Бюджетные раздоры в ЕвросоюзеЕвропейская интеграция в кризисе. Это отчетливо подтвердили провалы референдумов о принятии конституции Европейского Союза во Франции (29 мая) и Нидерландах (1 июня). На состоявшемся в середине июня саммите ЕС в Брюсселе впервые за многие годы было решено исключить из итоговой декларации положения о дальнейшем расширении ЕС. Объявленная передышка вызвала возмущение среди кандидатов на вступление в ЕС — Турции, Болгарии и Хорватии. Отказ французов и голландцев одобрить основной закон единой Европы грозит если не прощанием с идеей строительства единого европейского государства, то, по крайней мере, существенным замедлением темпов этого процесса. Для вступления конституции в силу необходимо, чтобы ее ратифицировали все 25 государств — членов ЕС. На середину июня эту процедуру успешно осуществили 10 стран — Латвия, Германия, Словакия, Австрия, Венгрия, Италия, Литва, Греция, Испания и Словения. Судя по всему, осечки с принятием конституции вслед за Францией и Нидерландами произойдут в Ирландии, Дании, Италии и Чехии, если, конечно, власти этих стран не откажутся от идеи проведения референдумов, как это, например, недавно сделало правительство Великобритании. Политический вопрос о судьбе ЕС имеет под собой экономическую подоплеку. Строптивые французы и голландцы входят в число главных спонсоров евроинтеграции, выступая серьезными донорами бюджета ЕС. Европейская комиссия (правительство единой Европы), озабоченная расходами на расширение ЕС, предлагает, чтобы отчисления стран-членов в бюджет организации выросли с нынешних 0,98 до 1,24% ВВП. Это решение на руку тем странам, что получают дотации из общеевропейской казны: Испании, Португалии, Греции, новичкам из Восточной Европы. Страны-доноры — Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция и Швеция предлагают ограничить бюджет 1% ВВП. Балансы платежей (дотаций) в бюджет ЕС, 2003, млрд евро По данным Европейской комиссии |