Воспитательный потенциал
|
Исток Волги на
|
Спросите ребенка: «Если тебе надо составить рекламный буклет по любому региону, стране, городу мира, о чем ты напишешь?». И в большинстве случаев вы услышите: «...о Париже, о Японии, об Америке...». И почти никогда — «...о России». А на ваши слова: «Да у нас в России столько исторических и природных памятников, что Европе и не снилось...», лишь недоверчиво хмыкнут.
Вот она, болевая точка, от которой надо оттолкнуться и повернуть головы детей в сторону нашей страны. Как? Есть несколько путей. Можно рассказывать о своих личных впечатлениях, о поездках. Они всегда эмоционально окрашены, и даже проблемы, увиденные вами, вызывают не злопыхательство, а сопереживание, потому что учителю больно за «недоработки и несуразности» в России.
Можно организовывать экспедиции и через романтику походной жизни привить детям чувство причастности к нашей стране.
А можно проводить уроки. Продуманные тщательно, до мелочей. Такие, чтобы ни одна методическая неточность не смогла испортить основную воспитательную идею. Примером может служить урок «Волга — национальная река России» для учащихся 9-го класса. Урок не классический, его нельзя «привязать» только к чисто географическим целям и задачам. Лейтмотив урока — вся наша страна в своем многообразии и величии, отражающаяся в Волге. Это урок-мотивация, на котором географические составляющие даны лишь широкими мазками и оставляют чувство незавершенности портрета и желание удовлетворить свой интерес.
Предлагаемый урок построен как слайд-лекция с участием детей. Виды деятельности на уроке подобраны исходя из трех типов восприятия учащихся — аудиального, визуального и кинестетического. Урок очень технологичен и при соблюдении всей предложенной последовательности слайдов, текста, видов работ дает запланированный результат. В конце урока дети в качестве резюме самостоятельно формулируют вывод: «Волга — национальная река России».
План-конспект урока
В географической науке есть названия, которые невозможно охарактеризовать как простые имена изучаемых объектов. Все дело в том, что сами эти объекты имеют сложную связь не только с природой, но и с жизнью общества, мировоззрением и верованиями людей, событиями, происходившими с ними на протяжении разных эпох. Поэтому изучают их не только географы, но и историки, этнографы, представители других общественных и гуманитарных наук, писатели, поэты и художники. Таким необыкновенным объектом займемся сегодня и мы.
На сегодняшнем занятии мы будем много смотреть, слушать, говорить. О чем? Я думаю, вы сейчас скажете мне это сами.
(Музыкальная заставка: песня «Издалека-долга...».)
О чем же пойдет сегодня речь? [О Волге.] Вы можете спросить: «Почему о Волге? Что может быть необычного в этой реке? Все о ней знают с малых лет». Но всё дело в том, что еще древнехристианская литература учила видеть чудесное в обыкновенном. И сегодня нам предстоит выяснить, что же чудесного в нашей Волге.
Гербы крупнейших
|
Гербы второстепенных
|
А чудеса начинаются с того, что на Волге был автор «Трех мушкетеров». Увидев Волгу, А. Дюма записал следующие строки: «Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу — самую большую реку в Европе, царицу наших рек, — и я поспешил поклониться ее величеству Волге». Давайте же выясним, прав ли был Дюма, назвав Волгу национальной рекой России, и поговорим о Волге и о... России.
Сейчас в течение 15 минут мы проведем необыкновенное исследование. В этой работе нам помогут физическая карта России, наборы в ящичках и гербы российских городов, расположенных на Волге или недалеко от нее. Прежде всего нам надо выяснить географическое положение Волги.
Для этого заполним пропуски в тексте. Всю недостающую информацию вам предоставит физическая карта России. (Фронтальная работа с открытым тестом.)
