ГАГАУЗИЯД.В. ЗАЯЦ, В.А. КЕТКОВИЧПамяти
Летом 2003 г. Фонд этногеографических исследований проводил на территории Молдавии съемки одного из фильмов проекта «Географическая видеоэнциклопедия». Одновременно в этих же местах проходила комплексная практика студентов географического факультета Московского педагогического государственного университета. Обе группы, по разным поводам приехавшие в Молдавию, интересовались природными объектами, экономикой, а также культурными особенностями населения. Помимо титульной нации — молдаван, операторы Фонда запечатлели жизнь и обряды еще двух коренных народов этой земли: цыган, что с XVI в. проживают в междуречье Прута и Днестра, а ныне концентрируются вокруг города Сороки (по-молдавски Сорока), и гагаузов. Московское студенчество в это время активно занималось сбором предметов культурного наследия местного полиэтничного населения, делало попытки социологических опросов. В начале июля обе группы сошлись в южном регионе Молдавии — Гагаузии. Первые впечатленияЗнакомство с Гагаузией обычно начинается с ее столицы Комрата, еще в недавнем прошлом большого гагаузского села. Город до сих пор сохраняет преимущественно сельский облик, двух-трехэтажные дома можно встретить лишь в центральных кварталах, в окраинных же частях — частные одноэтажные постройки. Архитектурная доминанта Комрата — собор начала XIX в.; в застройке выделяются здания администрации автономии (перед ним уцелел памятник Ленину, что немыслимо для Кишинева и «истинной» Молдавии) и университета. Город благоустроен слабо: на улицах много пыли, постоянно приносимой степными ветрами, в летнее время затруднено водоснабжение. Некоторую претензию на столичность имеет лишь центральная площадь, расположенная у стен собора. Дороги при въезде в Гагаузию из других районов Молдавии, например Чимишлийского, изменяются — чаще встречаются повозки, запряженные ослами; этот вид гужевого транспорта очень популярен в Гагаузии из-за сухости климата, ведь осел более вынослив, чем лошадь. Ослов гагаузы любовно называют «транспортом Иисуса» и рассказывают приезжим, что еще Иисус Христос перемещался на осле, в качестве подтверждения этому показывают на крест, образованный у животных на спине пересечением позвоночника и пояса передних конечностей. Все встреченные повозки были загружены кукурузой: шел сезон сбора этой культуры и гагаузы трудились на полях. В Гагаузии в ход идет не только початок, но и стебли, которые предназначаются в основном на корм скоту в зимний период. Повозки, запряженные ослами и доверху загруженные снопами кукурузных стеблей, в которых буквально теряется ездок, являются для Гагаузии знаковым зрелищем: в собственно молдавских деревнях таких картин не видно. Сельская Гагаузия
Подлинное знакомство с гагаузским народом происходит на селе. Одно из сельских поселений, сохраняющее колорит гагаузского общества, которому изначально были чужды ценности урбанизма, а за высшее благо почиталась свободная жизнь в степи, — Бешалма. Этот тюркский топоним переводится на русский язык как «пять яблок». Село находится в двадцати километрах к югу от Комрата. По дороге в Бешалму путешественник проезжает село Кирсово (или Башкюю по-гагаузски), в котором находится небольшой винный завод (в Гагаузии, как и по всей Молдавии, во многих даже незначительных населенных пунктах встречаются винные заводы, а уж в городах покрупнее может быть и по нескольку). За Кирсовым начинаются территории, принадлежащие табачному заводу. Здесь выстроенные рядами сушилки заполнены коричневыми табачными листьями, женщины относят готовые к переработке листья в цех. На этом предприятии трудятся многие жительницы Бешалмы, хотя производство это вредное, а зарплата невысокая. Листья табака ядовиты, и при их переработке образуется пыль, которая приводит к легочным заболеваниям.
