Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2005

ЗАОЧНЫЕ КУРСЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Свидетельство установленного образца

Слушателям предлагаются на выбор два дистанционных учебных курса

К.С. Лазаревич,
ведущий курса ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ  РОССИИ ПО ПРИРОДНЫМ ЗОНАМ:

Основные недостатки изучения географии в школе состоят в следующем.

1. Изучение предмета ведется от общего к частному, поэтому абстрактные понятия (комплексы, геосферы) лишаются фактической основы. Школьник знает, что такое гидросфера, но не может назвать и показать на карте даже самые известные реки и моря. Географию лучше изучать от частного к общему, опираясь на личный опыт школьников.

2. Многие физические понятия изучаются в географии намного раньше, чем в физике, поэтому не только в 6-м классе, но и в более старших приходится излагать их в сильно упрощенном виде, а методика такого изложения обычно не дается.

3. Учебники уделяют недостаточно внимания тому, как природными условиями определены размещение населения и хозяйства, как человеческая деятельность влияет на природу.

4. Курсы, посвященные географии мира, рассматривают не весь мир, а весь мир без России. Это очень ощутимо в 10-м классе, но здесь есть хоть то утешение, что Россия изучалась в два предыдущих года. А в курсе 7-го класса Россия оказывается вообще черной дырой на карте мира. В результате, до 8-го класса школьники не знают о России вообще ничего.

Курс предлагает новые, или прочно забытые старые, подходы к изучению традиционного курса географии России. Именно по природным зонам преподавалась география СССР в 4-м классе в предвоенные и первые послевоенные годы. При этом рассказывалось не только о природе, но также о населении и хозяйстве страны. Такой подход позволит положить уже известные и изучаемые вновь теоретические понятия на фактическую основу, увязать природу с хозяйством. В содержательной части курса намеренно применен простой стиль изложения, чтобы можно было использовать этот материал в любом по уровню подготовленности классе.

Курс рассчитан на преподающих географию в 8—9-х классах. Но в учебном заведении, где можно опробовать экспериментальные программы, он может быть использован при изучении естествознания в 5-м классе и географии в 6-м, и именно в этом случае будет восполнен тот пробел, о котором уже было сказано: ученики получат основные сведения о своей стране и сумеют представить себе ее положение на крупнейшем материке мира.

С.В. Рогачев,
ведущий курса УРОКИ ПОНИМАНИЯ КАРТЫ (Основы пространственного анализа):

— Почему Москва выросла именно здесь? — таким вопросом задается едва ли каждый школьник на определенном возрастном уровне. — Почему Чикаго именно в этой точке, а не сотней километров южнее или западнее? Почему Швейцария или Ливан с их банками и посредническими функциями заняли именно эти места на карте?

В курсе мы вместе будем отвечать детям на эти вопросы.

Вламываясь в Сибирь через «пролом» Среднего Урала, мы расставим по местам четыре города-миллионера.

Сжимая Брюссель международными Шельдой и Маасом, мы вырастим евростолицу.

Закрепляясь мыслью и городами на Волге в локальных экстремумах ее траектории, мы математически точно разместим два десятка знатных географических имен (но столкнемся и с загадками).

Привязывая Стокгольм и Владивосток к граням сезонного замерзания морей, мы увидим, как на карте эти бутоны расцветают смыслом.

Балансируя по узкому лезвию Транссиба, старательно продирающегося между препятствиями с юга и с севера, мы выстроим стержневой хребет России.

Мы вместе научим детей ВДУМЫВАТЬСЯ В КАРТУ.

Идет набор слушателей — учителей географии и смежных дисциплин.
Форму заявки см. в № 9/2004. Справки по тел. (095) 249-52-53