Мы выяснили особенности расположения Волги на Восточно-Европейской равнине и вспомнили, что великая река, протяженность которой более 3500 км, а площадь бассейна превышает площадь Франции, Испании и Италии, вместе взятых, начинается на Валдайской возвышенности. Гербы, при умении их читать, могут многое рассказать о природе и истории. О чем рассказывает герб Валдая? [О холмистой местности Валдайской возвышенности.] Река вытекает из ряда небольших озер, соединенных между собой, одно из которых называется Волго. Существует версия, что название «Волга» имеет балтийское происхождение от слова valka — «ручей, текущий через болото; небольшая, заросшая травой река». Так же, как и Москва-река, Волга начинается из заболоченных озер на Валдайской возвышенности. На месте истока Волги стоит часовня.
И дальше, постепенно стремясь на юг, Волга принимает многочисленные притоки и становится «как море полноводной» рекой. А. Твардовский в поэме «За далью даль» писал:
...семь тысяч рек
Она со всех концов собрала —
Больших и малых — до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной.
На что похожа речная система Волги? [На дерево.] Действительно, словно гигантское дерево раскинула Волга по великой Русской равнине свои ветви-притоки. Почти 1,5 млн км2 захватила она в черту своего бассейна. В «Географии» Птолемея Волга названа «Ра» (Щедрая). Проанализируем изображения на гербах русских волжских городов и выясним, чем же щедра Волга. Но прежде всего найдем эти крупные города на карте. О чем нам говорят гербы Саратова, Волгограда? [Обилие рыбы.] Герб Костромы? [Водный путь.] Гербы Ярославля, Нижнего Новгорода и Самары? [Обилие диких животных.] Гербы Казани и Астрахани напоминают об истории присоединения Казанского и Астраханского ханств к России. Почему именно на Волге так много крупных городов? [Транспортный торговый путь.] Следовательно, мы можем сказать, что Волга имеет градообразующее значение.
Волга и волжский бассейн — это не только эти крупные города. Проанализируем гербы менее населенных, но не менее интересных городов. (Работа групп детей с гербами и их символикой. Ответы по группам. Первичное закрепление — с использованием слайда.)
Итак, Волга и волжские окрестности щедры:
Монастырь Нилова пустынь
|
1. Водой, рыбой. Волга — речной путь. Хвалынск, Буй, Осташков, Балахна.
2. Лесом, древесиной. Дикими животными и птицами — Йошкар-Ола, Инсар, Аткарск, Семенов.
3. Зерном, овощами, плодами — Балашов.
4. Льном — Кинешма.
5. Камышом — Камышин.
6. Солью — Солигалич.
Таков портрет Волги XVII—XIX веков. И уже тогда стало понятно, что Волга имеет большое значение в жизни и хозяйстве государства.
На дворе XXI век. Попробуем взглянуть на Волгу с точки зрения современного хозяйства. Проанализируем содержимое ящичков.
Ящик № 1: картинки с ГАЗом, ВАЗом, КамАЗом, самолетостроение, тракторостроение, производство троллейбусов, ВПК, производство часов (Углич).
В Поволжье ведущая роль принадлежит машиностроению, которое занимает 1-е место по объемам производства. Наиболее развито транспортное машиностроение. Особенно выделяется автомобилестроение.
Ящик № 2: картинки с Волжской ГЭС, ТЭК, льняная ткань, спички, бумага.
Волга — источник гидроэнергетических ресурсов. На Волге и Каме построено 11 ГЭС. Гидроэнергетика — отрасль специализации района. Ведущим звеном ТЭК Поволжья является нефтяная (Татарстан, Самарская область) и газовая промышленность (астраханский газ). Нефтепереработка не только собственного сырья, но и западносибирской нефти. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Легкая промышленность.
Ящик № 3: картинки, иллюстрирующие судоходство, транспортное значение Волги, соль (Баскунчак).
Волга — это водный путь, объединяющий почти всю Европейскую часть России. По Волге проходят огромные грузопотоки и перевозятся миллионы пассажиров. Не случайно Волгу называют «главной улицей страны». Баскунчак — «всероссийская солонка».