Бешалма отстоит от главной дороги на пару километров, и при подъезде к ней встречаются на вольном выгуле всевозможные домашние животные — утки и гуси плавают в канавках у краев дороги, овцы и коровы пасутся на тучных полях. В самом центре Бешалмы стоит церковь, рядом с ней — Этнографический музей гагаузского народа. Церковь действующая, в ней регулярно проходят службы — гагаузы ревностные приверженцы православия. Это один из немногих православных народов в тюркском мире (другие — чуваши, якуты, долганы, хакасы, кряшены, нагайбаки). В музее гагаузского народа мы познакомились с директором Людмилой Марин, которая оказалась дочерью создателя музея Николая Губогло. Людмила проводит экскурсии по музею, посвященному истории, этнографии, современному быту гагаузского народа, и много рассказывает о своем отце. Он был разносторонне одаренным человеком, сочетал таланты художника, скульптора и поэта, изучал историю своего народа и по собственной инициативе открыл музей, теперь носящий его имя, сам собрал большинство экспонатов и подарил музею коллекцию своих картин. Николай Губогло преподавал в бешалминской средней школе, организовывал различные праздники, а в последние годы снимал документальные фильмы, посвященные гагаузам. Таланты его передались по наследству — его сын, брат Людмилы, сейчас живет в Турции и работает над созданием памятника Ататюрку, еще несколько его работ установлены в турецких городах, там же он проводит выставки и мастер-классы. История гагаузского этносаГагаузы населяют сухие степи Буджака — исторической области, расположенной в причерноморской части междуречья Прута и Днестра, — с конца XVIII — начала XIX в. Согласно письменным источникам, первое государство гагаузов возникло в XIII в. на территории ныне румынской Добруджи. Оно просуществовало более двух веков и пало под ударами турок-османов в XV в. Значительная часть гагаузов бежала от притеснений за их православную веру из Добруджи через Дунай и поселилась в Буджаке, который с 1812 г. перешел от Османской империи к Российской.
Этногенез гагаузов детально не прояснен исследователями, несмотря на то, что дискуссия идет все последние десятилетия. Существуют три основные гипотезы: — гагаузы — христианизированные потомки кочевых тюркских этносов северного Причерноморья: огузов, торков, печенегов и половцев; — гагаузы — отуреченные болгары, ушедшие с Балкан под натиском турок-османов; — гагаузы — турки, переселившиеся из Малой Азии, постепенно утратившие связь со своей родиной и со временем крещенные под влиянием нового окружения. Полемика вокруг вопроса о происхождении
гагаузов с середины ХХ в. стала принимать
политический характер. Так, болгарские историки
и этнографы категорически настаивают на
болгарском происхождении гагаузов, официальная
наука Турции и некоторых других тюркских стран
поддерживают турецкое, советской научной школой
получены доказательства
северо-причерноморского происхождения гагаузов.
В числе этих доказательств обширный пласт
животноводческой культуры, содержащийся Становление автономииНачиная с 1812 г. судьбы гагаузов и России оказываются тесно связанными. Буджак был частью Бессарабской губернии до 1918 г., за исключением короткого периода 1856—1878 гг., когда южная часть этой области принадлежала Румынии. В 1905 г. была создана организация, проводившая агитационную работу по сплочению гагаузских крестьян в борьбе за свои права. Национальное движение вылилось в крестьянское восстание в январе 1906 г. На пике народных выступлений была провозглашена Комратская Республика, просуществовавшая 5 дней и подавленная царским правительством. Процесс национального возрождения гагаузов был прерван оккупацией Бессарабии румынскими войсками в 1918 г. В 1940 г. Бессарабия отошла к СССР, а гагаузские земли оказались разделенными между Молдавской ССР (основная часть) и Украинской ССР. В 1941—1944 гг. Буджак вновь пережил румынскую оккупацию. На всем протяжении первой половины ХХ в. гагаузы сталкивались с негативным отношением румын и молдаван не только к возможности национальной автономии, но и к фактам присутствия национальной культуры.
