Идеология желанной
географии |
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Основное общее образование
обязательно.
Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают
получение детьми основного общего образования.
Конституция Российской
Федерации
ст. 43, п. 4
По материалам анкетирования
родителей, проведенного учителями России в
рамках конкурса «Я иду на родительское собрание»
(условия его были объявлены в № 39, 43, 46; обзор
материалов начат в
№ 7, 8, 10).
Дети вовсе не перегружены географией
Так считают в Саратове
Родители оценили анкетирование, приняли эту
работу как общественно важную. Людям, гражданам
России, импонирует, когда к ним обращаются не с
указаниями, не с пустыми вопросами, а за реальным
советом в реальном деле — образования и
гражданского воспитания их детей. Многие не
ограничивались ответами на вопросы анкеты, а
направляли письма и записки учителям,
проводившим опросы. Вот одна из записок,
полученных саратовской учительницей М.В. БАХТАРОВОЙ:
Уважаемая Марина Владимировна!
Я искренне считаю, что дети вовсе не перегружены
географией, что они должны ее знать.
Карта очень нужна. Я сама много лет занималась
спортивным ориентированием и считаю, что детей
нужно учить ориентироваться, это сможет
когда-нибудь спасти им жизнь.
Дочке география нравится, и как Вы ее преподаете
тоже.
СКРИНЦОВА
Знакомить широкую общественность
Мнение учителя
Меня, учителя с 27-летним стажем, волнуют вопросы
о месте географии в учебном плане с переходом на
новые стандарты, проблемы реализации личностно
ориентированного, деятельностного подходов,
усиление практической направленности
преподавания, информатизация процесса обучения.
Все эти благие начинания повисают в воздухе при
современном финансировании школы. Выпущены
новые карты, пособия, видеофильмы, но нет
возможности приобрести их. Есть компьютерные
программы, учебники, но нет возможности работать
в единственном в школе кабинете информатики, да и
я не прошла компьютерную подготовку.
Сокращение часов на географию в 6-м классе нашло
отражение только в учебном плане, а не в
примерных программах (все содержание осталось).
Необходимое всем нам выделение часа на
краеведение потребует создания
учебно-методического комплекса по данному
предмету, — а везде ли есть специалисты? Переход
на комплексное изучение географии России в 8—9-м
классах у нас будет тормозиться
необеспеченностью учебниками, хотя двумя
авторскими коллективами разработаны комплексы.
Выпускаемые массы новых учебников и атласов
требуют более тщательной редакционной
подготовки и предварительного испытания в
школах. С результатами этих испытаний нужно
знакомить широкую общественность. Такая работа,
кстати, успешно делается методическим кабинетом
географии Пермского областного института
повышения квалификации работников образования
(ПОИПКРО).
Я удовлетворена проведенной мною работой по
анкетированию родителей. Полученные результаты
осмыслены. С результатами анкетирования
ознакомлены мои коллеги — учителя географии
города. Сделан вывод о том, что необходимо чаще
встречаться с родителями, знакомить их с
особенностями предмета, результатами обучения
предмету, привлекать родителей к организации
экскурсий, походов, поездок, организовывать для
них выставки детских работ (исследовательских,
проектных, творческих). С результатами
анкетирования будет ознакомлен педагогический
коллектив гимназии и родительская
общественность.
Т.Л. ХЛЮПИНА,
учитель географии гимназии г. Кизел
Пермская обл.
Второй язык человечества
Мнение алтайских родителей
Карта — язык географии, второй язык
человечества — своего значения не потеряла. И
пусть родители моих учеников не очень хорошо
помнят карту, но когда слышат новое
географическое название, 40% стараются открыть
атлас и найти, где это находится. Значит, не все уж
так плохо. И с атласом умеют работать: знают, что
надо посмотреть указатель атласа.
Если бы родители сами могли определять
приоритеты в процессе обучения географии, они
больше всего внимания уделяли бы следующим трем
направлениям:
— умение работать с картой (70% опрошенных);
— умение работать с источниками информации
(60%);
— умение ориентироваться на местности (53%).
Не очень утешительными оказались результаты
опроса мнения родителей о том, что нужно говорить
детям по географии нашей страны. О географии
Родины большинство родителей сказали бы лишь
общие фразы. Конкретный материал помнят слабо.
Напротив, об Италии родители помнят множество
ярких фактов, которые проходили через всю их
жизнь: через фильмы, архитектуру, историю, футбол
и т.п. То есть, что больше рекламировали, то и
запомнилось. И все в ярких и необычных формах. Это
и остается в памяти.
Г.Л. ВОЛОДЬКО,
учитель географии гимназии № 5
г. Камень-на-Оби,
руководитель городского методического
объединения
Алтайский край
Дать пространственное мировоззрение
Голос Татарстана
География — одна из наиболее важных и нужных
наук в жизни. Половина респондентов, среди
которых проводилось анкетирование, ответили, что
полученные географические знания в школе
пригодились им в жизни, и очень много.
Многие родители хотят, чтобы изменили структуру
и улучшили содержание учебников. Чтобы в учебных
книгах было как можно больше дополнительной
информации, чтобы этот материал был связан с
жизнью. В учебниках очень мало интересно
изложенных тем.
Главное — научить человека пространственной
ориентации на местности, на географической карте
и в информационных потоках.
Школьный географический курс должен дать
подрастающему поколению пространственное
мировоззрение, школьник должен гармонировать с
природой и обществом. Курс географии должен
воспитывать ощущение целостности природы и
общества, ориентировать на рациональное
отношение к природе Земли, страны и своего
региона.
О.В. КУЗНЕЦОВА,
учитель географии СОШ № 4 г. Мамадыш
Республика Татарстан
Что нужно сделать для повышения
статуса
нашего предмета в современной
системе образования?
Сводка мнений граждан города Сочи
1. Ни в коем случае не допустить сокращения
уроков географии. Это важно не только для
учителей, теряющих часы, но и для детей, особенно
общеобразовательных классов. Если в
гимназических классах у детей завышенные мечты,
связанные с информатикой, английским языком,
математикой, то у детей общеобразовательной
школы география — отдушина: экскурсии, походы и
пр.
2. Сохраняя научную составляющую географии в
школе, усилить предмет ярким, образным описанием.
3. Улучшить оформление карт. Привести их в
соответствие с учебником. Создатели контурных
карт должны координировать свою деятельность с
авторами учебников. В педагогическом процессе я
постоянно основываюсь на самостоятельной работе
учащихся, но порой, вместо того чтобы радоваться
обоснованному ответу ученика, мне приходится
самой расшифровывать карту.
4. Создать хорошие электронные уроки.
5. Изменить программу, выделив в ней треть
часов на изучение родного края.
6. Создать хорошие региональные учебники и
карты.
Л.Г. ВОВЕНКО,
учитель гимназии № 15 г. Сочи
Краснодарский край
|