Ящик № 4: картинки, иллюстрирующие многогранность АПК + рыбные, мясные консервы, произведенные на Волге, молочные продукты, шоколад, арбуз, икра.
Рыбная промышленность и сельское хозяйство являются отраслями специализации района. Поволжье дает 20% зерна России, 1/3 помидоров, 3/4 арбузов.
(После обсуждения содержимого ящичков — первичное закрепление с использованием слайда.)
Мы рассмотрели Волгу с точки зрения современной экономики. Но в России существуют и традиционные виды хозяйства, например, в виде народных промыслов. Рассмотрите наборы деревянной расписной посуды и игрушки и скажите, какие народные промыслы они иллюстрируют. (Работа с экспонатами. Хохлома, Городец, Семеновская и Полхов-Майданская матрешка.)
Казанский кремль |
Волга — это не только хозяйство, это и история, и культура, и прекрасные пейзажи.
На Волге Степан Разин собирал свою вольницу.
В Жигулях И. Репин написал картину «Бурлаки на Волге». «Рекой рабства и тоски» называл Волгу Н.А. Некрасов.
Мы уже видели, что на Волгу, как на ниточку, нанизано очень много городов. Многие волжские города имеют возраст более 300 лет. И один из самых древних — Углич.
Мы еще раз совершим путешествие от верховьев Волги до впадения в Каспийское море и попытаемся составить портрет Волги с точки зрения вероисповедания народов, населяющих волжский бассейн.
В верховьях Волги на Валдае, на озере Селигер, находится православный монастырь Нилова пустынь, основанный в XVI веке.
Верхняя Волга относилась к Новгородской земле, богатой разнообразием живописных ландшафтов и архитектурных памятников. Великий Новгород, один из древнейших русских городов, сумел сохранить на своей земле множество храмов.
В среднем течении мы пересекаем территорию Татарстана и его столицу Казань. Религия второго по численности народа России — ислам.
В низовьях Волги, на территории Республики Калмыкии, мы можем познакомиться с буддистской культурой.
Какой мы можем сделать вывод? В волжском бассейне живут народы, исповедующие христианство, ислам и буддизм, то есть три мировые религии распространены и в России. Таким образом, получается, что с точки зрения вероисповедания населения Волга является зеркалом России.
Вы видите, как многолика и многогранна наша Волга. На ее берегах в разное время рождались, росли, учились известные русские писатели, артисты, ученые. (Работа со слайдом по узнаванию знаменитых волгарей).
Удивительная красота Волги, ее многообразие во всех проявлениях — от природных ландшафтов до исторических событий — вдохновляло и вдохновляет художников. Изображения Волги хранятся в лучших русских музеях.
Вспомните, как называли Волгу на Руси. [Волга-матушка.] В Волгограде на Мамаевом кургане высится монумент. 62 года прошло со дня окончания Сталинградской битвы. Но до сих пор в память о той большой крови, которая была пролита на берегах Волги, в назидание на будущее высится над землей Родина-мать с поднятым над головой мечом, как бы предупреждая: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».
Не кажется ли вам, что это очень символично? Самый главный монумент России находится на берегу Волги? Волга-матушка и Родина-мать?
Калмыки – российские буддисты |
У Волги есть еще одно измерение. Оно связано с историей происхождения названия нашей страны. Имя «Россия», по одной из версий, может происходить от названия бога Солнца Ра, общего бога высокоразвитой древнейшей цивилизации. В «Географии» Птолемея именно так называлась наша Волга. Арабский ученый аль-Идриси (XII в.) в своей «Географии» называл Волгу «Русийа» или «Расия» (Ра-сияющий). Само понятие Ра осталось в русском языке в таких словах, как Ра-дость, Ра-зум, Ра-дуга. О происхождении названия нашей страны существует несколько версий. Но мне в нашем разговоре о Волге и о России кажется, что подобный штрих к портрету Волги очень уместен. Предлагаю вам составить образ Волги, оформив его в виде герба. У вас на столах есть заготовки гербового поля и основных элементов, составляющих портрет Волги, о которых мы сегодня говорили. Если вы хотите добавить к портрету что-либо свое — дорисовывайте. Работа продлится несколько минут, а потом представитель от группы защитит свой проект.