На волне процессов демократизации конца 80-х годов гагаузы в 1990 г. провозгласили республику в составе Советской Социалистической Республики Молдова, чем вызвали негативную реакцию со стороны Кишинева и ряд карательных экспедиций полувоенных формирований молдаван. Тем не менее между Кишиневом и Комратом оказался возможным правовой компромисс, приведший к созданию в 1994 г. автономного гагаузского образования — Гагауз Ери. Право на самоопределение Гагаузии в случае утраты Молдавией государственного статуса (читай: в случае присоединения к Румынии) было исключено из документа ввиду того, что, по мнению молдавских законодателей, суверенитет молдавского народа не может быть поделен между отдельными его частями. Гагаузская национально-территориальная автономия занимает площадь 1831,5 км2, имеет население более 200 тыс. человек. Управление в Гагаузии осуществляется на основе конституции Молдавии. Гагаузия имеет собственные герб, флаг и гимн. Высший представительный орган — Халк Топлушу (Народное собрание), обладающее правом принятия местных законов и нормативных актов. Каждый населенный пункт, вошедший в состав Гагаузии, независимо от численности населения представлен в Халк Топлушу не менее чем одним депутатом. Высшее должностное лицо республики — башкан, глава исполнительной власти. Гагаузия разделена на три административных района, или долая. Современные этнические процессы
При создании гагаузской автономии в ее состав вошли населенные пункты с численным преобладанием гагаузского населения. Именно этим обстоятельством объясняется некомпактность конфигурации автономии, состоящей из четырех отдельных территориальных массивов. В Гагаузии три городских поселения: Комрат, Чадыр-Лунга (по-гагаузски Чадыр), Вулканешты (Вулканеш). Доля гагаузов в них составляет 2/3 всего населения. В состав территориально-автономного образования входит село Конгаз, по мнению жителей Молдавии, — это самое крупное сельское поселение Европы (кубанские и северо-кавказские станицы расположены южнее Кумо-Манычской впадины и, следовательно, располагаются в Азии). Большинство сел более чем на 90% гагаузские, но есть и поселения со смешанным составом, например Кирсово (болгары и гагаузы). Большинство поселений имеют тюркские наименования: Баурчи, Копчак, Бешгёз, Чишмикёй и др. Среди всего населения, проживающего на территории автономии, доля гагаузов составляет 78,7%, болгар — 5,5, молдаван — 5,4, русских — 5, украинцев — 4%. Для подавляющего большинства гагаузов Молдавии (92%) гагаузский язык является родным. 73% молдавских гагаузов в качестве второго языка используют русский (этот показатель выше, чем в среде молдаван) и всего лишь 4% — молдавский. Гагаузский язык имеет статус официального на территории гагаузской автономии (вместе с молдавским и русским). В последние годы он был переведен на латинскую графическую основу, хотя многие исследователи продолжают считать оптимальной для фонетического строя языка использовавшуюся ранее кириллицу. Гагаузский язык близок другим тюркским языкам, особенно турецкому и азербайджанскому. Численность гагаузов во всем мире на конец 90-х годов приблизительно оценивалась в 220 тыс. человек. Более 150 тыс. из них проживают в Молдавии, более 30 тыс. — на Украине. В России, по переписи 2002 г., было всего около 12 тыс. гагаузов. За пределами указанных стран значимые гагаузские общины имеются в Болгарии, Румынии, Греции, Турции, Казахстане.
