5 млн т в год (2003). Это даже меньше, чем выкачивает из недр совсем не нефтяная Дания. Как 15,5 млн т могут превратиться в 50 млн т расчетной мощности? А ведь не весь свой объем нефти Баку будет экспортировать. На чем-то ведь должны работать два столичных НПЗ. Понятно, что нефтепровод рассчитан на перспективную нефть, но много ли ее будет у Азербайджана, тем более, что половина месторождений оспариваются близлежащими Туркменией и Ираном. На выручку Баку пришла Астана. Учитывая, что добыча нефти в Азербайджане в ближайшие годы может вырасти лишь незначительно, более активное подключение Казахстана к проекту просто необходимо. Только на первом этапе функционирования трубы Казахстан ежегодно готов предоставлять для нее около 10 млн т нефти. Затем эта квота может возрасти до 20 млн т. Нефть будет доставляться в Баку танкерами из казахского порта Актау (бывш. Шевченко). Для обеспечения проекта Казахстан заказал шесть танкеров в России. На дальнюю перспективу Казахстан и Азербайджан договорились построить соединяющий две страны нефтепровод по дну Каспия. Таким образом Москва снова оказалась обманута вчерашними партнерами: доселе Казахстан собирался участвовать в северо-кавказском маршруте экспорта нефти.

Любопытно, что еще три года назад проект Баку—Джейхан был экономически невыгодным и являлся в большей степени политическим, чем экономическим. В 90-е, когда мировые цены на нефть были низкими, проект продолжал развиваться исключительно благодаря политической воле его покровителей — администрации США и правительства Великобритании.

В то же время многие страны были кровно заинтересованы в том, чтобы нефтепровод не был построен. Россия лоббировала свой маршрут нефтепровода — через Северный Кавказ — и всячески противилась иной конфигурации, при которой каспийская нефть уходила на Запад в обход ее территории. Недоволен был и Иран, с самого начала предлагавший свою территорию как наиболее разумный путь прохождения каспийской нефти. Наконец, убежденными противниками нефтепровода были арабские монархии Персидского залива. Для них появление на мировом рынке альтернативного источника энергоресурсов, никоим образом от них не зависящего, стало бы серьезным ударом.

Каждая из заинтересованных сторон вела собственную борьбу. Страны ОПЕК совместными усилиями на протяжении долгого времени удерживали мировые цены на нефть на таком уровне, который бы сделал строительство неоправданным; Россия продавливала свой вариант, а Турция в ответ ужесточала условия прохода российских танкеров через Босфор. Однако неуклонный рост нефтяных цен после трагических событий в США 11 сентября 2001 г. и вторжения американских войск в Ирак привел к тому, что строительство нефтепровода ожило.

Оставшаяся серьезная помеха для сооружения и функционирования трубопровода — этнические конфликты в Закавказье: нагорно-карабахский, абхазский, юго-осетинский, курдский, была снята крупными кредитами, выплаченными зарубежными спонсорами проекта. Ситуация в «горячих точках» ныне относительно стабильная, военные действия прекращены, политическое урегулирование «заморожено», что отвечает интересам, прежде всего, активных сторонников «проекта века» — Грузии и Азербайджана. Вложив в регион крупные суммы, Запад уже вряд ли спокойно отнесется к угрозам утраты своей собственности. США претворяют в жизнь план, названный «Каспийской охраной». Он предполагает формирование сети баз подразделений спецназа и полицейских сил в прикаспийских странах, которые могли бы быстро реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций, включая угрозы нападения террористов на нефтепровод Баку—Джейхан.

Уже в ближайшей перспективе нефтепровод Баку—Джейхан станет для США каналом проникновения не только в Закавказье, но и в Среднюю Азию. Отныне страны Каспийского региона будут окончательно и напрямую включены в мировую экономику и так называемую «глобализацию». Западные корпорации добывают на Каспии нефть, а труба позволяет беспрепятственно ее перекачивать на мировой рынок. Однако по мере того, как с востока на запад по нефтепроводу будет течь нефть, в обратном направлении будет распространяться дух «цветных революций». Ведь после пуска нефтепровода всё происходящее в регионе уже не является внутренним делом этих стран, а напрямую затрагивает интересы Запада. Новый маршрут станет и проводником турецкого влияния, в том числе идей пантюркизма и образования единого тюркского государства Великий Туран, в которое, по мнению стамбульских стратегов, должна войти почти вся восточная часть России от Чувашии и Татарии до Якутии.

Эффект от запуска нефтепровода Баку—Джейхан вовсе не ограничится постсоветским пространством. Когда на Запад потечет каспийская нефть, США смогут приступить к сведению счетов с Ираном, уже обложенным с трех сторон: из Персидского залива, Афганистана и Ирака. До сих пор Тегерану удавалось весьма эффективно запугивать Вашингтон мировым энергетическим кризисом, который может произойти, если нынешний иранский режим окажется под угрозой исчезновения. Иранские военные грозились перекрыть американцам вход в Персидский залив, затопив там несколько танкеров. Каспийская нефть, конечно, не сможет восполнить всех потерь, коими чревато такое развитие событий, однако зависимость США от нефти Персидского залива существенно снизится.

Начало перекачки нефти по южному маршруту — явное геополитическое поражение России. Открытие маршрута Баку—Джейхан подчинено реализации совсем не экономических целей (даже без реконструкции нефтепровод по российской территории до Новороссийска смог бы справиться с ранней, то есть первой, бакинской нефтью), а исключительно политических. Последние события, наряду с прокатившимися «цветными революциями», еще раз воочию показали, что Москва не имеет ни влияния, ни авторитета даже в странах СНГ, с которыми у нее наиболее тесные и глубокие связи. Азербайджан, Грузия, а теперь уже и Казахстан явно выбрали прозападный вектор своего дальнейшего развития и, видимо, всячески будут сворачивать сотрудничество с Россией. Под предлогом укрепления безопасности нефтяного проекта в регионе появятся войска США и других стран НАТО. Прессинг «мирового гегемона» на нашу страну, прежде всего на проблемный и геополитически пограничный Северный Кавказ, неминуемо возрастет.

Использованы материалы
информационного агентства РосБизнесКонсалтинг