Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2005

Методика


Европейская интеграция
в картинках

Французская Революция 2005 года
Французская Революция 2005 года

В зарубежных учебниках для средней школы уже давно используется симпатичный методический прием: в связи с определенным материалом приводится карикатура — на экологическую, экономическую или политико-географическую тему. К карикатуре ставятся вопросы (даются задания), с помощью которых учитель может акцентировать внимание учащихся на некоторых наиболее «острых» сторонах изучаемого явления, проблемы, события.

Здесь приводится хороший пример карикатуры с сайта www.globecartoon.com (автор Chappatte), которая может быть c успехом использована при изучении Европы, проблем Европейского Союза, международной интеграции, международных организаций. 29 мая во Франции прошел референдум по вопросу ратификации конституции ЕС. Отказ французского народа одобрить этот документ стал критическим моментом в истории европейской интеграции. Французский референдум как бы дал сигнал к усилению критики западноевропейцами интеграционных процессов, акцентированию отрицательных сторон интеграции.

Вот некоторые вопросы, которые учитель может поставить в связи с этим рисунком:

— Что это за стол? Почему на нем изображены звездочки?

— Что написано на табличках перед сидящими за столом?

(Возможно, если класс слабый,
слова Sweden, Spain и Denmark учителю придется
расшифровывать.)

— Сколько всего человек сейчас за столом?

(Если считать, что ждут только France.)

— Что написано на табличках, не попавших в «кадр» рисунка?

(Ну хотя бы по-русски.)

— Почему вместо благовоспитанного, облаченного в костюм дипломата на заседание от имени Франции являются две «неформальные» фигуры?

— Что это за фигуры, с какой картины какого знаменитого художника они взяты?

(Для большинства взрослых «Свобода на баррикадах»
Делакруа и фигура Гавроша — образы совершенно привычные,
как Иван-царевич и Серый волк. Но можно быть уверенным:
найдутся ученики, для которых эти символы окажутся абсолютно «глухими»,
несмотря даже на усилия учителей истории и МХК. А ведь и Эжен Делакруа,
и его картина, и парижский мальчишка, ставший прообразом
Гавроша у Виктора Гюго, — всё это непременные элементы знания Франции,
элементы более важные, чем судоверфи и автозаводы.
Судоверфи почти уже все закрылись, автозаводы закроются через
некоторое количество десятилетий, а Свобода и Гаврош останутся.)

— Символами каких событий обычно служат эти фигуры во французской истории? Какое значение это и другие события того же ряда имели для всей европейской истории?

— Что за ящик внесли с собой новоявленные персонажи в зал заседаний и почему на нем написано «29 мая»?

— Что художник хотел выразить, приведя француженку-Свободу и Гавроша — персонажей 175-летней давности — на заседание 2005 г.?

— Какова реакция собравшихся на это явление? Почему самым хмурым выглядит поляк?

— Что напоминает по очертаниям левая часть знамени в руках Свободы?

— Найдите в учебнике изображение французского флага и подумайте, почему очертания Франции художник совместил именно с этим, дальним от древка, полем флага?

(Красным.)

— Разделяете ли вы идеи международной интеграции? Приведите аргументы «за» и «против».

Прорабатывая эти вопросы, учитель решает сразу несколько методических задач:

— ориентирует учеников на распознавание образно-знаковых систем современного мира (ведь символы, очевидные для нас, детям часто совсем не понятны);

— привлекает внимание к текущим событиям в мире;

— учит ставить всякое событие в более широкий региональный или мировой контекст;

— приучает задумываться над проблемами.