Гагаузам свойственны имена греческого происхождения, ставшие общими для всех православных христиан: Михаил, Николай, Дмитрий, Елена, София и др. Фамилии зачастую содержат форманты –огло (от тюркского оглы — «сын») — Кирогло, Иванчогло, Павлиогло, Бабогло, Филиогло и др.; -жи — Гайдаржи, Арабаджи, Ковалжи и др.; -лы — Пашалы, Фазлы, Манастырлы и др. Характерным и узнаваемым этническим признаком гагаузов является их православие. Гагаузы были крещены греками или болгарами, о чем свидетельствуют греческие и болгарские корни слов и понятий гагаузского языка, обозначающих духовную сферу жизни. Вместе с тем любопытно, что гагаузское слово хаджи обозначает человека, совершившего паломничество к святым местам в Палестину, а словом гяур определяют нехристиан, то есть, с точки зрения гагаузов, неверных. Оба этих понятия, как известно, происходят из арабского языка, в котором имеют аналогичные значения, но применительно к исламу: хаджи — человек, совершивший паломничество в Мекку, а гяур — немусульманин. Духовное окормление верующих гагаузов осуществляет созданная в 1998 г. Кагульская епархия Кишиневской митрополии Русской православной церкви. Обряды БешалмыВ Бешалме мы познакомились с Иваном Николаевичем Кырымом. По образованию Иван Николаевич оказался режиссером, он долгое время возглавлял бешалминское телевидение сам снимал сюжеты из жизни односельчан, сам монтировал их и передавал в эфир. Иван Николаевич буквально погрузил съемочную группу Фонда этногеографических исследований в атмосферу бешалминской жизни, поселив ее у себя дома. Еще с утра гости из России въезжали в незнакомую гагаузскую деревню, а к обеду помогали семье хозяина разгружать кукурузу, сидели на его летней кухне в саду и вкушали розовое вино и разнообразные фрукты. К моменту приезда, в середине июля, на юге Молдавии поспело почти всё: сливы, яблоки, персики и абрикосы, кукуруза и овощи. Только виноград оставался дозревать на лозах, его время приходит в конце августа.
В первый же вечер бешалминской жизни Ивану Николаевичу удалось проявить свои незаурядные режиссерские таланты. Нас заинтересовала ветряная мельница, стоящая на возвышении недалеко от его дома. — Работает мельница? — Вообще-то мелем на электрической, но и эта действующая, про запас стоит. Когда директор Фонда вместе с оператором изъявили желание посмотреть на ветряную мельницу в работе, Иван ушел к соседу, и там они довольно быстро запрягли вола в телегу, которую нагрузили мешками с кукурузным зерном. — Надо, чтобы всё реально было, — объяснил свои действия Иван Николаевич, когда телега тронулась к мельнице. Пришлось доставать камеру — пропускать такое мероприятие не хотелось. Пока процессия приближалась к ветряку, к ней присоединилось несколько сочувствующих жителей и десяток мальчишек. При подъезде к мельнице внезапно обнаружилось, что нет ветра. Но и тут Иван Николаевич не растерялся. — Крутите лопасти! — скомандовал он, и мальчишки принялись за дело. — А ты снимай верхние планы, мальчишек в кадр не бери, — обратился Иван к оператору. И действительно, ветряк «заработал», и через несколько минут с жерновов посыпалась желтая кукурузная мука. Вечером на веранде Иван Николаевич рассказывал гостям из России истории из своей телевизионной практики, например об ослиных бегах. Вот это было зрелищное мероприятие! Надо было верхом на осле проехать всё поле, из одного конца в другой, кто быстрее, в соревновании в лучшие годы принимало участие до пятнадцати человек. По уверениям режиссера, неоднократно снимавшего этот праздник, собиралась на эти соревнования вся Бешалма.