(Дети составляют герб Волги во время слайд-шоу и музыкального сопровождения.)
Наш разговор о Волге и о России подходит к концу. Вспомните высказывание А. Дюма. Прав ли он был, называя Волгу национальной русской рекой? [Да.]
Как можно сформулировать итог нашего разговора? [Волга — национальная река России.]
Национальный танец |
Кто из вас был на Волге? Посмотрите, сегодня мы силой своей мысли и простыми умозаключениями совершили путешествие по Волге и создали ее портрет, удивительным образом напоминающий нам Россию — величественную, сильную, гордую. На этом можно было бы и закончить нашу встречу. Но мудрость человеческая заключается в том, чтобы уметь смотреть вперед и делать все, чтобы этот прекрасный образ не поблек. Ведь уже сегодня на Волге (и в России) существует много проблем, в частности экологических.
КЛЯКСА*: Строительство водохранилищ привело к затоплению ценных пойменных земель, а повышение уровня грунтовых вод влечет за собой гибель приволжских лесов.
КЛЯКСА: Промышленные, бытовые и сельскохозяйственные стоки отравляют Волгу и ее притоки.
КЛЯКСА: На дне Волги покоится более 400 судов, загрязняющих реку остатками мазута.
Страшно? Мы с вами не должны допустить, чтобы подобные страшные пятна затмили всю красоту Волги и России.
А.П. Чехов как-то сказал: «Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша». Пожалуйста, помните об этом.
Самоанализ урока
Чем дольше я занимаюсь географией, тем больше убеждаюсь в том, что география — наука комплексная, которая объединяет все образовательные области, а также является прекрасным инструментом для развития и воспитания детей.
При подготовке урока мне захотелось совместить географическую, патриотическую, эстетическую и философскую составляющие науки, показать значение Волги для России средствами учебного материала по географии, истории, литературе, мировой художественной культуре, обществознанию, экологии, привлечь внимание к русской геральдике.
Урок «Волга — национальная река России» разработан с учетом поурочного планирования (География России. Хозяйство и экономические районы). По учебнику А.И. Алексеева «География России. Хозяйство и географические районы» (под редакцией Н.И. Яковлевой. МИОО), материалов для подготовки к региональному экзамену по курсу «География России», подготовленных МИОО (Э.В. Ким, Н.Ю. Маерова), и темой конкурса.
На мой взгляд, подобный урок очень хорошо бы вписался в планирование, составленное на основе интегральной технологии, как урок-презентация или урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности. Здесь происходит общее представление темы, создается мотивация к дальнейшей, более детальной проработке материала.
С точки зрения психопедагогики, этот урок можно определить как урок-мотивацию: информационная насыщенность, данная лишь широкими мазками, не может не оставить чувства незавершенности у детей и желания удовлетворить свой интерес.
Основными образовательными задачами урока я ставила:
— Сформировать у девятиклассников представление о Волге как об экономическом и градообразующем стержне Европейской части России.
— Познакомить с отраслями специализации экономических районов Волжского бассейна.
— Показать (или помочь осознать) значение Волги для России и идентичность реки и страны.
На фоне учебного материала я старалась показать детям значение ответственного отношения к окружающей среде, помочь увидеть весь блеск Волги и России и развить патриотизм, который в наше время у молодежи на сравнительно низком уровне.
Я учила детей думать, быстро работать с различными источниками информации (гербы, наборы, карта), «разворачивать» информацию и моделировать образ Волги в виде проекта герба.
