Идеология желанной
географии |
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Основное общее образование
обязательно.
Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают
получение детьми основного общего образования.
Конституция Российской
Федерации
ст. 43, п. 4
По материалам анкетирования
родителей, проведенного учителями России в
рамках конкурса «Я иду на родительское собрание»
(условия его были объявлены в № 39, 43, 46; обзор
материалов начат в
№ 7, 8, 10, 14).
Реальная география намного
интереснее учебника
Позиция сахалинцев
В соответствии с условиями конкурса я провела
не только анкетирование, но и беседы-интервью с
несколькими родителями моих учеников. Вот
вкратце то, что они отвечали на мои вопросы.
1. Предположим, что мы начинаем
создавать систему образования с нуля. За какие
знания по географии для ваших детей вы бы, не
задумываясь, согласились отчислять определенный
процент своего дохода?
— За умение работать с картой.
— За изучение всех стран мира.
— За экскурсии по Сахалинской области.
— За умение ориентироваться на местности.
2. Что в действующих учебниках для
8—10-го классов, по которым учатся ваши дети,
чрезмерно сложно?
— Сухо и неинтересно написан материал,
особенно темы по экономике.
3. Каково ваше отношение к школьному
предмету «География?»
— Без географии не обойтись. Как бы ни было
трудно, географию нужно учить, так как если
физика и химия не пригодились в жизни, то
география — наоборот.
— Реальная география намного интереснее
учебника.
— В школе всегда любила географию, до сих пор
с благодарностью вспоминаю преподавателя
географии. Помню, на каждом уроке была карта,
много наглядности.
— Предмет мне никогда не давался и нелюбим
мной, но телевизионные передачи, путешествия по
миру, рассказы о разных народностях, их
мировоззрении, условиях жизни смотрятся в нашей
семье с удовольствием.
— География — это живая развивающаяся
наука, изучать ее необходимо всю жизнь. В
современном мире все изменяется очень быстро.
Интервьюировала М.А. МАРТЫШКОВА,
г. Холмск
Сахалинская обл.
Плюсы, минусы и перспектива
Выводы на основе опроса
воронежских родителей
Положительное
1. Советское школьное географическое
образование 70—80-х годов (время обучения
родителей) оставило неплохое наследие.
2. Положительным компонентом содержания
географического образования является обучение
работе с картой.
3. Многие учащиеся работают с дополнительной
литературой — научной, научно-популярной,
художественной, а также с периодической печатью.
Слабые звенья географии в школе
1. Недостаточное количество времени уделено
в программе работе с картой (лишь около 40%
респондентов могут мысленно привязывать события
к карте).
2. Содержание курсов по географии России
запоминается не в форме конкретных образов (как
то: «русские березы», «Москва — столица» и т.д.), а
в форме заученных абстракций («растительность»,
«урбанизация» и т.д.).
3. Все-таки учебники перегружены информацией
(цифровой, фактической).
4. Знания по экономической географии у
населения — «слабое звено» образования.
Рекомендации
1. Уделить больше внимания работе с картой, в
том числе с тематическими картами при выполнении
практических работ.
2. Учитывая плохую материальную
обеспеченность семей учащихся, постараться
добавить в учебники карты и картосхемы (как в
учебнике 8-го класса), совмещая теорию и атлас в
одной книге.
3. В учебниках сократить цифровой материал,
оставляя главное.
4. Нужно больше экскурсий.
Г.П. КОЗЛОВА,
учитель СОШ № 30
г. Воронеж
Куда исчезла из учебников красота?
Интервью с брянскими родителями
— В начале 6-го класса дети так хотели изучать
новый предмет! Но интерес вскоре пропадает.
Какой-то уж очень сухой язык, словно и не для
детей составлялся учебник. Говорят, что
учительница интереснее рассказывает о
путешественниках, а в учебнике неинтересно. Не
хотят читать. Слишком трудно для понимания
шестиклассника изложена тема «Относительная и
абсолютная высота» (Марина, предприниматель;
Наталья, безработная).