Многое в жизненном укладе современные гагаузы переняли от молдаван, что неудивительно: долгие годы эти народы живут вместе. Это и стиль построек, и сады, и даже ворота, украшенные по молдавской традиции железным аистом, держащим в лапах лозу. Национальная кухня также во многом схожа; практически в каждом доме гагаузы делают свое вино, которое хранится, и это тоже вполне по-молдавски, в прохладных погребах во вместительных бочках. На столе присутствует мамалыга (кукурузная каша) и брынза — блюда, характерные для всей Молдавии. Роднит Гагаузию с остальной Молдавией и кризисная экономическая ситуация, из-за которой многим молодым людям приходится оставлять свои семьи и отправляться на заработки. Но есть одно отличие — язык, который гагаузы пронесли через все годы проживания в окружении других этносов. Гагаузы могут без переводчика общаться с турками, поэтому женщины Бешалмы, да и всей Гагаузии, в зимнее время часто отправляются на заработки в Турцию, там им охотно предлагают места сиделок или нянек. Мужчины же вместе с основным потоком гастарбайтеров традиционно отправляются на стройки в Россию. Возвращение этих тружеников — трогательное и радостное событие. Мужчин, как правило, встречают престарелые родители, жены и дети, приезд домой выливается в двух-трехдневное застолье, с походами к соседям и ночными танцами. Особенностью гагаузского женского платья является наличие монисты — украшения из связанных монет разного достоинства. Сейчас, правда, такие предметы можно увидеть только в музее — даже бабушки, участницы народного гагаузского хора, не надевают эти украшения, называя их «старинными». Гагаузские свадьбы (удалось побывать на двух) празднуются в основном осенью, когда основная часть сельскохозяйственных работ уже выполнена и можно перевести дух. На свадьбы в Бешалме собирались по нескольку сотен человек, столы выносились на улицу, музыканты играли до утра. Но чисто гагаузскими такие свадьбы опять же назвать нельзя: подобным образом проходят свадебные торжества по всей Молдавии. Отличают гагаузов от молдаван и некоторые обряды, главным из которых, конечно, является полуязыческий обряд Пипируды. Пипируду выбирают каждый год, и каждый раз ею должна стать новая девушка. Смыслом его является вызывание дождя, поскольку в этих краях от осадков зависит сама жизнь: население занято в основном в сельском хозяйстве. Историю появления Пипируды не помнят ни старожилы, ни работники гагаузского музея, общий смысл ответов сводится к фразам типа «всегда так делали». Судя по архаичности действия и по тому, что главный герой обряда — Герги отправляется в жертву Дождю, речь идет о старинном обряде, сохранившемся с языческих времен. За несколько дней до ритуала женщины деревни изготовляют глиняную фигурку и укладывают ее в специально сделанный гробик. Затем из числа девочек выбирается невеста Герги, которую и нарекают Пипирудой. Всю ночь перед жертвоприношением Пипируда и другие женщины — участницы обряда, оплакивают Герги. Интересно, что в этих плачах порой можно услышать христианские молитвы, видимо, после многих лет православия гагаузы, обращаясь к духу дождя, просят помощи все равно у православного Бога. С утра начинается основная часть действа — женщины выходят на улицы и начинают обходить деревенские дома. При этом из каждого дома выходят жители и в корзину, которую несут женщины, кладут что-нибудь съестное — кусок пирога, масло, яйца или кукурузную кашу. С песнями и причитаниями женщины, обойдя деревню, подходят к ручью, и только на этом этапе к ним могут присоединиться мужчины. Тут Пипируда кладет гробик со своим «женихом» на воду. Герги уплывает, а все участники идут в гости к Пипируде и там готовят кушанья из того, что собрали по деревне. После совместного поедания блюд обряд считается благополучно завершенным, и его участники расходятся по домам. Экономическая состоятельность территории
Издавна южные буджакские степи с их засушливым климатом, низким увлажнением, опасностью засух и суховеев считались одним из наиболее хозяйственно депрессивных районов Бессарабии. В сегодняшней Молдавии Гагаузия также не блещет социально-экономическими показателями. Как и по всей республике (это особенно рельефно проявилось после распада СССР), аграрный сектор производства развит намного лучше, чем индустриальный. Характерная черта экономики Гагаузии — широкое присутствие иностранного капитала, удельный вес в общем объеме производства предприятий с иностранной формой собственности и совместных предприятий в 2003 г. составил 61%. Приоритетное развитие в сельском хозяйстве автономии получили виноградарство, садоводство косточковых сортов, табаководство, зерноводство. Большая сумма эффективных температур и продолжительный вегетационный период позволяют выращивать виноград различных сортов и вкусовых оттенков. Ввиду особых природно-климатических условий для Гагаузии характерна невысокая урожайность винограда — около 37 ц/га. Для того чтобы при таких условиях местные вина были конкурентоспособными, приходится проводить большую работу по улучшению их качества. Наибольшее распространение получили сорта винограда «каберне», «шардоне», «пино», «совиньон», «мерло». Гагаузия известна своими качественными винами и шампанским, соками, персиками, грецким орехом, семенами подсолнечника. Среди отраслей животноводства традиционными считаются овцеводство, птицеводство, производство свинины и говядины; именно эти занятия были типичными для гагаузов и в прежние времена.