Урок построен как слайд-лекция с участием детей и является примером использования информационно-педагогической технологии, разработанной Современным гуманитарным университетом. В то же время урок относится к интегральному. В нем совмещены уроки вводного повторения и презентации темы.
Исходя из этого, урок состоял из четырех этапов:
1. Организационно-мотивационный — актуализация опыта учащихся.
2. Изучение нового материала с параллельной поэтапной проверкой понимания изученного.
3. Закрепление знаний и применение изученного (в виде проектной групповой работы). Рефлексия. Коррекция.
4. Подведение итогов учебного занятия.
На организационно-мотивационном этапе предмет занятия дети сформулировали с моей помощью, опираясь на слайд-заставку и фрагмент песни. Подзаголовок урока «Разговор о Волге и о России» определил основной вид деятельности на уроке. Мотивация была обеспечена высказыванием А. Дюма о Волге как о национальной реке России. Здесь я использовала прием обсуждения высказывания известной личности. Работа на этом этапе проводилась в форме беседы.
Этап изучения нового материала (с поэтапной проверкой понимания изученного) занял бо'льшую часть урока. Изучение нового материала я организовала в форме:
— индивидуальной работы с картой;
— фронтальной беседы с опорой на слайды, гербы, наборы;
— организации групповой работы с раздаточным материалом.
В ходе этого этапа дети отрабатывали умение обобщать и выделять главное (особенно при работе с гербами), проводить предметно-наглядный анализ (наборы в ящичках), активизировали знания по школьным предметам, развивали универсальные умения.
Скульптура Родина-мать
|
В воспитательном плане наиболее сильной частью этого этапа был фрагмент «Родина-мать», да и весь калейдоскоп материала работал на то, чтобы показать всю многомерность волжского пространства.
Кульминацией урока стал третий этап закрепления и применения изученного, во время которого дети за 3 минуты создали герб Волги и представили свой проект. Дети показали умение работать в группе, распределять роли. Представляя проект герба Волги дети озвучивали реальный результат своей деятельности на уроке. Они представили Волгу с точек зрения отраслей специализации, ее роли как транспортного пути, ее конфессионального многообразия, как важного фактора градообразования.
Герб Волги сознательно компоновался на основе герба Российской Федерации для того, чтобы непроизвольно у ребят возникла аналогия.
На этапе подведения итогов дети подтвердили слова А. Дюма и сформулировали тему урока: «Волга — национальная река России». В заключении урока внимание детей было акцентировано на экологических проблемах и важности гражданской позиции.
Я оцениваю свой урок как информационно-насыщенный, эстетичный, технологичный и дающий возможность детям развить и применить свои творческие способности.
Средства обучения я подобрала исходя из содержания материала и с учетом трех типов восприятия учащихся. На детей визуального типа было рассчитано использование мультимедиапроектора, раздаточного материала, работа с картой. Возможность пощупать всё своими руками была предоставлена кинестетикам (наборы), а для аудиального типа детей все время шло эмоциональное голосовое сопровождение слайдов.
На уроке я использовала песню в исполнении М. Бернеса для создания эмоционального фона, необходимого для воспитания гражданственности и патриотизма, а также для того, чтобы наряду со слайд-шоу мысленно перенести аудиторию на Волгу.
Дети в работу включились сразу благодаря организации беседы, использованию открытого теста (с опорой на уже имеющиеся знания) и яркости презентации.
В ходе урока у нас все время была обратная связь, которая была видна в беседе, проверке понимания материала на слайдах с «Волжским деревом» и защите проекта герба.
Проанализировав выступления детей, я могу считать урок результативным и достигшим своей образовательной цели. Тему урока я не называла сознательно для того, чтобы дети в ходе нашего разговора сами пришли к выводу и в качестве резюме сформулировали — «Волга — национальная река России».
* На экране, на фоне слайда появляется черное пятно неправильной формы.