— Сложный и большой объем материала в 6-м
классе. Например, тема «Река». Мы с мужем
посчитали — 15 новых понятий: кроме собственно
понятия река, еще — русло, речная долина,
речная система, бассейн реки, водораздел, питание
реки, половодье, пойма и т.д. А надо знать и
названия рек, найти и показать по карте. И это всё
в одном параграфе. Вот сидим и учим весь вечер
одну географию (Светлана, пока не работаю,
воспитываю маленького сына).
— Учебник 9-го класса «География: население и
хозяйство России» (автор А.И. Алексеев,
В.В. Николина) устарел морально. Нет информации
о новых формах организации предпринимательства,
о крупных компаниях России и т.п., нет
характеристики состояния российской экономики
на современном этапе. Почему-то не
рассматриваются страны СНГ, а ведь наша область
— граница трех государств: Белоруссии, Украины и
России. Когда-то мы хорошо знали их (и не только по
учебникам) — это ведь наши соседи (Андрей,
рабочий).
— Я уже одиннадцать лет как окончил школу.
Хорошо помню наши уроки географии. Почему-то
запомнились путешествия по материкам и странам в
7-м классе. А вот в 10-м классе мы все учили
политическую карту мира, сдавали зачеты. Было
интересно. Но сейчас я с закрытыми глазами могу
показать даже самое малое государство Азии и
назвать его столицу. С карты надо начинать
обучение географии (Роман, рабочий).
— Я географию учила давно. Интересными были
уроки зарубежной географии. Мы изучали страны: их
географическое положение, природу, исторические
и культурные ценности, население. Как-то
интересно было изучать хозяйство этих стран. Мы
много знали городов, находящихся за рубежом, а
сейчас спроси выпускника про Магнитогорск — не
каждый и ответит, где находится (Марина
Максимовна, пенсионерка, раньше работала
ткачихой).
— Я хочу сказать о несогласованности материала
учебника и карт атласа. Мой ребенок учится в 5-м
классе, изучает природоведение (автор
А.А. Плешаков). В тексте при изучении
гидросферы даны крупнейшие моря: Филиппинское,
Аравийское, Коралловое. Мы долго искали по карте
атласа для 3—5-го классов, но смогли лишь
предположить, где находится Филиппинское море (Анна,
медсестра).
— У меня создалось впечатление, что сейчас
география — это сплошные схемы. Куда же исчезла
из учебников красота бескрайней степи, могучей
тайги? Реки теперь изучают по их падению, уклону,
поперечному сечению, расходу воды. Думаете, это
дети изучают с удовольствием? Да они и учебник-то
не хотят открывать, когда неинтересно (Наталья,
воспитатель).
— Мало внимания уделяется работе с картами, да
и откуда взять время на уроке, если сокращены
часы изучения программного материала в 6-м
классе, 7-м и 10-м. Можно изучить всё обзором, но и
знания будут обзорными: кое-что и кое-как.
Удивляюсь, как еще учителя умудряются учить
детей грамотно работать с контурными картами (Галина,
медсестра).
— Мне нравились уроки, когда работали по картам
атласа и контурным картам. Изучение карты мира —
моя любимая тема. Наверное, поэтому и сейчас
люблю открыть и полистать атлас. Хочу привить эту
любовь сыну (Михаил, шофер).
— Мне кажется, нужно изменить программу,
снизить уровень сложности. Необходимо глубже
изучать свой край.
— Хочу, чтобы мой ребенок с радостью открывал
учебник географии и ждал с нетерпением
следующего урока. Пора уже в каждом классе иметь
компьютер, а то у нас одни разговоры о новых
компьютерных технологиях.
Раньше базовые магазины поставляли пособия
ежегодно. А теперь мы остались без самого
главного в географии, да и вообще на школу никто
не обращает внимания (Ирина, учитель).
— Посвятить больше тем изучению карты,
государств.
— Чтобы каждый ученик имел возможность купить
себе глобус.
— Очень сложный переход от изучения природы к
экономике России в 9-м классе.
Беседовала Л.К. ГАРОЧКИНА,
Отличник народного образования РФ,
учитель СШ № 7 г. Клинцы
Брянская обл.
|