Промышленность Гагаузии представлена 28 крупными и средними предприятиями, в основном перерабатывающими сельскохозяйственное сырье: 12 винных заводов, 3 швейных предприятия, 2 ковровые фабрики, 2 машиностроительных завода, табачно-ферментационный завод и др. В первом полугодии 2003 г. промышленные предприятия Гагаузии произвели продукции на сумму 182 млн лей (примерно 400 млн российских рублей). Винные заводы Гагаузии имеют возможность перерабатывать около 400 тыс. т винограда ежегодно. Среди наиболее известных предприятий: АО «Вина Комрата», АО «Казаяк-Вин», АО «Кирсово», АО «Жемчужина». Стабильно, хоть и не без проблем, работает ООО «Басарабия», единственное предприятие в Гагаузии, производящее соки, джемы и фруктовые пюре.
В Гагаузии два ярко выраженных
индустриальных центра: столица автономии Комрат
и Чадыр-Лунга. Причем если первый больше
ориентирован на исполнение представительских и
гуманитарных функций (здесь действуют
административные органы, университет,
национальный музей), но при этом сохраняет
сельский вид, то второй в большей мере имеет
промышленный облик. В число главных внешнеторговых партнеров Гагаузии входят Россия, Украина, США и Румыния. Интересно, что единокровная для гагаузов Турция в списке импортеров гагаузской продукции занимает лишь девятую строчку. Несмотря на определенный рост продаж за рубеж и постепенное возвращение объемов производств к докризисному уровню, потенциал предприятий Гагаузии используется недостаточно полно. Экономика автономии по-прежнему сильно зависит от внешних финансовых вливаний. Месячные зарплаты на производстве в среднем составляют около 20—22 долл., что ниже прожиточного минимума, поэтому люди вынуждены использовать резервы подсобных хозяйств и огородов, а мужское население ищет работу за пределами региона. Перспективы развитияВ настоящее время Гагаузия — во многом еще слабо структурированное и противоречивое административно-политическое образование, чей статус и территория находятся в процессе формирования. Возникновение Гагаузии в том виде, в котором она существует сейчас, было невозможным без иностранной поддержки. Автономия существует в треугольнике интересов, сторонами которого служат главные спонсоры развития гагаузской государственности: Россия, Турция и страны Евросоюза. В последние годы турецкое влияние в Комрате
становится все более заметным, турецкое
правительство щедро оплачивает инвестиционные
проекты по всей автономии, будь то развитие
текстильной промышленности или разведка
артезианских вод. Турецкие бизнесмены стали
частыми гостями в буджакских степях. Основанный
в 1991 г. Комратский университет имеет
партнерские связи с пятью вузами Турции и лишь
двумя вузами России. Российское влияние в Гагаузии пока еще достаточно сильно, а присутствие, прежде всего экономическое, вполне зримо. Именно Россия обеспечивает поставку в автономию энергоносителей, автозаправочные станции в регионе принадлежат российским компаниям. В последние годы расширили свои гуманитарные программы в Гагаузии и учреждения ЕС. Высказывает свою заинтересованность в гагаузских делах и Украина. Гагаузская автономия действует уже в течение десятилетия, но преждевременно говорить, что проблемы взаимопонимания между Комратом и Кишиневом потеряли свою остроту. Простые гагаузы нередко считают Молдавию чужим для себя государством и пытаются объединиться со своими соплеменниками, проживающими на территории Украины. Многие молдаване до сих пор не находят оснований для того, чтобы гагаузы имели свою национально-культурную автономию в рамках молдавского унитарного государства. Этот сложный клубок противоречий предстоит решать в ближайшие десятилетия. Фото В.А. Кетковича |